Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

erid: LdtCKL6jq

Работа кипит днем и ночью

В зоне обслуживания линейного механика находятся экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры, катки и асфальтные комплексы — мощные помощники для дорожников предприятия. Эту технику используют на разных участках, в частности по строительству, регенерации, ремонту и капремонту дорог, а также обслуживанию федеральной трассы.

— Мы работаем вахтой, чтобы иметь быстрый доступ к машинам, — рассказывает Олег Енбахтов, — наши коллеги-механизаторы за рулем техники трудятся в две смены — днем и ночью, и в случае поломок нужно оперативно устранять проблемы. Обычно на одном участке нам вверено 12–18 единиц техники. Но бывают периоды, когда объем работ возрастает, привлекают больше железных помощников. Например, когда делали развязку в обход Уссурийска, было 30 машин, дорогу к газоперерабатывающему заводу — 55, а на трассе Чита — Хабаровск в районе поселка Сиваки — 70. Нагрузка на технику в целом большая. Необходимо вовремя проводить техосмотры и ремонтировать её. Что можно, исправляем на месте своими силами, а если поломка серьезная — обращаемся к руководству, и нам присылают помощь. Важно, чтобы при отказе в работе техника как можно меньше находилась в ремонте и быстро вернулась в строй.

Почему машины «хандрят»

При разговоре с линейным механиком возникает стойкое ощущение, что находишься в кабинете у врача. Только доктор этот поправляет здоровье не людям, а машинам. Проводит диагностику, ставит диагноз и оказывает помощь. Специалист говорит, что его железные пациенты любят заботу и внимание. А главная причина, почему они «хандрят» и выходят из строя, — возраст. — Чаще всего машины начинают «болеть», когда выходит время эксплуатации, — отмечает Олег Юрьевич. — Техника стареет и с возрастом все меньше выдерживает нагрузку. Поломки у машин в основном одни и те же.

Чаще выходят из строя двигатели и гидравлическая система. Мы трудимся в команде с механизаторами, автоэлектриками, сварщиками, токарями, водителями и гидравлистами.

«Раньше как было: два рычага в руки взял и поехал, а сейчас все на кнопочках, джойстиках, компьютеризировано».

Практически вся тяжелая техника предприятия работает на масле: это на техническом языке механика — гидравлика. Гидравлисты нередко приезжают на участки, чтобы помочь коллегам с ремонтом. — Если совместными усилиями решить проблему не удается, то грузим технику на трал и доставляем на ремонт в Благовещенск, — говорит Олег Енбахтов. — Взамен присылают другой агрегат. Но это если до города относительно недалеко.

Если находимся в другом регионе, то нам присылают запчасти и меняем их на месте, так как везти в мастерские на ремонт технику затратно. В обязательном порядке на участках проводим техобслуживание машин, в том числе меняем масло. Для этого делаем заявку, получаем горючесмазочные материалы. В оговоренное время приезжает специальная служба и проводит необходимые процедуры — старое масло откачивают и заливают свежее.

«Сегодня интереснее работать, чем раньше»

Свою работу линейный механик считает не сложной, но требующей постоянного развития и опыта.

— Раньше как было: два рычага в руки взял и поехал, — улыбается Олег Юрьевич, — а сейчас все на кнопочках, джойстиках, компьютеризировано. В современных машинах стоит компьютер, и они сами себе проводят диагностику. Еще лет десять назад, если, скажем, бульдозер вдруг перестал поворачиваться, было ясно, где и что подкрутить. Мы тут же делали ремонт, и он ехал работать дальше. А сейчас не так. Важно своевременно проводить диагностику, проверять, сколько машиной намотано часов, какой запас прочности дает производитель, то есть знать, через какое время от начала эксплуатации техника может «захандрить». И соответственно, ремонтировать ее нужно заблаговременно, чтобы не доводить ситуацию до поломки. Конечно, сегодня интереснее работать, чем раньше. Постоянно учимся, машины обновляют, покупают все более сложные механизмы. Начинали мы работать с отечественной техникой, а потом стали закупать и иностранную. Приезжали инструкторы, рассказывали, показывали, как ей управлять и как ее «лечить». Теперь в плане поиска информации попроще — зашел в интернет и нашел, какая может быть причина той или иной поломки и возможные пути решения.

«Механики — часть огромного мощного механизма»

Когда горячий дорожный сезон заканчивается, механики помогают коллегам на автобазах «Асфальта», где требуется осмотр и ремонт самосвалов, КамАЗов и других тяжеловесов.

— Рабочие руки всегда нужны, — говорит Олег Енбахтов, — мы имеем право допуска машин на линию, проверяем их состояние. Привлекаем к ремонту и наших механизаторов. Где-то надо кувалдой постучать, лом подержать, ключи подать. Когда разные специалисты к работе подключаются, она гораздо быстрее продвигается. Тем более что команда у нас дружная и слаженная, костяк в коллективе держится много лет. Молодежь приходит — передаем опыт и контролируем, чтобы все делали как положено: вовремя проверяли уровень масла, уровень заряда аккумуляторов и так далее.

Олег Енбахтов замечает — костяк коллектива держится в компании много лет неслучайно.

— На нашем предприятии чувствуется стабильность, зарплата — вовремя, есть соцпакет, даже за здоровьем сотрудников следят. Диспансеризацию проходим каждый год, а кроме того, в одном из медцентров нам предоставляют на медуслуги скидку 50 процентов, — отмечает механик. — Сейчас еще и на участках — в вахтовых поселках — устанавливают компьютерные медцентры. Хорошее отношение руководства к работникам имеет большое значение. И кстати, на День дорожника и юбилей предприятия, невзирая на чины и ранги, весь коллектив собирается вместе — и руководители, и подчиненные, и в торжественной обстановке встречают праздник. Идет культурная программа, кого-то отмечают грамотами, благодарственными письмами. В такие минуты понимаешь, что ты — часть огромного мощного механизма, и это приятно.

«Вот тут была тайга, а тут — болото»

Олег Енбахтов родился на Урале. Мама была медицинским работником, отец водителем. Когда сыну исполнилось три года, родители решили переехать жить в Якутию, где он окончил школу, а в 1976 году поступил в благовещенское училище № 27, ныне это дорожно-строительный колледж. Здесь получил специальность тракториста-машиниста гидромелиоративных работ.

— Выбор профессии был не случаен, — поясняет Олег Юрьевич, — техника меня с детства привлекала. Отец часто брал с собой на работу, я с ним был и в гараже, и в кабине разных автомобилей, мог порулить. В 1977 году во время первой учебной практики, которую проходил трактористом, мне завели первую трудовую книжку. Получив образование, я немного поработал бульдозеристом и пошел служить в армию, а через год поступил в благовещенское танковое училище. Потом отслужил 12 лет в Забайкалье, но уволился и опять сел в кабину экскаватора. Сначала работал на сельхозпредприятии, а затем устроился в «Асфальт». Отработал 12 лет на автогрейдере, а после перешел на должность механика.

В общей сложности стаж Олега Енбахтова на предприятии почти 27 лет. Сегодня он уже достиг пенсионного возраста, но усталости от любимой работы не чувствует. С удовольствием чинит технику не только на работе, но и дома, начиная от вентилятора и заканчивая машиной.

— В душе чувствую себя еще молодым, на пенсию, к счастью, никто не гонит, — улыбается Олег Юрьевич, — есть охота с людьми в нашем дружном коллективе подольше повзаимодействовать и пообщаться. Так что, думаю, еще поработаем! Труд дорожника — созидательный. Ты получаешь радость, когда видишь плоды своего труда. Понимаешь, что в этом мире приносишь пользу — делаешь то, что останется после. Очень приятно ездить по дорогам, в которых есть и частица твоего труда. Все участки помню. Едешь с родными и показываешь — вот тут была тайга, а тут болото — много воды откачивали. А теперь здесь красивые ровные дороги.

Самый сложный ремонт занял 3 месяца

Самой сложной задачей за все время работы в «Асфальте» для линейного механика стал капитальный ремонт бульдозера, который пришлось делать во время строительства дороги на Сахалине.

— Как только приступили к стройке, двигатель вышел из строя, — вспоминает Олег Енбахтов. — Составили дефектную ведомость, отправили в Благовещенск. Специалисты посмотрели и сказали, что нужен ремонт. Обратно везти такую технику очень затратно. Весит она 60 тонн. Целиком транспортировать не получится, надо частично разбирать, задействовать длинномеры и тралы. Переправа на пароме стоит недешево, к тому же требуется получить разрешение, чтобы перевезти машину с Сахалина через Хабаровский край и ЕАО в Амурскую область, составить дорожные карты. Поэтому решили ремонт сделать на месте. Разобрали весь экскаватор, отвезли двигатель в мастерскую. Потом собрали технику, заменив старые детали новыми. Обычно ремонт машины на линейных участках занимает 2–3 дня, а этот шел три месяца, причем зимой. За всю мою практику он был самым сложным.

Реклама. АО Асфальт, ИНН 2801069343

Возрастная категория материалов: 18+