Спецоперация изменила мировой рынок
22
тонны золота — план по добыче в Амурской области на 2022 год. Как отмечают в минприроды региона, пока он выполняется. Однако точно предсказать итоги года уже не представляется возможным
— Золото есть, но цены на него нет. Если продам по сегодняшней, то нового сезона у меня не будет, — признается руководитель артели в Селемджинском районе Максим Сергеев. — Я уже в долгах, но по две тысячи рублей за грамм сдавать металл не хочу — солярки больше трачу. Не знаю, что делать: то ли ждать повышения цены и «морозить» золото до осени, то ли рассчитываться с долгами и распускать людей.
И такой сценарий грозит всей отрасли региона. Последние годы благодаря рекордной цене на драгметалл для золотодобычи настал «золотой век». Поэтому в сезон-2022 амурские предприятия вошли с большими вложениями и новыми надеждами. Однако после начала специальной военной операции на Украине ситуация на мировом рынке драгоценного металла кардинально изменилась — российская золотодобыча оказалась заложницей большой политики.
Сначала в марте Великобритания ввела санкции против Газпромбанка и Россельхозбанка — именно они занимали главные позиции по операциям с золотом в стране. Летом 2022 года США и Евросоюз ввели полный запрет на импорт драгметалла из России. По данным Федеральной таможенной службы, в 2021 году РФ экспортировала 302 тонны золота на 17,6 миллиарда долларов. Из них почти 90 % — в Великобританию, так как Лондон — центральная площадка для торговли золотом в мире.
— Россия ежегодно добывает примерно 330 тонн золота — это около 10 % мировой добычи. Перенаправить такие потоки металла по новым маршрутам просто нереально. Отношения на мировом рынке золота между продавцами и покупателями складывались годами, десятилетиями — свободных ниш просто нет, — рассказал в интервью «Вестнику золотопромышленника» председатель Союза золотопромышленников России Сергей Кашуба. — Золотодобывающие компании всегда большую часть металла продавали напрямую банкам, а те уже далее сами занимались его реализацией, в том числе экспортом. Сейчас большинство из этих банков под санкциями, а другие пока не смогли занять эту нишу.
Поэтому сейчас золото остается внутри страны. По самым оптимистичным расчетам Союза, ювелирные заводы и физлица (благодаря отмене НДС) смогут купить максимум 75 тонн — в стране останется еще около 250. «Сезон промывки россыпей в разгаре, поэтому вопрос реализации добываемого металла стоит остро как никогда», — констатирует Кашуба.
Дисконт раздора
В золотодобыче Амурской области работает более 40 предприятий. В региональном министерстве природных ресурсов констатируют: если экономическая ситуация сохранится, в следующем и ближайших годах золотодобытчикам региона грозит банкротство или резкое сокращение объемов производства. И первые под ударом — небольшие артели. Стабильное положение у старейшего золотодобытчика Приамурья и обладателя крупнейшего дражного флота в России — АО «Прииск Соловьевский».
— Цена на золото снизилась с 4 600 рублей за грамм в 2021 году до 3 000—3 200 рублей в июле текущего года. Это само по себе уже сворачивает программы развития золотодобывающих предприятий, — прокомментировал ситуацию «Амурской правде» министр природных ресурсов Амурской области Дмитрий Лужнов. — А применяемый Банком России дисконт 15 % при покупке им золота у коммерческих банков ставит предприятия россыпного направления на грань рентабельности.
«Если проблемы с ценой сохранятся, то отрасль из «золотого века» быстро рухнет в темнейшие времена своей истории, сопоставимые с началом 90-х годов».
Именно этот фактор вызывает вопросы у недропользователей. Западные санкции на российское золото заставили Центробанк впервые за два года возобновить покупку металла на внутреннем рынке. ЦБ начал приобретать золото через коммерческие банки, но с неожиданно высоким дисконтом в 15—17 %.
— Мы, честно говоря, находимся в замешательстве с этими дисконтами, так как уже не раз писали Центробанку и профильным министерствам о необходимости закупки золота государством по мировой цене. Тем более, что необходимость государственных закупок неизбежна, без них и без экспортных каналов, отстроенных российскими банками, ликвидности золота не будет. С 2006 года ЦБ очень активно покупал золото недропользователей по мировой цене с дисконтом в 0,5 %. Вернуться к этой практике — самое время, — уверен председатель Союза золотопромышленников России.
Амурское правительство солидарно с этой позицией.
— Еще в конце марта губернатор Василий Орлов предложил вынести вопрос о налаживании альтернативных путей продажи металла на заседание федерального антикризисного штаба, — рассказал министр природных ресурсов Амурской области. — В своем ответе Минфин России сообщил, что меры предприняты как на внутреннем рынке (имеется в виду продажа металла физическим лицам), так и на внешнем (упрощение порядка вывоза драгоценных металлов для предприятий). Подготовлено еще одно обращение губернатора к первому заместителю председателя Правительства России Андрею Белоусову с предложением об отмене дисконта Центробанка.
Рубль сыграл с золотом злую шутку
Злую штуку с отраслью сыграло и укрепление рубля. В 2021 году цена на золото в среднем составила около 4 250 рублей за грамм. В начале этого года она достигала 4 450 рублей, а сегодня, даже без учета дисконтов Центробанка и коммерческих банков, рыночная цена — всего около 3 100 рублей.
— Вот конкретный период: с 16 мая по 10 июня 2022 года мировая цена на золото в рублевом выражении колебалась от 3 345 до 3 968 рублей за грамм. В этот же период цена покупки золота Центробанком находилась в коридоре от 2 842 до 3 198 рублей за грамм. Механизм столь странного ценообразования Банк России не поясняет, — возмущены в Союзе российских золотопромышленников. — Понятно, что при падении рублевой выручки почти на треть запас прочности отрасли растаял на глазах. Особенно для россыпников, начавших сезон уже в период сверхнизких рублевых цен. В итоге стоимость металла находится ниже себестоимости добычи у большинства компаний.
Ситуацию усугубляет неизбежное увеличение практически всех статей расходов на золотодобычу: на геологоразведочные работы — порядка 40 %, на сырье и материалы — около 30 %, на зарплаты и социальные нужды — около 15 %. Рост цен на селитру, которая является ключевым компонентом взрывчатки для отработки рудных месторождений, для разных регионов с начала этого года составил от 200 до 400 %, пишет «Вестник золотопромышленника».
Надежда на государство
И власти, и недропользователи надеются на поддержку государства. Иначе последствия могут быть необратимыми.
— Выживут только те, кто сможет оптимизировать себестоимость добычи золота и адаптироваться к новым экономическим реалиям, став сильнее и эффективнее. Мы потеряем не только некий объем ежегодной добычи, но и столкнемся с кризисом капитальных затрат и затрат на отраслевую геологоразведку. Если проблемы с ценой на внутреннем рынке сохранятся надолго, то отрасль из «золотого века» быстро рухнет в темнейшие времена своей истории, сопоставимые с началом 90-х годов, — констатирует Сергей Кашуба. — В этом случае в безвозвратные потери для нашей страны придется записать сотни золотодобывающих компаний, десятки тысяч рабочих мест и миллиарды рублей налогов. Мы считаем такой подход для нашего государства неприемлемым.
Дмитрий Лужнов, министр природных ресурсов Амурской области:
— Первоначально план на текущий год составлял 22 тонны, и пока он выполняется и по россыпному, и по рудному золоту. Однако точно предсказать итоги года уже невозможно. У предприятий, конечно, существуют сложности с закупкой запчастей, техники и реагентов: начиная от их подорожания и заканчивая полной невозможностью приобрести определенные позиции. Но эти трудности не столь существенны, как сложившаяся ситуация с ценой на золото.
Добавить комментарий
Комментарии