• Фото: shutterstock
  • Фото: depositphotos/Dimaberlin

Ковид доводит до безумия

Для начала мы решили дать слово нашим читателям.  А людям действительно есть что рассказать.

—  Искажение всех вкусов и запахов у меня продолжается уже семь месяцев. Отвратительны практически все фрукты, овощи, курица, все жареное мясо. Все пахнет гнилью. Даже бытовая химия — гели, шампуни и зубная паста! Все на один поганый вкус. Как мне теперь с этим жить? — задается вопросом молодая женщина. 

—  Я теперь не знаю, чем мне мужа кормить, — сетует коллега из АП. —  Что не приготовлю, его от всего мутит. Сначала он перестал есть огурцы и арбузы, потом лимоны стали ему вонять, он за километр чувствует запах любой зелени, а от маленькой веточки укропа в куриной котлете его однажды чуть не стошнило прямо в кафе. Врачи ничего не говорят. Муж написал мне список продуктов, которые он не переносит. Там уже около двадцати наименований. И список расширяется. А дальше что будет?!

Сильно изменился запах мяса, рыбы и блюд из них. Свежие овощи, особенно лук, вообще отвратительны.  Из-за этого вся еда кажется невкусной.

Запах мертвечины

— Я новой коронавирусной инфекцией переболела еще прошлой осенью — в ноябре-декабре 2020-го. Но до сих пор не восстановилось обоняние. Сильно изменился запах мяса, рыбы и блюд из них. Свежие овощи, особенно лук, вообще отвратительны.  Из-за этого вся еда кажется невкусной. Даже запах влажных кухонных полотенец непереносимый. Зато всякие сладости — на отлично. Поправилась на два размера, — огорчена молодая женщина. — Но больше всего меня беспокоит то, что сильно изменилось восприятие «человеческих» запахов — описывать, на что они похожи, не буду.

А вот 33-летний житель амурской столицы, владелец одной из частных компаний, ответил откровенно: «Я после ковида теперь не могу спать с женой. И живем хорошо, и любим друг друга, но в кровати одной теперь с ней лежать не могу. От тела запах мертвечины. Полгода терпел, но больше не могу. Решили пока временно расстаться. Надеюсь, это когда-то пройдет. Тогда опять сойдемся и жить будем вместе. А пока ничего не могу с собой поделать».

Многие, кто пишет о своих проблемах с приглушенным или извращенным обонянием и вкусом (особенно это жители районов), подчеркивают: обращались к врачу, но вразумительного ответа не получили. «Амурская правда» решила помочь людям — мы нашли одного из самых продвинутых в Приамурье неврологов. Надеемся, что эта статья принесет пользу. Присылайте нам свои вопросы на novostiap@gmail.com: будет еще продолжение.

«Искажение вкуса и запаха — это навсегда?»

Ученый-невролог Вячеслав Ананенко о том, если ли шанс вернуть утраченное обоняние после ковида 

— Вячеслав Александрович, какие основные неврологические проблемы встречаются после перенесенного ковида?

—  Во-первых, нужно четко различать осложнения и последствия. Осложнение — это то, что возникает у пациента в остром периоде. Вначале респираторные симптомы, как при гриппе, и вдруг возникают изменения в нервной системе — это может быть инсульт, а могут быть просто бессонница, или нарушение обоняния, или изменение вкуса. Все это — осложнения. Если же человек уже выздоровел, вируса в крови нет, прошел не один месяц, а симптомы остаются: снижение обоняния, депрессия, онемение в руках не проходит — это и есть последствия. Причем, они могут проявляться отдаленно даже у тех, кто перенес новую коронавирусную инфекцию в легкой форме, как говорится, на ногах.

Если вы переболели ковидом, прислушайтесь к себе: первым делом нужно проверить, можете ли вы отличить на вкус соль от сахара. Если различаете эти продукты, то вкусовая функция работает правильно.

 — Почему такие разные симптомы при поражении нервной системы: у кого-то только снижено обоняние, а у другого нарушения речи или параличи? 

— COVID-19 очень схож с некоторыми образованиями нервной системы (АПФ2- рецепторами) и быстро расселяется по структурам нервной системы. Индивидуальные особенности защитных сил каждого заболевшего останавливают процесс распространения вируса на разных этапах его перемещения и активации в нервной системе. Отсюда и разнообразие пораженных структур: можно наблюдать легкие, средние или тяжелые формы как острой стадии болезни, так и их последствий.

Многое зависит еще от пути проникновения вируса в организм. Этот вопрос является одним из самых важных в понимании не только возможных вариантов развития болезни, но и в вопросах профилактики поражения именно нервной системы. Мы не носим маски или не носим их как положено, и очень плохо делаем. Чаще всего осложнения со стороны нервной системы, в том числе нарушения вкуса и обоняния, возникают у тех пациентов, кто заразился COVID-19 воздушно-капельным путем. 

— Почему так происходит?

 — В носовой полости очень близко разветвляются нервные рецепторы обонятельные. Проводились опыты на животных, и уже доказано: через три дня вирус может быть в полости черепа, в периферической нервной системе. Через слизистую носовой полости и обонятельные рецепторы COVID-19 проникает в обонятельные нервы, затем может заселяться в обонятельные луковицы и далее достигать тела нервной клетки. В конечном итоге он может достичь гипоталамуса и дальше распределиться в ствол — это уже 7—8-й день.

Многие доктора не знают до конца, почему у одного пациента происходит всего лишь снижение обоняния, у второго оно пропадает полностью и восстанавливается частично, а у третьего изменения остаются навсегда. То же самое касается и вкуса.

У кого-то вирус достигнет этих структур, а у кого-то никогда не достигнет. Это зависит от защитных систем организма, у каждого они индивидуальны. У одних пациентов на входе коронавируса будет реакция мгновенная, а у кого-то он пройдет до самых стволовых структур — это основной кабель нервной системы, который связывает с органами низлежащими, с мышцами и так далее. И если там происходит поражение, то такие пациенты, если выживают, то с грубыми последствиями. Вот почему ношение даже банальной маски не дает в большом объеме вирусу попасть в носоглотку и быстро проникнуть в нервную систему. Чем меньше вируса, тем эффективнее работает иммунная система.

— Это правда, что ковид может прятаться до поры до времени в наших собственных защитных клетках?

 — Правда. Этот особый способ проникновения вируса в нервную систему называют эффектом «троянского коня» — когда он поселяется в моноциты в неактивной форме. И уже моноциты в качестве «своих» клеток свободно проникают в структуры мозга. Пройдя все защитные системы незаметно и уже находясь в мозге, ковид начинает активизироваться. Проникнуть в нервную систему он также может внутрисосудистым путем, так как его рецепторы схожи с рецепторами внутренней оболочки всех сосудов. Очень коварный вирус!

— Многие жалуются на то, что обоняние, если и возвращается, то в извращенном виде: кого-то преследует запах ацетона или бензина, кому-то любые духи пахнут луком, а свежая жареная курица — тухлятиной. Что с этим делать? Люди обращаются к терапевтам, а те ничего не могут толком объяснить.  
 

— Потому что многие доктора не знают до конца, почему у одного пациента происходит всего лишь снижение обоняния, которое потом довольно быстро восстанавливается, у второго обоняние пропадает полностью и восстанавливается частично и крайне долго, а у третьего изменения остаются навсегда. То же самое касается и вкуса. В слизистой носа — огромное количество рецепторов, обонятельных раздражителей. Но запахи и вкусы мы ощущаем не этими рецепторами, и не луковицей обонятельной, которая у нас в лобной доле, и даже не проводниками нервными. Мы их ощущаем только тогда, когда импульс дойдет до коры головного мозга, до гиппокампа. Центры запахов и вкусов находятся рядом в височной доле.

При любом отеке слизистой — из-за любой ОРВИ или аллергии — вы тоже на время потеряете обоняние, но через неделю оно вернется. COVID-19 — особый вирус. Он идет внутрь клетки и достигает ее тела. Дальше переключается на другие контакты с теми же нервными клетками, которые в конечном итоге доведут его до коры головного мозга — до тех самых сложных клеток, которые формируют ощущения запаха. Они еще и различают запахи. То, что мы можем даже с закрытыми глазами определить марку духов, картофель отличить от баклажана, — этим занимается только кора. И если вирус клетки разрушил, меняются и извращаются запахи, меняются и извращаются вкусы. Они же находятся рядом.

Периферическая нервная система, то есть «провода», по которым идет импульс, медленно — пусть полгода или больше пройдет, — но они восстанавливаются. Что касается поврежденной вирусом клетки коры мозга, она практически восстановлению не подлежит. 

— Вкусовое извращение останется в таком случае на всю жизнь?!

— Природа всегда оставляет надежду. Сотни тысяч нервных клеток ковидом разрушены, а сотни тысяч остались здоровыми. И они начинают брать на себя часть функций погибших клеток за счет формирования контактов с другим зонами. Мы ведь рождаемся с определенным набором нервных клеток — их больше не становится. Но только в течение первого года жизни размер мозга у здорового ребенка увеличивается более чем вдвое.

Это происходит за счет того, что мозг формирует триллионы новых связей, которые соединяются в масштабную сеть. Когда нервные клетки разрушаются, другие клетки также могут формировать связи — это называется нейропластичностью. Запуск этого процесса требует огромных усилий врачей, настроенных на реабилитацию пациента.

—  Как ускорить процесс реабилитации — от самого человека что-то зависит?

— Зависит многое. Но для начала надо пойти на консультацию к опытному специалисту. Только невролог сможет отличить обострившиеся хронические заболевания, приведшие  тоже к нарушениям после перенесенного COVID-19, от симптомов поражения частей нервной системы.  Однозначно придется анализ крови сдать, при необходимости МРТ головного мозга сделать, а кому-то, возможно, показана еще и функциональная МРТ.

 — В чем ее особенность?

— Такой способ картирования показывает, как связаны между собой мозговой кровоток и активность нейронов: МРТ «видит» не только структуру, но и определяет, насколько поражены проводники, отдельные функциональные зоны головного мозга — моторные, речевые, зрительные, слуховые. Вероятность восстановления есть за счет нейропластичности, но процесс этот долгий.

«Для начала нужно понять, какая функция нарушена»

Понять, какая функция нарушена — такой совет дают пациентам специалисты Амурского центра медицинской профилактики.

—  Если вы переболели ковидом, прислушайтесь к себе: первым делом нужно проверить, можете ли вы отличить на вкус соль от сахара. Если различаете эти продукты, то вкусовая функция работает правильно. Многие задаются вопросом: «А если вкус немного видоизменился? Соль и сахар чувствую, но вкус шоколада после ковида стал совершенно другой. И селедка какая-то странная». Здесь гораздо сложнее. Соль и сахар — это абсолютно соленый и абсолютно сладкий продукты. А в шоколаде или соленой сельди есть сочетание вкусов. В этом случае функция вроде бы нарушена у человека, но говорить, какая конкретно, сложно. Могут сочетаться нарушения и вкусовой, и обонятельной функций одновременно, потому что эти центры в коре головного мозга находятся рядом.

Поэтому первый тест простой: соль и сахар. Второй вопрос, который может задать себе пациент: отличается ли запах еды от привычного? Например, дети говорят: «Мама, как вкусно пахнет апельсином!», а у вас другие обонятельные ощущения и ассоциации.

И третий вопрос, который нужно себе задать: чувствую ли я запах, которого в действительности нет? Окружающие говорят, что у предмета нет аромата, а вы его чувствуете. Это фантосмия — восприятие запаха, который в реальности отсутствует, — то есть фантом аромата. Если чувствуете запах, но очень слабо, или вообще не можете его различить, — это гипосмия: сниженная функция обоняния. А вот если запахов не чувствуете совсем — это аносмия.

И еще такой совет: постарайтесь перед началом восстановления обонятельной функции  обозначить «точку отсчета». Для этого можно взять какие-то ароматы с определенным отчетливым запахом, который вы точно помните. Это важно, потому что восстановление функции обоняния пойдет через восстановление памяти: мы будем вспоминать, как это пахло. Можете с завязанными глазами вдохнуть аромат зерен кофе, зубной пасты или духов знакомых. Запахи должны быть разноплановыми, но главное, чтобы сам тестируемый не видел обоняемые объекты.

Как помочь мозгу восстановиться

Ускорить работу по восстановлению можно, говорит ученый-невролог. Есть медикаментозная помощь, и тут к каждому пациенту должен быть индивидуальный подход, а есть общие рекомендации. Нужно дать мозгу пищу, из которой он выделит энергетический потенциал, чтобы оставшиеся нейроны работали более эффективно.

Полноценный сон

7—8 часов — это оптимальный вариант, менее семи часов спать нельзя!

— Засыпать желательно в одно и то же время — до 23 часов.  Если только вы всю свою жизнь не ложитесь в два часа ночи, а встаете в девять утра, и ваш организм уже сформировал свои циркадные ритмы. Но все-таки циркадные ритмы, которые формировались тысячелетиями биологией человека, заключаются в системе ночного сна: уходит солнце, становится темно. Снижается количество кортизола, повышается мелатонин, нужен отдых. В таком случае у человека будет несколько фаз сна: их можно по-простому для обывателя определить как быстрый и медленный сон. Таких фаз за ночь должно пройти определенное количество — только тогда мозг будет восстанавливаться. В этот период анализируется система поражений, в этот период идет процесс восстановления.

Питание с исключением рафинированных углеводов и увеличением полиненасыщенных жирных кислот

— Рафинированные углеводы — это не только сахар, который является носителем «пустых» калорий, а его чрезмерное потребление «помогает» вывести из организма витамины В, С, А и такие микроэлементы, как магний, железо, фосфор, кальций. Сокращаем потребление сладостей, любой выпечки, картофеля, хлеба, заменяем эти углеводы кашами. Исключать все сразу нельзя, тогда мозг будет трансформировать метаболизм многие месяцы, — пояснил невролог. —  Добавляем продукты, в составе которых большое количество жирных кислот. Потому что мозг — это большой студень, жировая ткань. Соотношение омега-3, омега-6 и омега-9 должно быть в определенной пропорции — это тема отдельного разговора. 

Фитонцидная и антигипоксическая профилактика

Для всех без исключения, кто перенес ковид, очень важны прогулки в сосновых или пихтовых парках с дыхательной гимнастикой.

Возрастная категория материалов: 18+