Пионерский призыв
В январе 1939 года группа школьников Свободного и станции Михайло-Чесноковская обратилась к «всесоюзному старосте» Михаилу Ивановичу Калинину с просьбой разрешить строительство в их городе первой на востоке страны детской железной дороги. Идею одобрили, и в середине марта 1939 года на целевой счет строительства Малой Амурской из Москвы поступило 500 тысяч рублей.
Уже через неделю на городском сборе комсомольского и пионерского актива избрали инициативный комитет школьников по строительству детской железной дороги. Общее руководство строительством было возложено на инструктора по комсомолу политотдела Амурской железной дороги Семена Гелерштейна — он стал начальником строительства, а потом и возглавил Свободненскую ДЖД.
Весной 1939 года, когда в управлении Амурской железной дороги обсуждали проект, то пригласили и членов инициативного комитета. Дети наравне со взрослыми высказывали свои замечания.
Проект связывал город и зону отдыха у села Бардагон, где с 1939 года действует лагерь отдыха для детей железнодорожников. Детской дороге передавалось здание оборотного депо станции Михайло-Чесноковская. На его базе строились паровозо-вагонное депо и центральная станция «Сталинское счастье» с учебными классами. Далее дорога должна была пройти мимо завода «Автозапчасть», поселка Ударный и по мосту пересечь ручей. Сразу за мостом вторая остановка: блокпост «Дальневосточный». У совхоза «Свободненский» третья остановка: блок-пост имени Павлика Морозова. Конечная остановка, станция «Пионерская», — на опушке соснового бора около деревни Бардагон.
1 октября 1939 года одновременно в двадцати кружках юных железнодорожников начали готовить кадры для будущей ДЖД. А спустя две недели, 14 октября 1939 года, началось строительство дороги. В канун 1940 года у строящейся дороги появился первый паровоз.
Строили всем миром
К 5 января 1940 года было построено 3,5 км пути, отсыпано еще полтора километра земляного полотна. Но до конца объект был еще не построен.
Тогда комсомольцы города решили взять шефство над строительством детской дороги. На специальный счет пошли средства от сбора металлолома, деньги, заработанные комсомольцами на субботниках. Школьники организовали несколько агитбригад и начали выступать с концертами на предприятиях города, а заработанные деньги перечислять на счет строительства. За четыре месяца комсомольцы и пионеры направили на долгожданный объект более 420 тысяч рублей. А в апреле 1940-го из Москвы поступили новые ассигнования в размере 500 тысяч.
Накануне первомайских праздников 1940 года строящаяся дорога получила из Райчихинского рудоуправления еще один паровоз. А через несколько дней комсомольцы Михайло-Чесноковского вагоноремонтного завода передали специально построенные для ДЖД шесть двухосных 24-местных пассажирских вагонов.
В путь!
4 августа 1940 года первая очередь детской дороги была принята в эксплуатацию. По новым рельсам от станции «Сталинское счастье» до станции «Дальневосточная» отправилась первая детская локомотивная бригада. ДЖД на тот момент представляла из себя четыре километра путей, оснащенные электрожезловой системой с аппаратами Трегера и межстанционной телеграфной связью. Через год дорога выросла еще на два километра. Планы были строить и строить, но началась война. В военное лихолетье, когда многие детские железные дороги остановились или были разрушены, попав на оккупированную территорию, Свободненская ДЖД продолжила свою работу.
Юные железнодорожники наравне со взрослыми жили с пониманием: «Всё для фронта, всё для Победы!». По проложенной осенью 1941 года временной ветке до совхоза Свободненский доставляли строевой лес, уголь, дрова и соль для мясокомбината, а обратно везли мясо и овощи. Перевозки шли и летом и зимой по строгому графику.
Когда жизнь в стране снова встала на мирные рельсы, вспомнили и о довоенных планах продления детской дороги. С приходом нового начальника Малой Амурской железной дороги Иосифа Новицкого в ноябре 1950 года длина Свободненской ДЖД увеличилась на два километра. А к 1 июня 1951 года появились те самые 11,6 км и вокзал на конечной станции «Пионерская».
Второе дыхание
В кризисные для всей страны 90-е годы детская железная дорога была на грани закрытия. Дальневосточную достопримечательность хотели ликвидировать и разобрать. Но даже тогда она не останавливала работу — порой благодаря только энтузиазму инструкторского состава. Ветераны вспоминают, что в 90-е им приходилось работать в две смены, чтобы успевать и обучать детей, и отвозить местных жителей по маршруту — не хватало кадров. В 2008 году второе дыхание узкоколейка получила благодаря новому начальнику Виктору Петровичу Колесникову. «Он буквально спас нашу дорогу, — говорят сотрудники. — Ставил вопрос о ее сохранении и реконструкции в Москве, во всех вышестоящих организациях». И его услышали.
Сейчас Свободненская детская железная дорога входит в пятерку лучших по стране по оснащению: вместо деревянных шпал уложены железобетонные, а диспетчерское оборудование на Свободненской ДЖД такое, что есть не на каждой станции Забайкальской дороги. Дорога оснащена микропроцессорной централизацией стрелок, и теперь ребята готовят маршруты приема и отправления поезда на мониторе компьютера, с помощью мышки. Сегодня, в 2022 году, на Свободненской детской железной дороге работают три тепловоза, и каждые два часа состав отправляется в путь.
Начало большого пути
С 2017 года начальником Свободненской детской железной дороги стала Елена Марковская. Виктор Колесников передал ей бразды правления, но продолжает посещать предприятие, делясь опытом с юными железнодорожниками.
— Я счастлива, что однажды Виктор Петрович вызвал меня и сказал: «Тебе я могу доверить нашу детскую железную дорогу». Сейчас это главный проект моей жизни, — признается Елена Юрьевна. — У нас уже столько планов на будущее. Ведь мы — не аттракцион, а настоящая железная дорога, только работают на ней дети. Мы гордимся тем, что мы не вагончики в парке развлечений, а настоящий пригородный маршрут, приносящий пользу. Сейчас на самой длинной детской железной дороге в стране трудятся 16 специалистов, в 83 кружках в родном Свободном и при дорожных линейных станциях области проходят «Общий курс железных дорог» 1073 школьника. А летом ребята приезжают сюда на практику — на самую настоящую, пусть и детскую, железную дорогу. И многие в будущем связывают свою жизнь с романтикой железных дорог.
С 2019 года Свободненская ДЖД получила лицензию на образовательную деятельность и активно сотрудничает со свободненским филиалом детского технопарка «Кванториум-28». А осенью 2022 года начнется строительство нового благоустроенного здания вокзала на станции «Юность» (бывшее «Сталинское счастье»), где будут круглогодичные учебные классы, большой музей и, конечно, зал ожидания для пассажиров.
Всё по-взрослому. «Кузница кадров» является достопримечательностью Свободного. Приехав в город президентского внимания, каждый хоть раз да обязательно проедется по самой настоящей, самой длинной в России Свободненской детской железной дороге — из города на природу — в детство и обратно. Как связаны рельсы в один железнодорожный путь, так связаны на Свободненской детской дороге история, реальность и будущее.
Удивительные факты о Свободненской детской железной дороге
- Самая длинная ДЖД в России и в мире. Ее протяженность — 11,6 км. Ближайший конкурент нашей дороги — детская дорога в Венгрии, в Будапеште. В 2015 году она занесена в Книгу рекордов Гиннеса как детская узкоколейная железная дорога длиной почти 11,2 км. Но наша длиннее!
- Старшая дальневосточная. Свободненская ДЖД — первая и самая старшая из дальневосточных детских железных дорог. И Хабаровская, и Южно-Сахалинская, и Читинская появились гораздо позже.
- Единственная. Малая Амурская железная дорога — не только самая длинная среди российских ДЖД, но единственная пересекающая Транссиб.
- Имеет «тезку». В 1959 году Свободненская ДЖД получила официальное наименование Малой Забайкальской. В 1971 году открыли Читинскую ДЖД, и ей тоже дали название Малой Забайкальской.
- Новое имя. В юбилейный год 80-летия детской дороге присвоено имя первого министра путей сообщения Российской Федерации Геннадия Матвеевича Фадеева. Амурчанин, уроженец Шимановска, сам в детстве учился в школе № 2 и в школе железнодорожников — в кружке от Свободненской детской железной дороги.
Возрастная категория материалов: 16+
Добавить комментарий
Комментарии