Фото: «Петропавловск»Фото: «Петропавловск»

Искали себя на земле, нашли в небе

За пятнадцать лет вертолеты «Петропавловск-Авиа» преодолели расстояние, которого достаточно, чтобы обогнуть земной шар 84 раза. Настолько востребованной оказалась авиация в Петропавловске. Без нее было бы невозможно интенсивное развитие Маломыра, Албына, Олекмы, да и всей группы компаний.

16050

часов — общий налет

В летном составе предприятия 10 летчиков: пилоты, штурманы, бортмеханики. Истории большинства как под копирку — закончил военную службу, искал себя на земле, а нашел опять в небе. Каждый принимал решение по отдельности, но, по сути, все хотели одного — летать!

Александр Матвеев — заместитель директора авиакомпании по летной работе и командир самого первого экипажа. Летает по сей день. В Амурскую область приехал из Москвы, ради нового дела ушел из крупной международной авиакомпании.

— После армии работал в авиакомпании S7 инспектором по безопасности полетов. На тот момент уже полгода не летал, а летать хотелось, — вспоминает Александр Дмитриевич. — Потребность в авиации ощущалась остро. Начиналось развитие рудников в Селемджинском районе, на границе с Якутией. Дорог еще практически не существовало, к месторождениям пробивались только геологи на вездеходах. Стояли вопросы по доставке людей и грузов на большие расстояния. Интенсивные полеты начались практически сразу. Я получил все, чего хотел, тем более что в начале экипаж был всего один.

Сегодня в авиапарке предприятия три вертолета Ми-8 разных модификаций. Основные задачи — транспортировка продукции золотодобывающих предприятий и оборудования, перевахтовка специалистов, доставка руководителей, обеспечение работы геологических партий. Пилоты авиакомпании привлекаются к ликвидации последствий ЧС, когда дело касается лесных пожаров и наводнений. В списке особых задач — эвакуация людей по системе санавиации.

Час на раздумья

Дмитрий Владимирович Шевченко — старший штурман авиакомпании. После увольнения из армии планировал работать в сфере юриспруденции. Над предложением вернуться в авиацию думал очень недолго.

1380

тонн — столько перевезено грузов

— Предложение поступило от директора авиакомпании Михаила Степановича Осычнюка. Я его спрашиваю: «Сколько у меня времени подумать?» Он отвечает: «Час», — рассказывает старший штурман. — В числе нового были посадки на болотистую местность. В армии мы с таким не сталкивались. Другой момент — доставка геологов. Они везут с собой все необходимое для работы и жизни в тайге: оборудование, инструменты, запчасти для вездеходов, продукты и так далее. Такие полеты проходят при полной загрузке. Плюс непростые климатические условия, рельеф. Местность гористая, и если низкая облачность, то набрать высоту над вершинами нет возможности. Находили выход — летали по руслу реки. Если межсезонье — значит резкие перепады температур. С одной стороны склон прогревается, с другой холодный. При пересечении хребта с южной стороны тебя вверх подкидывает, с северной — вниз бросает.

За 15 лет условия работы для горняков в Амурской области сильно изменились: доставка людей и грузов на Маломыр, Албын и новые месторождения налажена по земле. Однако потребность в авиации сохраняется по сей день. В межсезонье — распутица, зимой — наледи, летом — наводнения, а продукты питания и людей на рудниках ждут круглый год.

За 15 лет в «Петропавловск-Авиа» не зафиксировано авиационных инцидентов или авиапроисшествий. Авиакомпания считается одной из самых надежных на Дальнем Востоке.

В прошлом году, помимо привычных задач, летчики выполняли доставку людей из ПВР на предприятия. Каждый полет в средствах защиты — по нескольку часов в масках, перчатках, не ослабляя внимания. После посадки полная дезинфекция кабины, потом обратный маршрут. Производство не было остановлено, и в этом тоже есть заслуга летчиков.

Полетать — это святое!

Владимир Александрович Бовтунов, старший бортмеханик авиапредприятия. В «Петропавловск-Авиа» пришел, когда предприятию исполнилось три года. В коллектив вжился без проблем.

3370500

километров — пройденное расстояние

— Я еще в армии служил, уже знал, что есть в Амурской области молодая авиакомпания, которая состоит из близких по духу людей. Приехал, меня приняли как своего. Работы оказалось столько, что летали больше, чем в войсках. Нам же полетать — это святое! — подчеркивает Владимир Александрович. — Особенности работы ощутил сразу. Мы все пришли из армии, привыкли к дисциплине, но здесь отношения иные. Работает привычная система «старший — подчиненный», но все строится на взаимопонимании и уважении. На земле не засиживаемся, но я не помню чего‑то из ряда вон выходящего. Это свидетельствует о качестве подготовки летного состава, его отношения к работе.

За 15 лет в «Петропавловск-Авиа» не зафиксировано авиационных инцидентов или авиапроисшествий. Авиакомпания считается одной из самых надежных на Дальнем Востоке. Пара слов об уровне профессионализма — пилоты «Петропавловск-Авиа» способны посадить вертолет с двумя неработающими двигателями. Крайне сложное упражнение, требующее максимальной концентрации и опыта.

«Командир должен быть там, где трудно», — говорит директор авиакомпании Михаил Осычнюк, который и сам летает.

Уникальный прием удалось перенять у летчиков-испытателей знаменитого ОКБ Миля (разработчик и производитель вертолетов). Ми-8 летают во многих авиакомпаниях по всему миру, но подобное больше никому не под силу. В «Петропавловск-Авиа» надеются, что подобные навыки в повседневной работе не пригодятся. Они нужны, чтобы летчики были уверены в своих силах. Кроме того, когда есть понимание, насколько серьезен риск, отношение к нему соответствующее.

Все в одном экипаже

Пятнадцать лет назад все начиналось, как и многое в Петропавловске, с нуля, даже своего помещения не было. Летчики собирались в квартире Александра Матвеева, чтобы решить организационные вопросы. К тому времени было самое главное — первый вертолет. Его перегоном в Благовещенск занимался Михаил Осычнюк, будущий директор авиакомпании.

На тот момент Михаил Степанович возглавлял кафедру Военно-воздушных сил в Военной академии имени Фрунзе. До этого служил во фронтовой авиации на командных должностях. Однажды получил просьбу найти, протестировать и доставить в Амурскую область вертолет.

Пилоты «Петропавловск-Авиа» способны посадить вертолет с двумя неработающими двигателями. Крайне сложное упражнение, требующее максимальной концентрации и опыта.

Нужную машину купили на вертолетном заводе в Улан-Удэ, в ее перегоне также участвовали заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Кутанин и бортмеханик Сергей Игумнов.

87000

человек — столько перевезено пассажиров

— Задачу выполнили, собираюсь обратно в Москву. Звонит генеральный директор УК «Петропавловск» Сергей Егорович Ермоленко, приглашает на встречу. Руку мне пожал, поблагодарил и спрашивает: когда взлетим? Тут же мне бумагу подсовывает, на ней написано: создать подразделение «Петропавловск-Авиа», генеральный директор Осычнюк Михаил Степанович. Перед фактом поставили. Я думаю, дай‑ка еще полетаю. 14 июня 2006 года получили свидетельство эксплуатанта и начали работать, — вспоминает Михаил Осычнюк. — Коллектив подбирал из числа людей, которых знал по службе. У нас нет «Равняйсь!», «Смирно!», отношения более дружеские, но в основном порядки военные. В первую очередь это касается ответственности — мы вместе в одном экипаже.

Директор предприятия тоже летает сам и уверен — это помогает в работе:

— Командир должен быть там, где трудно. Прежде чем поставить задачу подчиненным, я должен понимать, как ее выполнить. Тогда люди тебя поймут, подтянутся и выполнят самые сложные задачи и даже сверх того.

Наземная служба обеспечивает надежную работу авиаотряда

«Петропавловск-Авиа» — это полноценное авиапредприятие, в котором работают не только летчики. Наземная служба состоит из одиннадцати человек. В их числе инженеры, техник по обработке полетной информации, диспетчер, водители, начальник штаба, заведующий хозяйством, врач, специалисты по заправке ГСМ. Все эти люди обеспечивают бесперебойную, круглосуточную и надежную работу авиаотряда.

Возрастная категория материалов: 18+