Фото: Архив АПФото: Архив АП

Поворот к Азии

Магистральной темой дискуссии стал извечный вопрос, к какой все-таки цивилизации больше тяготеет Россия, в том числе — и в сфере культуры. Ника Светлая, писатель из Республики Бурятия, работающая в сегменте литературы для подростков и молодых людей, считает, что серьезным трендом в современной российской литературе для молодежи стал «разворот в сторону Азии», особенно — в сторону фольклора стран АТР.

— Если раньше смотрели на Запад, то сейчас смотрят на Азию. И наши авторы пишут по корейским мифам, по китайским, по японским и так далее, — отметила Светлая. — Но если говорить об этом тренде, то на этой волне как раз сейчас можно писать о чем-то российском, но азиатском, потому что тренд — он обширный. Это какие-то старые сказки, когда переписывают Рапунцель и так далее. То же самое можно делать с народными сказками, которые у нас есть в регионах Дальнего Востока. Можно переписывать, делать их современными. То есть это очень популярная тема сейчас.

«Мы как цивилизация стоим на трех китах»

Куратор премии Арсеньева Вячеслав Коновалов развил дискуссию напоминанием о том, что российская культура формировалась все-таки в рамках европейской цивилизации.

— Вообще, мы как цивилизация стоим на трех китах, трех городах. Это Иерусалим, это Афины и это Рим. Устройство государства у нас римское, кто право изучал, знает, что начинается с римского права и армия, и устройство парламента, и президент, и так далее, и так далее. Афины — это искусство, науки. Иерусалим — это, понятное дело, духовная столица всей европейской цивилизации, — раскрыл свою мысль Коновалов. — Так вот, находясь между тремя этими точками, Российская Федерация стопроцентно, однозначно является европейской цивилизацией.

Вячеслав Коновалов, тем не менее, отметил, что для современной России «огромные возможности, огромные ресурсы, огромное будущее лежит именно в Азии».

— Но стоит ли нам говорить, что вся наша культура каким-то образом должна сейчас по мановению волшебной палочки или чиновничьего рычага резко с Запада повернуться на Восток? Насколько это возможно? — задался вопросом выступающий.

Россия и ее культура снова становятся интересны миру

Подводя итог своему выступлению, Вячеслав Коновалов заявил, что сегодня Россия и ее культура снова становятся интересны всему миру, и в том числе странам Азии. 

— Что происходит? 2 % населения земли, 2 % мирового ВВП вдруг начинают в буквальном смысле слова диктовать большую политику в мире. «Как это возможно? Что это за люди такие? Поразительно! А может быть, как-то их культурный какой-то пласт вскрыть, посмотреть их фильмы, почитать их книжки. Может, мы тогда что-нибудь поймем, что это за народ такой?» Мы для них интересны, мы интересны снова для всех, — образно высказал мнение куратор премии имени Арсеньева.

Внимание — фольклору

Сахалинский журналист, писатель и поэт Владимир Семенчик, поддерживая тезис, высказанный Никой Светлой, отметил: действительно, авторы сегодня много внимания уделяют фольклорному материалу народов российского Дальнего Востока.

— Это действительно становится популярным, но это направление еще интересно и потому, что на такие произведения проще получить грантовые средства для публикации. Если ты пишешь что-то другое — то это, конечно, дело личное, самореализуйся как угодно. А малые народы, слава богу, и власть поддерживает, и бизнес поддерживает, в том числе и культуру, и литературу — это здорово. И поэтому к этой теме интерес есть. Но оно важно еще и потому, что это — действительно фольклорное. Да и в русском фольклоре есть очень глубокие вещи, которые и сегодня интересны, конечно же, читателю, если их переосмыслить, — высказался по теме дискуссии Семенчик.

Гаврила Андросов, вице-председатель Союза писателей Якутии, уверен, что так называемое «восточное направление» присутствовало в российской культуре всегда.

— Вот сейчас у нас есть «восточное направление», но думаю, что, в принципе, «восточное направление» не только в литературе народов России, а вообще в русской литературе было всегда. Иногда оно становилось какой-то «новой волной», потом «мейнстримом», а иногда как бы впадало в спячку, скажем так, — отметил Андросов.

«Мы соединили Восток и Запад!»

В вопросе же по поводу того, к какой культурной парадигме стоит относить Россию, вице-председатель Союза писателей Якутии занял амбивалентную позицию.

— В принципе, Россия — это не Восток и не Запад, мы где-то между ними. Поэтому в 20-е годы прошлого века «евразийцы» считали, что мы — отдельный континент. Они, по сути, мне кажется, правы. И смотря на тенденции мировой политической основы — в принципе, Россия и Евразия могут развиваться и по восточному, и по западному направлению, — подытожил свое выступление Гаврила Андросов.

Российский прозаик Андрей Геласимов развил тезис коллеги из Республики Саха (Якутия), заявив, что соединение в российской культуре двух зачастую противоположных начал есть ее ключевое достоинство. 

— Когда коллега говорил о том, что Россия находится между Востоком и Западом, я сидел и думал: «Слушайте, а может, нам пора преодолеть уже это и двинуться в природу парадоксальности России как таковой — вот этого огромного конгломерата, этой огромной территории?» — заявил Геласимов.  — Дело не в том, что мы между Востоком и Западом, и не надо вовсе думать о том, кто мы — Восток или Запад. Дело в том, что мы соединили Восток и Запад! То есть две противоположные совершенно культурные тенденции, идеологически, эстетически — но они слились на нашем пространстве!"

Андрей Геласимов предложил говорить не о двойственности России, а о ее уникальной способности соединять, казалось бы, несоединимые, диаметрально противоположные начала.

— И в этом наша огромная сила, друзья. И надо это дело развивать и наслаждаться этим — тем, что мы являемся совершенно уникальным слиянием двух противоположных начал. Мы — внимание! — тот самый Инь и Янь. И вот это очень круто, как мне кажется, — резюмировал прозаик.

«Мы уникальная нация»

Подводя итог магистральной дискуссии конференции, куратор премии имени Арсеньева Вячеслав Коновалов отметил, что сегодня перед Россией в очередной раз открывается «окно возможностей», позволяющее стране и 147 миллионам ее жителей найти свой собственный путь в будущее.

— Да, Андрей Геласимов правильно сказал. Мы — ни те, ни другие. Мы — совершенно уникальная нация. И нам дана возможность, в том числе, наконец-то закрыть вопросы с самоидентификацией и двигаться в том направлении, которое мы сейчас медленно, но уверенно нащупываем. И наш круглый стол — это такой маленький пазл в этой огромной «карте нащупывания» дальнейшего пути развития. И чем больше будет таких круглых столов, встреч, разговоров и конкретных действий, тем быстрее мы выйдем на наш магистральный, стратегический путь, — заявил Коновалов.

Более 300 писателей стали соискателями премии 

Общероссийская литературная Премия «Дальний Восток» имени В. К. Арсеньева учреждена по инициативе зампреда правительства РФ — полпреда в ДФО Юрия Трутнева. Впервые лауреатов премии назвали в декабре 2019 года. Произошло это в рамках мероприятий «Дней Дальнего Востока в Москве» в здании Российского Фонда культуры.

Главная цель премии — поддержка российских и зарубежных писателей, посвящающих свои произведения Дальнему Востоку и содействующих формированию единого культурного пространства многонациональной России.

За три сезона на соискание Премии поступило более 300 заявок от писателей из 24 субъектов России, а также от соотечественников, проживающих за рубежом.

Ежегодно жюри определяет лучшие произведения по трем номинациям: «Длинная проза», «Короткая проза» и «Проза для детей». Победители получают денежное вознаграждение и ценные призы.

Возрастная категория материалов: 18+