• Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

Детская психотравма и мечта о центре

— К созданию центра я шла много лет. Он единственный из подобных в Амурской области, которым руководит не бывший алкоголик или наркоман, а независимый специалист, медицинский психолог, — акцентирует Людмила Тракова.

Она с детства знает, что такое алкоголизм в семье.

— Отец был алкоголиком и домашним тираном. Он постоянно пил и жестоко обращался с матерью, мы с братом видели все это, — рассказывает Людмила Алексеевна. — Алкоголик в семье — это всегда огромная беда и пожизненная психотравма для детей. Есть даже книга «Взрослые дети алкоголиков», в которой освещены многие аспекты жизни детей, выросших в алкогольных семьях. Поэтому в моей жизни алкоголь практически отсутствует. Конечно, детство наложило отпечаток на профессию, которую выбрала — психологию. У меня очень высокая степень понимания людей, оказавшихся рядом с алкоголиками. Они тоже (как и мы с мамой и братом тогда) живут с убеждением, что «никто и никогда не сможет им помочь».

250

человек прошло через центр реабилитации и социальной адаптации «Развитие» за два с половиной года

Алкоголизм близких — это детская психотравма, которую, наверное, всю свою сознательную жизнь она пытается преодолеть, помогая другим людям. До создания центра Людмила Тракова двадцать лет проработала в областном наркологическом диспансере и десять — в различных реабилитационных центрах.

— Чтобы действительно помочь тому же алкозависимому человеку, мало просто провести детоксикацию его организма, нужно найти первопричину: почему человек пьет. Как бы вывернуть наизнанку его душу, — объясняет клинический психотерапевт. — За время работы в областном наркодиспансере не раз видела тот порочный круг, из которого никак не могут выбраться алкоголики и наркоманы. Потому что помощь зависимым людям нужна не только и не столько медицинская, сколько социально-психологическая. А последнее требует больших временных и ресурсных затрат, в том числе и со стороны самих пациентов. Вот представьте картину: у меня был отпуск 72 дня, перед уходом принимаю пациента, который у нас лечится; выхожу из отпуска — он снова в стационаре. За то время, пока меня не было, человек трижды (!) успевал пройти «детокс», а курс лечения длится 21 день. Не успел «откапаться», как снова запивает. И так по кругу, и таких пациентов — множество. Я видела, как за пять-десять лет меняется личность человека. Сначала к тебе на прием приходит успешный бизнесмен, который оплачивает себе сервисную палату. Проходит два-три года — человек лежит уже в обычной палате, еще несколько лет — он выглядит как маргинал. Это страшно.

В 2019 году она создала центр реабилитации и социальной адаптации для зависимых людей — чтобы помогать им и тем, кто с ними рядом.

Коллектив, спорт и вера в себя 

Под реабилитационный центр Людмила Тракова отдала свой двухэтажный дом в селе Игнатьево Благовещенского района. На первом этаже — рабочий кабинет психотерапевта, кухня, столовая, баня, а на втором — учебная комната и спальни для обитателей. Девушки живут в женской половине, мужчины — в мужской. Близкое общение между ними запрещено — только дружеское.

Жизнь в «Развитии» строится по жестко структурированному расписанию — нет ни одной свободной минуты начиная с подъема и заканчивая отбоем. День все начинают с зарядки и обливания. Далее: настрой на день, лекции, психологические тренинги, арт-терапии.

Хотя любовь в центре все же зарождалась. Двое бывших реабилитантов, парень и девушка, после «выпуска» в трезвую жизнь создали собственную семью. Сейчас у пары подрастает малыш, они оба работают, снимают в Благовещенске квартиру.

— Мы пишем, читаем, рисуем, танцуем, поем. Идея каждого мероприятия в центре в том, чтобы научить нашего человека развлекаться, общаться, работать с трезвой головой. То есть восстанавливаем тот самый коммуникативный навык, который они утрачивают в процессе длительного употребления алкоголя и наркотиков, — говорит Людмила Тракова.

Пользоваться телефонами здесь запрещено. Связь с родными постояльцы держат через персонал. Свидания с родственниками разрешены только на определенном этапе выздоровления.

Летом реабилитанты работают на приусадебном участке. Также есть небольшое хозяйство — десятки кур, уток, кроликов, четыре собаки и две кошки. Интересно, что пернатых и ушастых здесь разводят не на мясо — они такие же полноценные обитатели центра. Поголовье кроликов с двух выросло до 40. А две собаки — это бывшие «бездомыши», которых приютили в центре. Одна из двух кошек — пушистая рыжая Симка — приехала сюда вместе со своим хозяином. Пока парень избавляется от наркотической зависимости, она развлекает остальных жильцов. А старенький рыжий тойтерьер — любимец Людмилы Алексеевны. 13-летняя собачка — тезка своей хозяйки, зовут ее Микой. Так руководителя центра называют близкие люди — Микой или Милой. В общем, «людям милая», особенно тем, кому нужна ее помощь.

«Наша цель — возвращение пациентов в общество, где они смогут строить карьеру, растить детей и создавать свое будущее».

— Наши ребята заняты в том числе и домашним хозяйством. Ни трудотерапией как таковой, а бытовыми делами, которые способствуют у них выработке ответственности. Ведь у нарко- и алкозависимых с ответственностью и заботой о ближних все плохо — эти чувства практически атрофированы. Общаясь друг с другом, уважая друг друга, вне зависимости от возраста и ведя общее хозяйство, они возвращаются к нормальной жизни. Живут как большая семья, сами готовят и убирают, то есть обеспечивают свой быт, восстанавливая обычные житейские навыки. Пройдя реабилитацию в центре, бывшие зависимые продолжат выполнять свою программу трезвой жизни, — говорит руководитель центра.

Сын ревновал, а теперь помогает

Людмиле Алексеевне помогает ее 20-летний сын. Роман учится очно на логиста в МГУ имени Невельского, но много времени посвящает центру. Вместе с мамой он ездит на семинары по зависимостям, участвует в городских мероприятиях. «Когда мама еще работала в наркодиспансере и давала частные приемы, я очень сильно ревновал ее к пациентам, — рассказывает Роман Трусов. — Мама поздно приходила домой, всегда была занята, а я был подростком — мне казалось, что наркоманы и алкоголики ей ближе, чем собственный сын. Но сейчас понимаю, насколько важна мамина помощь для других. Когда я вижу результат ее работы, когда к нам в центр в гости потом приходят счастливые и здоровые люди, я еще больше горжусь своей мамой. Она все делает не зря!»  

Дно у всех одно: истории постояльцев центра

Сегодня реабилитацию в центре Людмилы Траковой проходят около сорока человек. Большинство — мужчины. Самой младшей постоялице 18 лет, девушка сидит на синтетическом наркотике — «соли». Самому старшему — 56 лет, он алкоголик со стажем.

Семьдесят процентов временных обитателей центра — наркозависимые. Причем это молодые люди, которые должны учиться, работать, создавать семьи, воспитывать детей. Жить, а не убивать себя.

Они по-разному втянулись в пагубные привычки, но итог у всех один — трезво жить не умеют. И должны снова этому научиться, пройдя все 12 степеней программы.

30

лет — средний возраст алко- и наркозависимых, находящихся в центре Людмилы Траковой

Судьбы у всех тоже разные. Например, родители 23-летнего Кирилла, который проиграл в карты в подпольных благовещенских казино 28 миллионов рублей, в два часа ночи разбудили Людмилу Алексеевну с просьбой спасти сына. Обеспеченная семья распродала квартиры и машины, чтобы расплатиться с долгами сына-игрока. Но он влез в новые.

23-летний сын известного бизнесмена Николай пристрастился к наркотикам в европейской стране, куда его родители отправили на учебу. Узнав об этом, семья вернула сына в Россию, он продолжил учиться в московском вузе, но тяга к наркотикам оказалась сильнее. Родители привели его в центр реабилитации.

56-летний Сергей Иванович обратился к психотерапевту сам. После выхода на пенсию бывший полицейский понял, что незаметно спивается. Впрочем, еще во время службы он снимал стресс пивом или чем-нибудь покрепче. А на пенсии дозы и частота употребления алкоголя увеличились в разы.

Наталья Павловна и Владимир Иванович — супруги с 30-летним стажем, оба — врачи высшей категории. Работали вместе — пили тоже. На реабилитацию пришли вдвоем. Сделать это их убедили дети, которые видели, что еще немного — и они потеряют двух дорогих сердцу людей. Потому что до этого мама и папа потеряли работу — за постоянные пьянки их попросили уволиться по собственному желанию.    

33-летний Валерий не пьет уже семь месяцев. Мужчина с двумя высшими образованиями — технолога мясной продукции и химика, прошедший курсы массажиста, восемь лет беспробудно пил. Обратиться в центр его уговорила бывшая жена, которая в свое время не смогла мужа убедить завязать с алкоголем. 

— Мне было скучно жить, казалось, что я живу не так, как должен. А когда выпивал, то как будто становилось легче, я мог шутить, смеяться, — объясняет он причину своего затяжного пьянства. — Из-за моих пьянок у нас с женой случались ссоры. Однажды она не выдержала и ушла. Сейчас у нее другая семья. А я после развода стал еще больше пить. Периодически мы общались, жена видела, что происходит со мной и однажды предложила обратиться в центр. Я так и сделал. Сейчас понимаю, что жизнь может быть интересной и яркой и без алкоголя.  

«Люди способны на все. Главное — говорить им, что они на это способны!» — эти слова врача-благотворителя Елизаветы Глинки лучше всего передают смысл премии «Справедливая помощь — 2021». Лауреатами ее стали 73 человека, которых организаторы поблагодарили за трепетное внимание к человеческим проблемам.

На 180 градусов повернулась жизнь и другой «выпускницы» Людмилы Алексеевны. Завязав с синтетическими наркотиками, 19-летняя девчонка вышла замуж и родила дочь. У нее тоже все хорошо.   

24-летнюю Екатерину в центр привезли родители. Девушка из реального мира ушла в виртуальный. Когда из ее жизни исчезли друзья, родители не придали этому большого значения — ну бывает, интересы меняются. Но когда Катя свела на нет и общение с ними, запиралась в комнате, перестала следить за собой и вообще разговаривать, забили тревогу. Девчонке светил бы печальный психиатрический диагноз, но родители все-таки надеялись на чудо.

— Больше года Катя провела у нас в центре. Первые месяцы для нее стали большим стрессом, ведь ей заново приходилось учиться общаться — непрерывно, каждый день. Сейчас это живой и интересный человек, который поддержит разговор на любую тему. После окончания программы девушка попросилась еще остаться у нас на какое-то время. И сейчас она пять дней живет в филиале центра (это квартира в городе, где ребята учатся жить самостоятельно, нести за себя и свои поступки ответственность), пять дней — дома, — рассказывает Людмила Тракова.

И гордится: 70 процентов выпускников центра сейчас живут трезво. Остальные тридцать вернулись к прежней компании и образу жизни. Кого-то из них уже нет в живых. Но психотерапевт продолжает давать надежду и протягивать руку помощи. И премия имени Доктора Лизы, которая сама посвятила всю жизнь помощи другим людям — подтверждение этому.

— Когда мне позвонили из Международной благотворительной общественной организации «Справедливая помощь Доктора Лизы» и сообщили, что наш центр стал лауреатом их премии, это было большой неожиданностью. Награждение состоялось в декабре в Москве, в «Бородино Холле». В победителях — общественные организации и благотворительные фонды. Нам вручили премию в номинации за помощь непопулярным категориям граждан — наркоманам и алкоголикам. При таком образе жизни их перспектива всем известна — потеря всего. Никакой финансовой составляющей эта премия не несет, но получить ее очень было приятно.    

Центр помог Ивану вернуться в семью

— Два года трезвости! — не без гордости говорит 41-летний Иван, один из первых реабилитантов психотерапевта Траковой. Пройдя путь от наркомана до пациента, он сам стал консультантом для зависимых, когда понял, что трезво жить-то — совсем нескучно.

Иван признается: рос мальчиком-мажором, богатые родители исполняли все его «хотелки». С детства у него были лучшие игрушки, в юности — дорогой автомобиль, престижная должность, достаток. Первая семья, вторая, рождение детей, а потом — дно. В 9 лет из любопытства начал курить, с 12 — употреблять алкоголь. Юность прошла в хмельном кураже и «легких» наркотиках. А в 37 лет, уже будучи папой троих детей, подсел на тяжелые синтетические. И покатился вниз.

Алкоголизм близких — это детская психотравма, которую всю свою сознательную жизнь психотерапевт Людмила Тракова пытается преодолеть, помогая другим людям.

— Синтетические наркотики — так называемые соль, скорость, собаку — к сожалению, приобрести легко. Их продают через интернет, телеграм-каналы. Стоят они относительно недорого, поэтому молодежь быстро подсаживается на них. А зависимость развивается сразу — по себе скажу. Из-за них я потерял работу, вторую семью, лишился общения с сыном и дочерью. Не видел своего будущего, хотел наложить на себя руки, но знакомый рассказал о Людмиле Алексеевне. Так я попал к ней и с 15 февраля 2020 года веду трезвый образ жизни, — признается мужчина.

После реабилитации Ивану удалось вернуть семью и найти работу. Теперь по утрам младшие сын и дочь будят любимого папу. Рухнувшая, казалось, жизнь — наладилась.  

Реабилитанты помогали в паводок волонтерам

Во время паводка реабилитанты и сотрудники центра помогали подтопленцам: строили дамбы во Владимировке и Усть-Ивановке, помогали ликвидировать последствия паводка жителям Сергеевки. «Работали на совесть и с полной отдачей. Заслуги наши отметили в мэрии Благовещенска и лично губернатор. Также мы всегда участвуем в субботниках в селе Игнатьево, помогаем по благоустройству села. Такое «тимуровское движение», — улыбается Людмила Тракова.

«Нет ни одной семьи, которая не сталкивалась бы с алкоголизмом»

Людмила Тракова, психотерапевт:

— Про ситуацию с алкоголиками в нашей стране можно сказать так, как мы говорим о войне — нет ни одной семьи, которую бы не коснулась эта беда. Так или иначе каждая российская семья сталкивается с проблемой алкоголизма. А то, что сейчас происходит с распространением наркотиков, то скоро мы то же самое будем говорить и о них.

Возрастная категория материалов: 18+