Сегодня была война: книжный обзор к 22 июня от писателя и журналиста АП Людмилы Судейкиной

22 июня — трагический день в истории нашей страны. 81 год назад началась Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней. Эту войну пережили мои бабушки с дедушкой. Они не любили вспоминать те годы. Отчасти оттого, что было тяжело, отчасти потому, что хотели продолжать жить и лечить раны, а не бередить их. Наверное, это правильно. Но у пытливых умов всегда остаются вопросы, почему это произошло и как сделать так, чтобы не повторилось. На них стараются дать ответ книги сегодняшнего обзора.

НОН-ФИКШН

Себастьян Хафнер

«История одного немца. Частный человек против тысячелетнего рейха» (16+​)

Переводчик: Никита Елисеев

Редактор: Галина Владимировна Снежинская, И. В. Булатовский

Издательство: ИД Ивана Лимбаха, 2022 г.

Серия: Мемуары/воспоминания

О чем книга:

Воспоминания немецкого журналиста и историка Себастьяна Хафнера (1907—1999), написанные в эмиграции в 1939 году, охватывают период с 1914 по 1933-й. Автор пытается ответить на вопрос, как события этого десятилетия подготовили немцев к принятию власти нацистов, как создавалась и удобрялась многослойная социально-политическая почва, на которой был возведен Третий рейх.

Мнение:

Лично я не поклонник жанра нон-фикшн: мне важен сюжет. История интересует больше, чем детали бытописания. Но от этой книги я не могла оторваться.

Не роман, не очерк, не эссе — на основе дневниковых записей реального человека рассказывается, как неглупая нация с историей и традициями постепенно скатывалась к фашизму, словно изживая в себе вместе с горечью поражения от Первой мировой и совесть. Как биение сердца заменялось треском пропаганды и катастрофой в умах. Как подменялись ценности.

Книга снабжена подробным справочным материалом, помогающим разобраться, кто есть кто и что происходило в Европе перед тем, как грянула Вторая мировая.

Найти «Историю…» на бумаге — редкость. Но, к счастью, есть хорошая аудиоверсия.

МЕМУАРЫ

Наталья Александровна Громова

«Странники войны» (12+)

Художник: Андрей Рыбаков

Редактор: Д. З. Хасанова

Издательство: Редакция Елены Шубиной, 2012 г.

О чем книга:

«Странники войны» — свод воспоминаний подростков 40-х, детей писателей, — с первых дней войны оказавшихся в эвакуации в интернате Литфонда в Чистополе. Они будут голодать, мерзнуть и мечтать о возвращении в Москву (думали — вернутся до зимы, а остались на три года!), переживать гибель старших братьев и родителей, убегать на фронт... Но это было и время первой влюбленности, начало дружбы, которая, подобно пушкинской, лицейской, сохранилась на всю жизнь.

Книга уникальна тем, что авторы вспоминают то, детское, восприятие жизни на краю общей беды. Каждая история — отдельная судьба. Среди прочих — судьбы трех погибших юношей: Георгия Эфрона, сына Марины Цветаевой, Никиты Шкловского, Всеволода Багрицкого; рассказы о встрече с Борисом Пастернаком, о том, как двенадцатилетние дети ловили дезертиров, или как на новый, 1942 год устроили праздник с настоящей елкой!

Мнение:

«Странники войны» состоят из двух неравных частей. Первая — небольшая, три биографических очерка. Вторая часть — воспоминания детей писателей об их жизни в эвакуации в татарской полудеревеньке. Где-то воспоминания на пять страниц, где-то — на пятьдесят. Кому-то из героев — пять лет, кому-то — 15. Поражает, как они чувствуют, что цивилизация, знакомая им, осталась в прошлом, растаяла, как мирное время.

Как оказалось, дети много помнят. Помнят наивно и зорко, видят катастрофу, в которой оказались вместе со всей страной. Им достались и голод, и холод, и болезни, и утраты — друзей, родственников, знакомых. Их воспоминания — это одновременно рассказ о том, как выживали, учились, влюблялись. Для многих это стало одним из лучших воспоминаний детства.

ВЕЧНАЯ КЛАССИКА

Борис Львович Васильев

«В списках не значится» (12+)

Издательство: Мартин, 2021 г.

Серия: Малая избранная классика

О чем книга:

В основу романа Васильева «В списках не значился» положена невыдуманная истории об обороне Брестской крепости, первой принявшей на себя удар немецкой армии 22 июня 1941 года. Несмотря на внезапность и численное превосходство, фашисты не смогли покорить крепость, даже когда захватили ее: «Крепость не пала. Крепость истекла кровью».

Герой романа Николай Плужников, вчерашний выпускник военного училища, попадает в самый эпицентр военных действий и оказывается последним оставшимся в живых защитником крепости. Кто он, этот защитник, который даже «в списках не значился»? «Я — русский солдат», — отвечает он на вопрос немецкого генерала, выступая от имени сотен и тысяч безымянных героев, павших на полях сражений.

Мнение:

Книга на все времена. Ее включили в школьную программу, сняли по ней фильм. Это тот самый случай, когда в маленькой повести и трагедия, и подвиг, и жизнь, и смерть, и честь, и правда. Та самая Правда, которая помогает не только выжить, но и выстоять. Не фанерная, сложная, настоящая, за которую умереть — не стыдно.

Дмитрий Львович Быков

«Июнь» (18+) 

Издательство: Редакция Елены Шубиной, 2022 г.

Серия: Проза Дмитрия Быкова

О чем книга:

«Июнь» Дмитрия Быкова — как всегда, яркий эксперимент. Три разные истории объединены временем и местом. Конец тридцатых и середина 1941-го. Студенты Московского института философии, литературы и истории, возвращение из эмиграции, безумный филолог, который думает, что нашел способ влиять текстом на главные решения в стране. В воздухе разлито предчувствие войны, которую и боятся, и торопят герои романа. Им кажется, она разрубит все узлы.

Мнение:

В привычном для нас представлении роман не говорит о Войне и не говорит об Июне. Он рассказывает про ожидание Июня, когда воздух только пропитан войной. Роман о стране, беременной войной, ведь все мы знаем, что июнь 1941, которым заканчивается книга — это рубеж.

Уникальность странного романа, попавшего в шорт-лист премии «Большая книга» в 2018 году, состоит в том, что именно знание каждого отдельно взятого читателя про рубеж и решает, хорошая ли это книга. Роман апеллирует не к знаниям героев о времени, в котором они живут, а к знаниям читателя, к нашим теперешним знаниям Войны, всего страшного и необратимого ужаса, которые принесла она.

Непростое чтение, не каждому понравится. Настраиваться нужно на неторопливый слог. Но хорошо зайдет тем, кто любит задаваться вопросами про смысл бытия и неслучайность происходящего.

Виктор Драгунский

«Он упал на траву» (12+)

Издательство: Качели, 2022 г.

Серия: Опаленные войной

Коллекция: Книги о войне

О чем книга:

Митя Королёв работает декоратором в театре и влюблен. Его не призвали в армию из-за хромоты, но он тогда не очень и расстроился. Он же не знал, что будет война. А теперь его не берут на фронт, но, как всех немощных, отправляют рыть окопы под Москвой.

Осень 1941-го, враг совсем рядом, волна немецкого наступления докатилась и до свежевырытых окопов, и до народных ополченцев, у которых ни оружия, ни навыков войны — одни лопаты…

Мнение:

Книга — сюрприз для тех, кто знает Виктора Драгунского только как автора забавных рассказов про мальчика Дениску Кораблева. В основе повести — почти автобиография: Драгунский, как и его герой, не попал на фронт по первому призыву, а ушел ополченцем позже. Произведение служит образцом очень хорошей (и что немаловажно, честной) военной прозы. Написал ее автор в 1961 году, и тогда она вышла сильно подстриженной цензурой.

Написанная тем самым легким «денискиным» слогом, она рассказывает, как меняется лицо войны в глазах одного отдельно взятого человека. Сначала это нечто мифическое, не столько страшное, сколько привлекательное действо — все же мальчишки играют в войну! Но потом все вдруг оказывается настолько страшным и болезненным, что герою ничего не остается, как мстить за гибель знакомых и друзей, то есть воевать дальше.

Я рекомендовала бы читать эту вещь родителям и детям вместе. Дабы не сбить компас нравственного ориентира, не впасть в уныние, цинизм или кровожадность.

22 июня Константин Симонов назвал «самым длинным днем в году» не только в календарном смысле. Для него, писателя, поэта, военного корреспондента, и для жителей всей страны этот день стал самым длинным из-за потери ощущения времени, вызванного свалившейся трагедией. Тема Великой Отечественной войны — пожалуй, одна из главных тем искусства второй половины ХХ века.

Возрастная категория материалов: 18+