Учеба на природе

Амурский филиал Ботанического сада института ДВО РАН находится всего в двух километрах от микрорайона, но пейзаж на этой территории не похож на привычные окрестности Благовещенска. На небольшой территории можно встретить множество самых разнообразных деревьев: азиатскую черемуху и маньчжурский орех, тополь Максимовича, корейскую и сибирскую ели, форзицию и другие растения. Недалеко от входа в сад посетителей встречает большая и красивая арка из темного дерева. По всей территории проложены дорожки, по которым люди могут гулять, расставлено несколько деревянных лавок, есть большая беседка. В воздухе летают бабочки, жуки и пчелы: все, как в лесу. Именно здесь проводится летняя программа «Умные каникулы», в которой специалисты различных наук занимаются с детьми для изучения природы в натуральной среде.

— Три года назад я была в гостях у своих иркутских коллег и увидела там подобную образовательную программу. Решила сделать аналогичную в рамках нашего сада, — поделилась организатор занятий, педагог и заведующая лабораторией интродукции, доцент Амурского филиала Ботанического сада института ДВО РАН Анна Воробьёва. — Особенность программы — дети могут сами увидеть и потрогать изучаемое, этого не хватает во многих школах. Так же важно, что эти уроки стимулируют интерес к изучению биологии у учеников.

Пятидневная программа охватывает сразу несколько направлений биологии: микологию (изучение грибов), микробиологию, энтомологию и этноботанику. Последний день, пятница — экология и подведение итогов. Каждому ребёнку в начале смены дается индивидуальный дневничок, который разрабатывают специально для каждой новой смены, а также сумки. Их во время одного из занятий ребята разрисовывают с педагогом.

4,5

тысячи рублей — стоимость смены. Эти деньги в основном идут на закупку расходных материалов

По следам эвенков

Занятия у детей начинаются в девять утра. Сегодня четверг — день изучения истории края, а именно — эвенков. В середине зеленого леса стоит толпа юных участников смены во главе с педагогом Анной Воробьёвой и помощницей Кристиной. Учитель понятно и подробно описывает детям, как эвенки изготавливали «вату» из молодых веточек черёмухи для лечения. Потом ребятам предложили самим попробовать повторить работу аборигенов. Маленькие неумелые ручки с большим усердием пытаются сделать все, как и их наставник.

Затем ученикам предложили раскатать тесто из перемолотых плодов черёмухи. Дети по очереди раскатывает лепёшку, делает из него маленькие блинчики и тут же пробуют на вкус. Такое лакомство на эвенском называются «Яа», его не нужно печь — просто подсушить на воздухе. «Она кислая, но вкусная!» — делится впечатлениями один из участников смены.

После вкусного угощения детей познакомили с кустарником курильского чая, из которого эвенки делали традиционный напиток — «Эрбагун». Они собирали листья, сушили их и заваривали. После теоретической части участникам предложили попробовать уже готовый настой. По словам детей, «Эрбагун» пах как земляника или ромашка, а во вкусе не хватало сладости.

Посетить  Ботанический сад могут все желающие, но только в составе группы. Необходима предварительная запись. Посещение платное.

По расписанию дальше был перекус. Затем дети вновь отправились изучать природу. Анна Воробьёва показала детям высокий тополь с широким стволом и рассказала о изготовлении лодки-долблёнки, на эвенкийском — «бад», которые создавались из его ствола. Их делали целый сезон, с весны до осени, сушили, а после ждали до следующей весны, чтобы начать использовать. Такие лодки очень ценились, так как изготовление было долгим и сложным.

Рисунок на спиле

Закончив беседу о лодках, дети отправились в красивую деревянную беседку. Там им рассказали о растениях Амурской области, которые эвенки используют в своей жизни. По словам учителя, высушенные плоды лимонника тонизирует тело, можжевельник использовался предками для лечения болезней, осока Шмидта годится для изготовления стелек. Полученные знания дети закрепили через ответы на задания в личном дневнике исследователя. Их спрашивали о свойствах коры дерева или применении трав и просили указать правильный ответ. Помимо заданий в дневнике есть обучающие картинки, карта сада и планы для создания подделок.

Затем ученикам дали деревянные дощечки — спилы. На них ребята должны были нарисовать то, что больше всего заполнилось им за время обучения. «Похоже на подставку для кружки» — заявил один из ребят, глядя на результат своей работы. И оказался прав: раскрашенные карандашами дощечки дети отдали учителю. Их покроют лаком и вернут в последний день смены. Получившийся сувенир можно использовать как настенную картинку или подставку под горячее.

После творческого задания детей ждали подвижные игры. Интересно, что к концу смены отношение ребят к тем же насекомым менялось: они не боялись, а умилялись паучку, спасали кузнечика, чтобы на него никто не наступил во время игры. Домашнее задание тоже было «эвенкийским»: построить из подручных материалов чум по схеме в рабочем дневнике. В конце занятия по традиции детям раздали «почту» — письма, которые они писали друг другу тайно. Их будут читать в пятницу: последний день смены.

Возрастная категория материалов: 18+