• Фото: Денис Фролов (Архив АП)
  • Фото: Денис Фролов (Архив АП)
  • Фото: Денис Фролов (Архив АП)
  • Фото: Денис Фролов (Архив АП)
  • Фото: Денис Фролов (Архив АП)
  • Фото: Денис Стадников (Архив АП)
  • Фото: Архив АП

— Анна Сергеевна, еще три года назад директор Зейского заповедника Сергей Игнатенко рассказывал, что спрос на таежные походы по хребту Тукурингра растет, а сам туризм по местным заповедным тропам становится модным среди путешественников. Сохранилась ли эта тенденция?

163

человека прошли по маршрутам Зейского заповедника с начала 2022 года

— Туристические группы проходят по нашим маршрутам круглогодично. За год мы можем принимать у себя 500—700 человек и обходиться своими сопровождающими. Но также работают и туроператоры, которые набирают группы, организуют полностью весь поход с питанием, логистикой, страховками и прочим. Со своей стороны заповедник предоставляет маршрут и инспектора. Без сопровождения по особо охраняемым территориям ходить запрещено.

С начала 2022-го по заповедным тропам прошли 30 тургрупп, а это 163 человека. Оптимальным количеством считается группа в 6—10 человек, но бывают и по три, и по 13 человек.

— Какие маршруты существуют и разрабатываются ли новые?

— Новые маршруты пока только в перспективе. Нужно доработать и содержать в порядке то, что есть. Да и для работы с посетителями этого достаточно. 

Большой маршрут «Гольцы Тукурингра» имеет три варианта прохождения. Первый двух-трехдневный начинается от кордона «Каменушка», который расположен на 62-м километре трассы Зея — Золотая Гора. Здесь по лесным тропам можно дойти до кордона «Грозовое плато».

Второй вариант — также рассчитан на два-три дня. От кордона «Большая Эракингра» — это 52-й километр той же трассы — можно дойти до кордона «Избушка Гольцы», самой высокой части заповедника.

Желающие попасть на Тукурингру обязательно должны быть привиты от клеща и получить официальный пропуск в заповеднике.

Третий маршрут, четырехдневный, подразумевает заход с «Каменушки», спуск на кордон «Большая Эракингра», включает три ночевки на трех разных кордонах, в том числе ночевку на кордоне «Семь ветров». Это новый домик для ночлега, который построили на гребне хребта в 2019 году.

Первые два варианта примерно одинаковы по протяженности, но второй сложнее из-за более продолжительного и крутого подъема и нескольких переходов вброд через реку Большая Эракингра. Мостов здесь нет, и быть не может: уровень воды в горной реке резко поднимается, смывает мосты, накатывает горы камней, стволов деревьев, перестраивает русло до неузнаваемости. Когда уровень воды низкий, речку можно перепрыгнуть, а в другое время без высоких резиновых сапог не обойтись.

— Сотрудники заповедника уже не первый год водят туристов по этим маршрутам. По вашим наблюдениям, какой вариант больше по душе путешественникам?

— Однозначно не отвечу. Первый любят и взрослые, и дети. Наверное, из-за простоты. Но все зависит от предпочтений. Кому-то больше нравятся камни, испещренные ударами молний на «Грозовом плато». Другим по душе пробираться через Эракингру и заросли кедрового стланика к гольцам. А третьих восхищает то, что на Тукурингре можно несколько дней провести без связи с внешним миром, и выбирают самую длительную прогулку.

На каждой тропе есть свои сложности и прелести. Природа практически одинаковая, и горы между собой схожи. Но есть и отличия. Самое главное из них — атмосфера. Если идете по долине реки, преобладает долинная растительность и более суровый подъем. Если пойти от «Каменушки» до «Грозового плато», будет легче подниматься в гору и можно посмотреть на потрясающей красоты рассветы и закаты. Такие даже у моря не встретишь, что уж говорить про город... А вот если пойти по третьему варианту маршрута особенно в жаркую погоду, то придется заранее позаботиться о запасе воды. В тундре ее отыскать непросто.

— Любители пеших походов ни перед чем не остановятся. Отсутствие рек, ручьев и озер вряд ли испугает того, кто хочет посмотреть на мир и ощутить свободу.

— Так и есть. Регулярно от туристов слышим их непоколебимое «Мы все равно пойдем». Передумать их не заставят ни дожди, ни сообщения об усилении ветра. И в снег, и в град, и в дождь, и в ветер всё равно идут. Разумеется, без сопровождения группы не отпускаем. Всегда с инспектором. Уже на местах оценивают обстановку. Не редкость же, когда погода не соответствует прогнозам. Да и в подгольцовом ельнике в зимовье можно спокойно переждать любую непогоду. Но случается и так, что группа не может пройти по гребню хребта, например, из-за отсутствия видимости или сильного ветра — техника безопасности соблюдается всегда. В таком случае группа спускается тем же маршрутом, что и поднималась.

— В июне в Зейском районе вновь случилась неприятная ситуация с дорогами. В частности, произошел размыв нескольких участков автотрассы Зея — Золотая Гора, где берет начало маршрут «Гольцы Тукурингра». Это как-то повлияло на туристические походы?

1060

рублей с одного взрослого человека — столько стоит маршрут с одной ночевкой в Зейском заповеднике. Две ночевки — 1 600 рублей. Три ночи в тайге обойдутся в 2 100 рублей. Детский билет стоит вдвое дешевле

— Конечно. Мы два года не можем принять на своих маршрутах школьные группы, хотя поход на «Грозовое плато» разрабатывался именно для школьников. В самый пик проблем с дорогой пришлось перенести на более поздние сроки и некоторые взрослые группы.

Но были у нас и такие бывалые туристы, которые настояли  на прохождении, под свою ответственность. И около месяца ходили по искусственно увеличенным маршрутам. Шли до начала тропы по грязи в прямом смысле этого слова. Сейчас разрушенные участки ремонтируют. Думаю, в ближайшее время все нормализуется.

— Вы говорите, что ни дожди, ни даже штормовые предупреждения не останавливают туристов. Из-за чего походы могут быть все-таки запрещены?

— Из-за лесных пожаров. Если в заповеднике фиксируется четвертый класс пожарной опасности, туристические группы на Тукурингру не выпускаем ни под каким предлогом. Это приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации.  Горная тундра — это же в основном мхи и лишайники. Такая растительность легковоспламеняема. Стоит только одной искорке попасть на пластину, вспыхивает мгновенно.

На всякий «пожарный» у группы должен быть спутниковый телефон. К сожалению, из-за санкций в этом году перестали работать спутниковые телефоны Global Star. Благо оставались в учреждении еще несколько гаджетов Thuraya. Они ловят похуже, но это гораздо лучше, чем ничего. В случае опасности, позвонить можно.

— По тропкам чаще ходят жители города Зеи и Зейского района? Ведь им ближе добираться. Ходи хоть каждый день.

— Скорее, наоборот. Несмотря на то что зейским жителям такие экскурсии, казалось бы, гораздо доступнее, в походы по Тукурингре чаще отправляются благовещенцы. Также оставляют заявки жители Свободного, Биробиджана. Это я говорю о тех, кто напрямую звонит в заповедник, а не покупает путевку у туроператора. В этом году была даже молодая семейная пара из Подмосковья. Они прилетели на самолете во Владивосток, купили там машину и решили проехать через всю Россию назад.

Зейский заповедник создан в 1963 году. Его площадь составляет 1 001,28 квадратного километра. Эта территория никогда не была подвержена антропогенному воздействию.

Позвонили они мне рано утром и рассказывают, что наслышаны о дальневосточной тайге и хотели бы пройтись по Тукурингре. Причем маршрут им нужен без ночевок, потому что вечером планируют ехать дальше. Попросила я одного из наших инспекторов проводить пару по детской тропе. Это одна из самых легких в нашем «арсенале». Дождь тогда лил как из ведра, а супруги приехали в кроссовках и джинсах. Предоставила им бахилы, плащи: не пускать же без снаряжения.

Когда москвичи вернулись, их эмоции зашкаливали. Смеются и говорят: «Спасибо, мы прочувствовали, что такое дальневосточная тайга, и теперь знаем, что здесь нужна серьезная подготовка». Я считаю, что по-настоящему почувствовать дух тайги поможет лишь поход в лес с ночёвкой. И не одной.

— Расскажите про детскую тропу.

— Маршрут «Лесная наука» создали по проекту, который проспонсировало ПАО «РусГидро» — «Зейская ГЭС». Тропа берет начало на 20-м километре трассы Зея — Золотая Гора, пролегает через ручей и добегает до верхушки небольшой сопки, с которой открывается вид на залив Большой Гармакан. Сейчас нам осталось доделать там настильные тропы и продлить мостик через ручей. Маршрут очень легкий, практически без подъемов, и отлично подходит для детей школьного возраста.

Анна Колмыкова:

 

— Моей дочери Олесе сейчас шесть лет. Она часто спрашивает меня, когда мы пойдем ночевать в лес с палатками. Поэтому, когда она еще чуть-чуть подрастет, мы обязательно отправимся с ней покорять горный хребет Тукурингры.

Когда позволяет дорожная ситуация и погода, возим школьные группы на другие маршруты. При любых выездах детей должен быть приказ от школы, назначены ответственные педагоги. Требуем от организаторов походов все документы. И проверяем, сообщено ли в МЧС, что группа отправилась в путь по определенному маршруту.

— Анна Сергеевна, как замдиректора вы выполняете большую документальную работу, остается ли у вас время ходить по маршрутам вместе с туристическими группами?

— Давненько не ходила, года четыре, наверное, уже. Когда мы начали развивать направление образовательного туризма и разрабатывать маршруты, я часто присоединялась к группам. Помню, как отправились с замдиректора по науке Сергеем Подольским и одной из школьных учительниц смотреть маршрут для детских групп. Все начиналось очень хорошо, но в какой-то момент стал накрапывать дождь. Всё сильнее и сильнее. «Женская» палатка промокла насквозь в первый же день, а у Сергея Анатольевича временное жилище оказалось попрочнее. И следующие три дня мы жили втроем в одноместной палатке, а вокруг все три дня была туча, которая то проливалась ливнем, то просто стояла таким густым плотным туманом, что не видно было ничего дальше вытянутой руки. Избушки или даже навеса на этом маршруте еще не было, все сырое, добыть огонь позволяло лишь мастерство Сергея Анатольевича да щепки огромной, разбитой молнией ели, которые каким-то чудом сохранились в стволе сухими. Но все закончилось хорошо. Маршрут мы все-таки проверили, приняли.

Моей дочери Олесе сейчас шесть лет. Она часто спрашивает меня, когда мы пойдем ночевать в лес с палатками. Поэтому, когда она еще чуть-чуть подрастет, обязательно отправимся с ней и по уже рабочим маршрутам, и обязательно откроем новые интересные места.

В чуме ждут брезента

В 2019 году администрация заповедника всерьез задумалась об утеплении чума на «Грозовом плато». Планировалось обшить стены утеплителем и брезентом, и сделать так, чтобы дым из очага лучше вытягивался наружу. Мечта практически исполнилась. По словам замдиректора заповедника по экопросвещению Анны Колмыковой, материалы закуплены, сшит брезентовый полог для чума. Осталось доставить их к месту и дождаться мастеров, которые сейчас работают в подведомственном Токинско-Становом национальном парке.

— Ситуацию с доставкой материалов пока осложняет ремонт автомобильной дороги по трассе Зея — Золотая Гора, — комментирует Анна Сергеевна. — Недавно туристы предложили нам свою волонтерскую помощь с подъемом брезента и утеплителя. Мы, конечно, очень благодарны, но в данном случае отказались, поскольку тащить на себе по грязи часть полога весом больше 10 килограммов — это слишком. Ждем дорогу и мастеров. Не исключаем возможности, что после проведения работ по утеплению здесь можно будет даже встречать Новый год. Без фейерверков и алкоголя, разумеется.


 

Тукурингра в материалах АП:

Возрастная категория материалов: 18+