Фото: Архив АПФото: Архив АП

Личное клеймо в космосе

«Она не богачка, — говорят про нее родные и близкие. — Клара Петровна хороший специалист, которого приглашали, у которого просили совета, помощи».

Она и правда была безотказной и очень отзывчивой, как и многие дети первых послевоенных лет. Клара Петровна родилась 6 августа 1946 года. Отец был военным, воевать начинал еще в Финскую. Потом Великая Отечественная. Победу Петр Михайлович Марков встречал в Праге. Именно он, инженер по профессии, заложил в дочь все то, что сопровождало ее до последних дней. Мама работала в секретном отделе военкомата, но семья надолго не засиживалась на одном месте.

После войны отца-воентеха отправили сначала на Дальний Восток, укреплять госграницу. В 1954-м он демобилизовался, вернулся в Ульяновскую область, которая была родиной для всей семьи. Там он строил дороги, многие из которых служат по сей день.

Клара Петровна, еще будучи девчонкой, решила, что будет похожей на отца. Она с отличием окончила школу и могла спокойно рассчитывать на поступление в любой вуз. Вместо этого, будучи человеком увлеченным — комсомолкой, окончила техникум и пошла работать на Ульяновский ламповый завод. Именно там в полной мере проявился ее наследственный инженерный талант. Она с легкостью разбиралась в любых схемах, решала математические, физические задачи.

В итоге ее, девчонку, поставили на проверку ламп для космического оборудования. СССР активно осваивал космос, некоторые приборы в первых космических аппаратах были ламповыми. Лампы летели в космос с клеймом Клары Петровны Марковой. Это было ее личное клеймо.

Ручка от американского президента

Поворот в ее жизни случился в Венгрии, куда Клара Петровна поехала вместе с первым мужем — офицером группы советских войск. Там они прослужили пять лет.

Как-то в их гарнизонную квартиру постучали. Открыли дверь — на пороге командир части. Сказал, что от их квартиры по всему подъезду постоянно вкусные запахи. Она действительно очень хорошо готовила и получила от командования предложение стать поваром в солдатской столовой. Клара Петровна кормила целый гарнизон, но солдаты были очень довольны.

Когда мужа-военного перевели в Уссурийск, их уже ждали. Клара Петровна сразу получила руководящую должность в самом крупном ресторане города. Начинала администратором, позже работала заместителем директора.     

В 1974 году во Владивостоке состоялись исторические переговоры Леонида Брежнева и американского президента Джеральда Форда. Клара Петровна оказалась на самом ответственном направлении, вместе с командой коллег кормила американскую делегацию.

— Нас пригласили на собеседование. Специалисты из Москвы задавали вопросы на профессиональные темы. Скажу честно, мое специальное образование к общепиту не имело отношения, но я до этого несколько лет прожила с мужем-военным в Будапеште. Там видела, как организуется тот же фуршет, и уже по возвращении в Советский Союз многое постигала и изучала самостоятельно. Мою кандидатуру одобрили, — вспоминала Клара Петровна.

Исторический факт: уезжая из Владивостока, американцы не скрывали хорошего настроения. Переговоры во Владивостоке дали начало долгожданному диалогу по гонке вооружений. Ей на память досталась шариковая ручка с факсимиле Форда. (Факсимильная подпись — идеально воссозданный оттиск подписи ответственного лица, обычно руководителя, который используется для оформления некоторых документов. Выглядит факсимиле как небольшая печать или штамп. — Прим. ред.)

Квас для Ельцина, завтрак для Онищенко

Это был не единственный случай обслуживания высоких гостей. Уже в 90-е Клара Петровна обеспечивала визиты Ельцина, а потом Путина.

— Ельцин — двухметровый, подтянутый, от него такая мощная энергетика шла. С ним прибыли два повара — капитан и майор. Под их руководством все готовили. Когда встал вопрос, чем удивить президента, нам сказали: «Борис Николаевич либо очень горячее любит, либо очень холодное!» Дали совет про квас с хреном. Мы его приготовили по дореволюционному рецепту. У меня книжка есть 1868 года, которая называется «Образцовая кухня».

Рыбу еще подавали, но там целая история получилась. Пытались осетра в Амуре выловить, даже взрывчаткой глушили, но ничего не всплыло. В итоге осетра из Москвы привезли. Мы приготовили соус по собственному рецепту, лимончик добавили. Это блюдо так и осталось в нашем меню как «рыба по-президентски».

«В случае с Путиным было труднее угодить сопровождавшему его Геннадию Онищенко. Он все продукты проверял при помощи походной мини-лаборатории. Но зато потом ко мне уже никого не подпускал ни с какими советами или указаниями: «Это кухня Клары Петровны, посторонним здесь делать нечего!» А еще такую фразу бросил: «Я согласен один обед с президентом обменять на два завтрака у Клары Петровны!» Для нас это была самая высокая оценка», — еще одно воспоминание Клары Петровны.

Работа в системе общественного питания стала для нее смыслом жизни. Она возглавляла столовые и рестораны в Хабаровске, много лет руководила в системе военторга. Ее команда кормила целые соединения на полигонных учениях, и при этом ни одного замечания за много лет безупречной работы. Попутно окончила институт, училась заочно, совмещая с работой.

Консультации до последних дней

Она оказалась в числе тех, кто открыл в Благовещенске первый частный ресторан. Это было в 90-е годы. Все разваливалось, а Клара Петровна созидала.

Одновременно к ней обратились из городского управления образования, требовалась помощь с организацией детского питания. В те годы такая задача была крайне непростой, утрачивались отработанные десятилетиями связи и технологии, сама организация труда во многих сферах трещала по швам. Многое приходилось начинать заново.

Она поехала на учебу в Москву. Позже на одном из заседаний в мэрии Благовещенска раскритиковала американские гуманитарные продукты, которыми кормили детей. Городской комбинат питания — это ее наработки, ее идеи. Многие школьные столовые созданы на основе ее опыта. К ней прислушивались, ей верили, и дело быстро пошло.

Параллельно Клара Гладштейн участвовала в развитии ресторанного бизнеса. С ее именем связаны названия таких известных заведений, как «Сова» и «Амурский пассаж».

Она была православным, верующим человеком. В последние годы жизни архиепископа Гавриила сама готовила и отправляла ему питание.  

В последние 2—3 года она продолжала участвовать в модернизации детского питания. Ушла на пенсию, но продолжала трудиться. Ходила на все совещания в минобр, работала в качестве эксперта. Благодаря ее энергии была организована учеба для поваров, которым предстояло работать с новым оборудованием. Школьные повара с ее подачи регулярно побеждали в кулинарных конкурсах.

Клара Петровна не изменяла себе до последних дней жизни. Она уже лежала в больнице, а ей звонили директора школ — консультировались. Она никому не отказывала и даже на расстоянии умела быть рядом.

Коллектив «Амурской правды» выражает искренние соболезнования родным и близким. 

Прощание с Кларой Петровной Гладштейн состоится 24.11.2021 года в церкви Святого Николая Чудотворца.

 

Адрес: переулок Релочный, 15/1. Время: с 12.30 до 13.30.

Возрастная категория материалов: 18+