• Фото: Архив АП
  • Фото: РИА Новости
  • Фото: РИА Новости

Дождь стеной и сильный боковой ветер

8 августа 2011 года, как и сегодня, тоже был понедельник. Ан-24 с бортовым номером RA-46561, принадлежащий ЗАО Авиакомпания «ИрАэро», выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту Иркутск — Чита — Благовещенск — Хабаровск. На борту находилось 36 пассажиров, а также четыре члена летного экипажа и стюардесса.

— Погода в тот день была отвратная. Дождь лил стеной, гроза, сильный прерывистый ветер. В таких случаях еще говорят: видимость нулевая, — вспоминает Игорь Чабыкин. — Пилотам нет бы пойти на второй круг, а они решили садиться. Было где-то около двух часов дня, когда самолет совершил авариную посадку.  

Самолет не дотянул до взлетно-посадочной полосы  

Борт отклонился от курса и приземлился в заболоченную рощицу. Сотрудники «Авиаспаса» первыми прибыли к месту крушения самолета, который получил сильные повреждения. АН-24 развалился на части: оторвало шасси и левое крыло, был поврежден двигатель. После падения заклинило входную дверь. Хорошо, что сориентировались два пассажира: мужчины смогли выбить иллюминатор и стали помогать другим выбираться из салона еще до прибытия спасателей. Все это время из обломков крыла самолета лился керосин.

У самолета оторвало крылья, авиационный керосин лился прямо на головы людям.

— Пожара из-за разлива авиационного топлива не возникло только потому, что шел сильный дождь. Счастье, что все остались живы. На борту находилось 36 человек, в том числе трое детей. Один, совсем еще грудной, весь был в крови, — вспоминает Игорь Чабыкин. — Его сразу увезли на скорой помощи в областную клиническую детскую больницу. Там доктора осмотрели, оказалось, что это кровь не ребенка, а его матери, которая получила травму — женщина ударилась головой, было сильное носовое кровотечение. Помню, как один мужчина бегал вокруг самолета и в стрессе что-то громко кричал. Когда его привезли на освидетельствование в больницу, оказалось, что нога сломана.     

Всего различные ранения различной степени тяжести получили двенадцать человек, кроме амурчан в их число попали жители Иркутска, Ангарска и Читы. Всем им оказали необходимую помощь. Сами авиаторы тоже получили травмы. Вместе с другими пострадавшими их отвезли в больницу Благовещенска. За штурвалом сидели 52-летний Владимир Рябинков из Улан-Удэ и бортмеханик Виталий Бессмертный из Иркутска. Они пошли под суд.

Виновными признали пилотов   

По словам сотрудников «Авиаспаса», тогда это было уже второе на Дальнем Востоке ЧП с самолетом марки Ан-24 за лето 2011 года. В июне крылатая машина, на борту которой находились 28 пассажиров и четыре члена экипажа, совершила экстренную посадку в Южно-Сахалинске. Причиной стали технические неполадки самолета.

В случае жесткого приземления у нас, в Благовещенске, следствие выдвигало четыре основные версии: техническая неисправность самолета, низкое качество топлива, нарушения в действиях наземных служб в условиях плохой видимости и погодных условий, а также нарушения в действиях экипажа в условиях плохой видимости и погодных условий. Именно последняя была признана судом верной. 

По мнению специалистов, пилоты нарушили «золотое правило» авиации: не видишь взлетно-посадочную полосу, не нужно совершать посадку, уходи на второй круг. Системы раннего предупреждения приближения к земле сработали, экипаж знал об опасности. Но летчики не среагировали. В результате самолет отнесло от аэродрома почти на триста метров.

К метеорологам тоже были вопросы

Однако, как стало известно АП, во время расследования выявились и другие моменты.  Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) установили, что 8 августа 2011 года в благовещенском аэропорту не проводились радиолокационные наблюдения за погодой — оборудование было неисправно. Но техник-метеоролог об этом никому не сообщил. И когда резко испортилась погода, у диспетчера не было точных сведений, что творится в небе над аэродромом. Несмотря на грозу, разрешили посадку.

Между тем в этой истории не все так просто. Журналист одного из центральных каналов Тимур Сиразиев проводил свое независимое расследование и взял интервью у заслуженного пилота СССР, председателя Комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олега Смирнова. Вот что сказал известный авиаэксперт: «Раз в акте указаны недостатки метеослужбы и диспетчера, они должны сидеть на одной скамье подсудимых вместе с капитаном судна». Окончательный вердикт суда был: виновен командир воздушного судна, которого приговорили полутора годам ограничения свободы.

Августовские ЧП над небом Приамурья:

 

  • 7 августа 1957 года в Магдагачах во время захода на посадку разбился Ил-12 — погиб один человек.
  • В 1979 году Ан-2 разбился под Экимчаном — тоже в августе, как раз перед 1 сентября. Пассажир погиб. Экипаж живой.
  • 28 августа 1981 года — столкновение в небе над бурейской тайгой гражданского Як-40 и военного грузового борта. Погибли все, кроме Ларисы Савицкой, о которой знает весь мир.
  • 29 августа 1981 года поисковики полетели в Зею, где Як-40 совершил жесткую посадку мимо полосы. Погибли два члена экипажа и директор золотодобывающего прииска.
  • 8 августа 2011 года — жесткая посадка в аэропорту Благовещенска самолета Ан-24.

 

Возрастная категория материалов: 18+