• Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко
  • Фото: Арина Шевченко

Как стали многодетными

Вместе не тесно — это про них. Когда попадаешь в дом семьи Потаповых, понимаешь, что здесь живут дружно и ладно. Большой двухэтажный дом с удобствами и банькой, гараж, сараи, огород, лужайка для выпаса животных, дворик для бассейна, скамеек и качелей — места всем хватает.

Удивительно, но в доме нет того шума и гама, какой представлялось услышать. Детей-то не два или три, а целых двенадцать! (Точнее, одиннадцать, потому что у старшей дочери теперь своя семья.) Но детки все некрикливые, воспитанные и очень любящие своих родителей. Это видно по тому, как каждый спешил прильнуть к маме, словно спрятаться под ее крыло. Ни капризов тебе, ни споров — чувствовалось большое почитание и уважение старших.

Олена работает в детском саду медсестрой, в день нашего приезда ее отпустили с работы. А Руслан — бывший водитель на городской станции скорой помощи. На время он стал «домохозяином» — находится в отпуске по уходу за приемным ребенком-инвалидом. Так решили на семейном совете. В большой семье, где еще и большое хозяйство, очень нужны мужские руки. Пока жена на работе, ему с домашними хлопотами помогает мама — скромная бабушка дюжины внуков, которая постеснялась общаться с журналистами.

— Нашей семье 22 года. Когда мы с Русланом ее создавали, понимали, что у нас будет много детей. Я выросла в многодетной семье, где нас было пятеро. Да и муж тоже хотел примерно столько. Но мы свой план перевыполнили, — рассказывает Олена.

Многодетные родители Руслан и Олена Потаповы — активные участники и победители городских конкурсов в Белогорске. В этом году им и многодетной семье Бормотовых вручили памятные знаки «Семья — доброе сердце» и дипломы победителей регионального этапа Всероссийского конкурса «Семья года».

В лице Руслана она нашла любимого человека, друга и партнера по жизни. «Я рос без братьев и сестер и очень хотел большую семью. По себе знаю, как одному плохо, — признается Руслан. — Да, с одной стороны, все достается тебе, но с другой — тебе не с кем поговорить и поиграть. У всех друзей — куча родни, а ты один». Так что в том, что у пары семь общих и пять приемных детей — во многом и его заслуга. Иногда волевое решение о том, что ребенку быть, Олене помогал принимать он. И тем самым однажды даже спас жизнь их еще не рожденному сыну.

— Во время третьей беременности врачи говорили, что родится ребенок-гидроцефал (с водянкой головного мозга), и убеждали прервать беременность. Я очень переживала, ведь, как медик, знаю о серьезном диагнозе, но муж сказал, что будем рожать: «Какой есть, такого и будем растить». Но, слава богу, сын родился здоровым! Мы назвали его Богданом. Он умный и способный парень, — улыбается женщина.

Где первый, там и второй

Олене сегодня 41 год, Руслану — 48. Возраст ребятни — от 21 года до 3 лет. Детям, рожденным у пары: Римме — 21 год, Коле — 18, Богдану — 15, Максиму — 11, Вове — 8, Анитте — 5 и Насте — 3 годика. Приемным: Оле — 17 лет, Коле — 14 лет, Лере — 10, Сергею — 8 и Марте — 8 лет.

Приемных детей Потаповы в свою семью взяли в 2014 году, когда у них самих было уже пятеро — дочь и четыре сына. Говорят, что подумывали о еще одной девочке — дочь хотела сестренку, но вышло иначе.

Как-то подруга попросила Олену съездить с ней в детский дом — забирала под опеку ребенка. В социальном учреждении Олене, как возможной претендентке на опеку, показали фото двух девочек — Иры и Оли, предложили взять на каникулы в гостевую семью. Притянутся к друг другу — можно в дальнейшем оформить опеку, а если сердце не ёкнет — пусть хоть погостят.

Но пока женщина собирала документы, чтобы взять детей на каникулы, Иру забрала другая семья. Еще выяснилось, что у 10-летней Оли есть младший братишка Коля. Он тогда был очень маленького роста — в семь выглядел на четыре года. От намерений Потаповы не отказались и пригласили ребят к себе в гости.

— Забавная история вышла в первый день с нашим младшим Колей. Он привык в детском доме видеть только женщин. Когда я привезла их с Олей домой, Руслан был на работе. И вот он приходит с дежурства на скорой, заходит на кухню, а мы с детьми ждем его за столом, и Коля как закричит мне: «Мама, смотри, монстр пришел!» — вспоминает Олена. — Не испугался, наоборот, с каким-то восхищением воскликнул. Для него увидеть мужчину — диво-дивное было. Потом мы объяснили, что девочки и мальчики вырастают в женщин и мужчин.

Иногда волевое решение о том, что ребенку быть, Олене помогал принимать муж. Тем самым Руслан однажды спас жизнь их еще не рожденному сыну.  

Свою первую встречу с семьей Потаповых 17-летняя приемная дочь Оля хорошо запомнила. Как рыдала, когда каникулы быстро закончились и нужно было возвращаться в детский дом. Девочка с братом хотели остаться с теми, к кому привязались.

— Я поехала в органы опеки, там сказали, что у нас документы почти готовы, но нужно постановление мэра, чтобы детей могли передать в нашу семью, — вспоминает Олена. — Но прежде специалист хотела узнать о Оли и Коли, желают ли они жить с нами. Оля скромно сказала «да», а Коля сразу в слезы: «Не забирайте меня! У меня четыре мамы: одна меня родила, другая ухаживала, третья присматривала в детском доме. А это моя четвертая мама, я только ее нашел!» В общем, пока мы дожидались постановления, нам продлили «гостевую» еще на неделю. Документы тоже оформили быстро, я съездила забрала кое-какие вещи. Дети с каникул в детдом уже не вернулись. Сейчас Коля учится в кадетском классе и в музыкальной школе, играет на аккордеоне, а Оля — студентка техникума.

Племянницы-дочери

Через месяц после оформления первой опеки до женщины дошли неприятные вести о ее двоюродной сестре, которая жила в Магадане (Олена с мужем тоже оттуда). Родственница оказалась матерью-кукушкой и собственных детей променяла на мужчин и выпивку. Целый год сотрудники органов опеки пытались вразумить молодую женщину (единственную дочь у родителей), потом все-таки лишили родительских прав. Двух ее девочек отправили в детский дом, а старшего сына забрал первый муж. В том 2016-м Олена как раз носила под сердцем Анитту, но решилась на отчаянный шаг. Муж ее поддержал.

— Нам сначала не давали девочек под опеку, потому что мы ждали восьмого ребенка. Мне пришлось выходить на министра социальной защиты области в поисках поддержки. Она как раз приезжала в Белогорск на мероприятие по многодетным семьям, а я тогда еще делала презентацию нашей семьи. И нам помогли. К этому времени я уже родила дочь. И на полученные декретные мы взяли билеты в Магадан и полетели за племянницами. Так что я «купила» себе еще двух дочек, — смеется Олена.

Дети любят борщ, плов, супы и кукурузную кашу. Едят в два-три захода: сначала младшие, потом старшие.

Кстати, брать или не брать девчат, решали на семейном совете вместе с детьми. Взрослые рассказали им, почему девочки оказались в детском доме. Спросили у дочерей и сыновей, родных и приемных, как они примут брошенных мамой, ведь обратно тех уже не вернешь, это не гостевой режим. И дети дружно проголосовали за. Так в семье появились Лера и Марта. Последнюю все называют сорвиголова — с ее характером надо было родиться мальчишкой.   

— Девочки сразу стали называть меня мамой. Вскоре выяснилось, что у Леры слабое зрение. Я заметила, что, когда она зовет меня, то смотрит не совсем на меня, а куда-то в сторону. Слава богу, нам попались хорошие врачи, мы стали лечить глаза, ездить в детскую областную больницу и добились того, что теперь Лера видит почти на 50 процентов. Ждем еще одной операции, когда дочь подрастет. А ведь по документам, которые нам выдали в детском доме, она была совершенно здорова, — вспоминает Олена.

Трудное решение

Сегодня под крышей большого дома Потаповых, по сути, уживаются три семьи — дети носят три фамилии. 8-летний Сергей — последний из приемных детей. Сначала супруги брали ребенка на гостевой режим, а потом, когда его маму лишили родительских прав, оформили опеку.

— Я работал на скорой, знакомая призналась, что хочет взять ребенка из соцучреждения. Рассказала про Сережу, а мы о нем уже знали. У мальчика есть диагноз, он отстает в умственном развитии. Я объяснил знакомой, что ее ждет, спросил, готова ли она к таким трудностям. Та все взвесила и призналась, что не готова. А мне хотелось помочь ребенку — он спокойный, добрый, ласковый. Если им заниматься, то вырастет хороший человек. Я предложил Олене взять его в нашу семью, — говорит Руслан.     

— Честно признаюсь, это решение далось мне непросто, ведь ребенок сложный. Я долго думала, найдутся ли у меня душевные и физические силы, чтобы поднять его, — делится сомнениями Олена. — И все-таки мы приняли решение. Так Сережа попал в нашу семью. Это очень добрый мальчик. Мы добились, чтобы его взяли в коррекционную школу, где с детьми занимаются психолог и дефектолог. Он перешел уже во второй класс. Раньше сын почти не говорил, а теперь болтает, все понимает. Мы видим его успехи, радуемся им и надеемся в будущем дать ему рабочую профессию. Поначалу его мама говорила, что я украла у нее ребенка, а в последнее время через знакомых благодарит за сына и передает приветы.

Коля-старший и Коля-младший

В семье Потаповых теперь трое ребят-ровесников — им по 8 лет, и два Коли — старший и младший. Но любимица у всех, конечно, самая младшенькая — трехлетняя Настёна. Маленьких обычно больше балуют.    

— Наши оба Коли настолько привыкли, что их называют старшим и младшим, что на свое имя не отзываются. Интересно, что оба они Руслановичи, фамилии только разные. Нас иногда спрашивают: смогли ли вы полюбить приемных детей? Но мы детей не разделяем, мы все одна семья! Родить и воспитывать — несравнимые понятия. Родить можно за сутки, а воспитываешь ты всю жизнь. Дети все разные. За кого-то, как говорится, больше придется поплакать и попереживать, за кого-то меньше. Поэтому все двенадцать — это мои дети! Каждому из них пытаемся привить все те духовные ценности, которые утрачены в нашем обществе. Учим почитать родителей и старших. Также тому, что мужчина — глава семьи и ее защита, что семья — самое главное для человека, и что надо беречь и ценить друг друга. Прошу, чтобы всегда говорили, куда идут, чтобы мы знали и были спокойными. У нас верующая семья, и детей мы растим в вере, — признается Олена.

По словам многодетной мамы, все приемные дети знают о своих настоящих родителях и, если те захотят общаться, не будет препятствовать. Олену тоже воспитывал отчим, и она не видит в этом никакой трагедии. «Вырастут, сами решат, общаться с кровными родственниками или нет. Главное — не нести груз огорчения и обиды, что выросли не в своем родном доме. Тем более что и из родного гнезда подросшие дети тоже вылетают, — замечает многодетная мама. — Наша старшая вот уже упорхнула, окончила профучилище, вышла замуж и недавно сама стала мамой. Но она все равно с нами, живет неподалеку. Коля, ему 18 лет, и 17-летняя Оля учатся в техникумах и тоже скоро упорхнут. Дети же быстро растут.

«Разнополые» этажи

В двухэтажном доме Потаповых второй этаж занимают мальчишки, а на первом обосновались девчонки. Младшие дочки, пяти и трех лет, спят в зале — вдвоем на большом диване. К слову, чтобы жилая площадь соответствовала требованиям, предъявляемым к приемным семьям, супруги купили на маткапитал еще дом рядом.

— Сначала мальчикам мы выделили комнаты на первом этаже, но моих нервов не хватило, чтобы каждый день убирать в их комнатах. Поэтому перевели на второй этаж — пусть делают, что хотят. То, что там не прибрано, не так заметно, — смеется Олена. — Теперь внизу живут девочки и, замечу, чаще и чище убираются. Мы предлагали мальчишкам занять на втором этаже разные комнаты, чтобы старшие были отдельно. Но они решили жить все вместе. Там сообща занимаются спортом, делают уроки, играют.

Помощь от государства

— Олена, даже работающие многодетные родители в свой адрес иногда слышат: мол, нарожали, чтобы жить на пособие. Как вы реагируете на подобные выпады?

— Я ничего не отвечаю. Тот, кто так говорит, не был на месте многодетной матери или отца. Почему этот человек не имеет столько детей? Потому что он предполагает, какие трудности его ждут. Быть многодетной мамой — это огромный труд! Либо ты всю зарплату на себя любимую потратила, либо ее приходится кроить на всех. Дети же голодные и раздетые не будут ходить, плюс еще занятия, кружки, школа. Например, у нас ребята учатся в музыкальной школе, занимаются шахматами. И если шахматы для многодетных семей бесплатно, то музыкальное образование мы оплачиваем. Пусть 50 процентов от стоимости, но это 4 500 рублей в месяц, — продолжает Олена.

Супруги не отрицают, что пособие от государства — хорошее подспорье для большой семьи. Если считать вместе с Олениной зарплатой, в месяц выходит 145 тысяч рублей. Вроде бы много, но если разделить сумму на всех домочадцев, то получается по 10 тысяч на человека, то есть немного.

Основные траты, конечно же, идут на питание. Крупы, сахар и муку здесь закупают мешками, остальные продукты — коробками. В день семья съедает четыре булки хлеба.

— Удобно, что пособия на детей приходят не в одно время, поэтому планируем покупки. Деньги тратим разумно: сначала на всю коммуналку — свет, вывоз мусора, дрова и уголь, потом на бензин для поездок, продукты, а дальше уже берем что нужно из вещей. Незапланированные наши траты — когда машина ломается либо что-то из бытовой техники. Это требует серьезных вложений. Сейчас начинаем готовиться к школе, тоже большие затраты, — поясняет женщина.

На чем из продуктов Потаповы не экономят, так это на фруктах и сладостях. Конфеты, печенье и мороженое — любимое лакомство детей. Молоко, яйцо, мясо — свои. Супруги держат коз, овец, гусей, кур и уток.

Была корова, которую подарил мэр Белогорска, точнее его супруга. Но в прошлом году Руслан заболел коронавирусной пневмонией (поражение легких было 90 процентов), пришлось продать кормилицу. «Он очень тяжело перенес ковид, я боялась, что останусь одна с детьми, поэтому и продала корову, не справлялась сама», — говорит Олена. 

Поход по магазинам

По магазинам обычно в большой семье ездят «партиями» — поочередно одевая и обувая детей. Во-первых, всем «табором» ходить неудобно, да и потратишь гораздо больше денег на спонтанные покупки и «хотелки». А, во-вторых, надо ехать сразу на двух машинах.

Чтобы сводить детей в городской парк, родителям надо выложить из своего кармана 8 тысяч рублей. Дети-подростки уже понимают, что для семьи это накладно, не просят покататься на аттракционах. А вот малышне, конечно, хочется — «и на тех, и на других».

Зато на природу семейство выезжает часто. Вместе с друзьями, тоже многодетной семьей (там 10 детей), на их дальневосточном гектаре вскладчину построили домик, там и любят отдыхать, шашлыки жарить.

«Если вы задумались о том, чтобы взять под опеку ребенка, возьмите его сначала на гостевой режим, — советует Олена Потапова. — Это возможность присмотреться, узнать будущего подопечного. За неделю вы примерно поймете, сможете его «потянуть» или нет. Также узнавайте о ребенке как можно больше информации. Возможно, тогда отказов и возвратов детей в соцучреждения будет меньше». 

Есть еще у Потаповых мечта — съездить всем вместе на Байкал. Тем более что сейчас в семье уже три водителя, Коля-старший получил водительское удостоверение. «Мы любим путешествовать, ездили в Зею, дважды были в Приморье. Ездили на двух машинах, жили и дикарями в палатках на Русском острове, и домики в Андреевке арендовали. Но детям больше понравилось дикарями. На Русском острове мы в океанариуме побывали, там наш Сережка, кстати, и начал разговаривать», — вспоминает многодетная мама.

По словам Олены, на оба микроавтобуса они с супругом сами накопили — когда корова была, продавали молоко. Взяли подержанные, но это их палочки-выручалочки на колесах. Ни для одной из социальных программ, по которой многодетным можно было бы получить автомобиль, они не подходят. «Всегда сами всего добиваемся. Я четверых детей родила, а региональный капитал не получила. Почему — не знаю, всегда какие-то причины находятся. Единственное, что нам подарили — это корову. Большое спасибо мэру и его супруге за это, семь лет корова нас кормила», — признается Олена.

Любимец — у каждого

Рабочий день матери в этом большом семействе начинается в 6.30 утра. Олена собирает малышню и едет с ними в садик, где работает. Сама за рулем. Дети постарше остаются с папой, сейчас же каникулы. После работы у матери традиционная готовка, уборка, стирка. В одиннадцать вечера большой дом засыпает — таков режим.

У каждого из детей свои обязанности по дому и по хозяйству. Максим ухаживает за маленькими цыплятами, Вова — за большими, у Леры — породистые куры, которые несут голубые яйца, и перепелки. Семья купила инкубатор, сами выводят птенцов. Питомец у Оли — ручная крыса, у Анитты — ежик, у Коли-старшего — черная кошка Багира, котенок — у Богдана, у Леры — попугай-неразлучник. Еще в семье живут две красноухие черепахи. Они общие, как и козы, бараны и гуси.  

Нашлось на подворье большой семьи и место для бездомных щенков. Их возле детского сада родила уличная дворняжка. Уже подросших Олена забрала домой, чтобы попытаться пристроить в добрые руки. Пятерых раздала, четверо еще остались.

— Жалко всех, кто нуждается в заботе и внимании. Что нам всем нужно — и людям, и животным? Только любовь, — считает жительница Белогорска.    

Борщ и поцелуи

Готовят в большом семействе русскую кухню. Дети любят борщ, плов, супы и кукурузную кашу. Едят в два-три захода: сначала младшие, потом старшие. Поэтому, когда мы привезли торты и пирожные для угощения, первыми отведала их малышня. 

После приема пищи — каждый сын и дочь целует маму в щечку. Это дети проделывают с большим удовольствием. «Единственное, что им тяжело дается, так это попросить прощения и признать, что не правы, если что-то натворили», — делится своими наблюдениями Олена.  

Когда мы покидали гостеприимный дом, я спросила самого разговорчивого из мальчишек, 11-летнего Максима, что они еще хотели бы для семьи. Он ответил, что хотят еще одного мальчика, чтобы победить девчонок. «Нас тогда будет семь, а их шесть!» — бесхитростно признался тот. Пока ж счет равный: шесть — шесть.

— Уважите парней? — спросила его родителей.

— Как бог даст, — улыбнулась Олена.

— Даст — будем рады, — поддержал жену Руслан.

А место в этой большой семье и тринадцатому ребенку точно найдется! 

Невеста сына

Когда мы встречались с большой и дружной семьей Потаповых, там гостила и девушка их старшего сына Коли Ангелина. Она дружит с младшей сестрой Олей, так пара и познакомилась.  После учебы в Хабаровске и службы в армии парень планирует жениться. Он тоже мечтает иметь много детей.  

— Здорово, когда у тебя много братьев и сестер. Правда приходится следить за тем, что ты говоришь и делаешь, потому что младшие все повторяют. Еще они любят обниматься и повисеть на старших, но это нормально, — смеется Коля-старший.

Внучок Федор Иванович

Этим летом многодетные родители Олена и Руслан Потаповы стали бабушкой и дедушкой. В большой семье случилось пополнение. 9 июля, почти в канун Дня семьи, их старшая дочь Римма стала мамой. У нее с мужем родился сынок, которого уже величают солидно — Федор Иванович.

Возрастная категория материалов: 18+