«Не думал, что мою книгу так высоко оценят эксперты»
— Александр Геннадьевич, есть ли жизнь после премии?
— Жизнь, конечно, продолжается, все идет своим чередом. Премия имени В. К. Арсеньева, безусловно, была ярким событием моей жизни. Неожиданной для меня. Не думал, что мою книгу так высоко оценят эксперты. Получил поздравления и теперь идем дальше.
— Дальше? Вы же говорили, что это, возможно, ваша единственная книга?
— Вы правильно вспомнили. Я говорил в интервью, что это первое и, возможно, единственное литературное произведение, потому что я себя не считаю писателем. Я скорее исследователь в данном контексте в истории возникновения этой книги. Так случилось, что я столкнулся с интересной загадкой героя книги, которую удалось распутать в течение нескольких лет. И представить эту интересную жизнь на основе документальных фактов. Я это свое произведение охарактеризовал как научно-историческое исследование. А премия имеет более широкий охват. Здесь и детская литература, и короткая проза, и длинная проза. А длинная проза включает в себя и художественные произведения, романы и документальные произведения, к которым больше относится моя книга.
Пока у меня нет конкретных планов в литературном творчестве. Книга была создана по такому случаю, потому что меня зацепила эта история. Что будет дальше, я не знаю. У меня есть желание развить тему, поднятую в моей книге, может в сторону сценария для фильма.
Призовой фонд премии — 2,5 миллиона рублей. Место жительства автора значения не имеет, главное — писать на русском языке.
«Делается все, чтобы возродить интерес к Дальнему Востоку»
— Это только ваш путь — опора на краеведческий базис? И нужны ли другие, в том числе современные, сюжеты?
— Эта наша премия учреждена в честь выдающегося исследователя, офицера, писателя, большой исторической фигуры — Арсеньев много сделал для познания Дальнего Востока. Но это совсем не значит, что литературные произведения должны касаться только исторических или исследовательских тем. Дальний Восток некоторое время находится в некотором забытьи, а сегодня делается все, чтобы возродить интерес к нему, развивать его еще больше. Поэтому наверняка будут интересны и современные сюжеты, которых очень много. Здесь, можно сказать, для писателей «не паханное поле».
«Книга должна иметь изюминку»
— Что такое хорошая литература для вас? Что такое хорошая книга?
— Хороший вопрос. Книга должна иметь какую-то изюминку, а не только какой-то, пусть и изящно написанный, поток слов. Должна быть заложена цель в произведение. Безусловно, язык очень важен для литературного произведения. Тем более сейчас очень много в современной литературе искушений давать вольности в языке, его осовременивать. По моему мнению, в литературе художественной высокого уровня слово должно быть очень аккуратно и искусно изложено. Нельзя опускаться до быта в литературе. Понятно, что темы могут быть различными, в том числе и про простую жизнь простых людей. Но мне кажется, что язык и вообще любое произведение должно поднимать уровень вкуса. Помимо эстетического удовольствия люди должны получать и надежду, веру в жизнь. Несмотря на то, что жизнь порой бывает тяжелой, должен быть свет впереди. Должно оставаться светлое чувство.
«Имеет смысл разделить нон-фикшн и строго художественное произведение»
— Как вы думаете, достаточно ли номинаций и жанров представлены в премии? Может, стоит добавить какие-нибудь жанры: пьесы или переводы?
— Я бы немножко расшил ныне действующие в премии номинации. Потому что в прошлом году, когда моя книга участвовала в конкурсе, я во время ее обсуждения почувствовал, что члены жюри и эксперты сталкиваются с проблемой: как можно сравнивать, например, художественный роман и историческое исследование? Это, конечно, все длинная проза, но совершенно разные жанры. Имеет смысл разделить нон-фикшн и строго художественное произведение. Это имеет смысл с точки зрения корректности сравнения конкурсных работ.
«У Дальнего Востока большие перспективы в литературе»
— Будете ли вы следить за ходом премии этого года?
— Да, конечно. Я слежу и буду следить. Мне интересно, как будет развиваться дальше премия. Может, увижу знакомые имена среди лауреатов.
— Идет 2022 год, объявленный президентом России годом юбилейных торжеств, посвященных 150-летию со дня рождения В. К. Арсеньева, многие культурные организации, коллективы и просто одаренные люди стараются посвятить Владимиру Клавдиевичу свое творчество. Год закончится, интерес к Дальнему Востоку и его литературе спадет?
— Сейчас это дополнительный повод привлечь внимание и к премии имени В. К. Арсеньева и вообще ко всему Дальнему Востоку. Поэтому в этом году Премия имеет особое значение. Но все, что сделано в предыдущие годы и что делается сейчас, закладывает основу будущего интереса к Дальнему Востоку. На этом юбилейном году жизнь не заканчивается. У Дальнего Востока большие перспективы в литературе.
Справка
Общероссийская литературная премия «Дальний Восток» имени В. К. Арсеньева учреждена по инициативе заместителя председателя правительства РФ — полпреда в ДФО Юрия Трутнева. Впервые лауреаты премии были названы в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий «Дней Дальнего Востока в Москве» в здании Российского Фонда культуры.
Главная цель премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.
За три сезона на соискание премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов России, а также от соотечественников, проживающих за рубежом.
Ежегодно жюри премии определяет лучшие произведения по трем номинациям: «Длинная проза», «Короткая проза» и «Проза для детей». Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии