• Символ фестиваля — амурская Ника, девочка в кигуруми амурозаврика. Фото из личного архива
  • «Все будет потрясающе!» — уверена Яна Стародуб-Афанасьева. Фото из личного архива

Такого в ДФО еще не было

— Яна Юрьевна, как родилась идея фестиваля? Это же очень хлопотно, да и дорого.

— Все началось со звонка директора Амурского театра драмы Татьяны Федоровны Бединой. У нее была давняя мечта затеять какой‑нибудь масштабный проект, который собрал бы в Благовещенске все дальневосточные театры. И на самом деле она позвонила просто посоветоваться со мной — как с человеком, который реализовывал масштабные проекты по грантам. Я сказала, что, в первую очередь, надо ответить на глобальный вопрос — чего на Дальнем Востоке еще не было никогда и чего остро не хватает, и от этого отталкиваться. «Да все было… Для детей, правда, — ничего. А так — много фестивалей разных…», — сказала Татьяна Федоровна, и вот с этой мысли вслух в общем‑то и начался проект. Масштаб катастрофы мы поняли только когда стали в эту тему вникать. До сегодняшнего дня на Дальнем Востоке по сути не растили ни зрителя, ни творца. И это глобальное упущение. А чтобы глобальное упущение исправить, нужен глобальный проект. Так родилась «Территория детства». 

Первый дальневосточный театральный фестиваль для детей и о детях «Территория детства» финансируется Президентским фондом культурных инициатив и воплощается в жизнь при поддержке Минвостокразвития РФ, правительства Амурской области и мэрии Благовещенска.

— Расскажите о том, что нас ждет,  поподробнее?

— Проект грандиозный, обещающий стать одним из самых ярких театральных событий на Дальнем Востоке. Нас поддержало Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, правительство Амурской области, администрация Благовещенска. Проект получил самую крупную в Амурской области поддержку от Президентского фонда культурных инициатив — около 10 миллионов рублей — и на организацию фестиваля, и на образовательную программу. Мало какой российский фестиваль может похвастаться тем, что берет все расходы на себя. Мы — можем. То есть театрам не придется выискивать средства, чтобы приехать в Благовещенск. Мы оплатим всем театральным группам дорогу, проживание в гостинице все 8 суток, всю культурную программу. Постараемся сделать для них настоящий праздник, к которому они не привыкли. А уже вместе с ними будем делать праздник для детей. Ну а поскольку я неминуемо влюбляюсь в идею и дело, то и идея, и дело обрастают глубинными смыслами, людьми, событиями, новыми идеями, так что с каждым днем задач прибавляется, и уже нет никаких сомнений, что фестиваль будет ярким и щедрым. А если он будет ярким и щедрым, — значит, быть ему, и жить ему не один год, и радовать людей. Вот видите как бывает: созвонились с Татьяной Федоровной просто «посоветоваться», а теперь в режиме 24 на 7 живем фестивалем, с обилием слов «грандиозно», «потрясающе», «уникально». Мои любимые слова, кстати.

Для тех, кто вырос из «малышковых» спектаклей

— В чем именно уникальность фестиваля?

— Это произойдет впервые за всю историю Дальнего Востока —театрального фестиваля для детей и о детях у нас еще не было. Это счастье для региональных театров, которые работают для детей и вынуждены десятилетиями вариться в собственном соку. Это и для детей счастье: увидеть лучшие дальневосточные спектакли — в разных жанрах и в разных манерах созданные, на абсолютно разные темы и для разных возрастов. Разброс в возрастном цензе от 5 до 15 лет, хотя акцент мы делаем на детей 10—13 лет — именно для этого возраста будет большинство спектаклей, да и творческие мастерские тоже решено сделать именно для них. Проблема в том, что дети в этом возрасте находятся в каком‑то «театральном вакууме» — это когда из «малышковых» спектаклей они уже выросли, а до взрослых еще не доросли. И никто за их театральное образование браться не хочет. Мы решили исправить эту ситуацию — самое сложное и есть самое интересное.

Театральные мастерские — сенсационные

— Чего сегодня не хватает российским детям и подросткам?

— Внимания им не хватает. Для того чтобы из детей выросли интересные люди, ими нужно заниматься — вкладывать время и дарить внимание. Этот вывод я сделала, глядя на подростков, которые обучались у меня сценарному мастерству в московской киношколе. Девять из десяти сценариев были о том, что им просто мамы не хватает, папы не хватает, их заботы не хватает. Дети через творчество признаются, что самое большое их желание — чтобы мама, придя с работы, не продолжала работать, не сидела с телефоном, а просто поговорила со своим ребенком. Проблема современного мира в том, что родителям не до детей. Сейчас проще заплатить кому‑то, чтобы он побыл с твоим ребенком. А кто этот человек, которому ты доверил своего ребенка? Ему интересно, что понял твой ребенок, что подумал, о чем переживает? Большой вопрос. Гонка, суета, время, время, время, которое деньги. Не хватает детям любви, душевного участия, поддержки. Наш фестиваль не просто так называется «Территория детства». Хочется создать в Благовещенске настоящую территорию детства, где всё будет про детей, для детей и с любовью к детям.

16

профессиональных театров со всего Дальнего Востока выступят на «Территории детства»

Фестиваль — это не только «придите, дети, и посмотрите наши спектакли», он подразумевает большую образовательную программу: каждый день с 2 апреля по 15 июня детьми будут заниматься классные специалисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска и наши благовещенские.

Вообще, сам факт открытия в Благовещенске театральных мастерских для детей — это сенсация. Для детей будут работать Мастерская драматургии, Мастерская режиссуры, Мастерская актерского творчества и сценической речи, Мастерская истории театра и Мастерская театральной критики. Ничего подобного у нас не было никогда. Выбирали лучших в каждой области специалистов, которые умеют и любят работать с детьми. Например, приедет Кристина Матвиенко — одна из ведущих в России театральных критиков, член жюри и экспертного совета «Золотой маски», «Арлекина», «Новой пьесы» и других фестивалей и премий. Приедет Анастасия Букреева — известный драматург, но еще и педагог, она разработала целую методику по работе с детьми. Очень сложно было собрать таких специалистов в одном месте, но всё удалось. Для всех, кто поступит в мастерские, обучение будет бесплатным, как и все спектакли и события фестиваля. А для поступления надо пройти творческий конкурс, условия можно посмотреть на сайте фестиваля www.territoria-detstva-fest.ru.

Носатая Ника от Анны Тюриной

— Появился ли у фестиваля какой‑то свой символ?

— Конечно, и очень яркий. У кинематографистов есть престижная премия «Ника». И получить ее — высшее признание в киноискусстве. У нас тоже появилась своя Ника, но не богиня победы, а девочка в кигуруми амурозаврика. Автор нашей Ники — потрясающий амурский художник Анна Тюрина. Ее работы удивительны, узнаваемы, и для меня счастье, что она согласилась разработать для «Территории детства» и символ, и фирменный стиль.

Гран-при — большую «Нику» ручной работы — получат три театра на закрытии фестиваля 15 июня 2022 года. За лучший спектакль для детей, за лучший спектакль для подростков и за лучший кукольный спектакль. Получить нашу «Нику» — станет высшим признанием в области театрального искусства для детей.

Проект должен жить

— Проект уникальный, и он должен жить и в будущем в любом формате. Мы не можем говорить, одобрят или не одобрят наш проект в будущем. Важно потрясающе реализовать его сейчас — показать, насколько это нужно и театрам, и детям. Я думаю, что мы это сделаем! — уверена Яна Стародуб-Афанасьева.

Возрастная категория материалов: 18+