Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №47 (29040) от 1 декабря 2022 года
Издается с 24 февраля 1918 года
1 декабря 2022,
четверг

Ирина Мазуркевич: «О любви, слезах и Высоцком»

Ирина Мазуркевич: «О любви, слезах и Высоцком» / Судьба подняла ее на самый пик киноолимпа еще подростком. Обычно после такого взлета случаются резкие падения, после которых поднимаются единицы. Ирина Мазуркевич удержалась, состоялась, она любима, узнаваема и востребована. Такое бывает в актерской жизни нечасто. Но бывает!


Судьба подняла ее на самый пик киноолимпа еще подростком. Обычно после такого взлета случаются резкие падения, после которых поднимаются единицы. Ирина Мазуркевич удержалась, состоялась, она любима, узнаваема и востребована. Такое бывает в актерской жизни нечасто. Но бывает!

Рыдали под «Песняров»

Детство мое – это речка Припять, и я, в шортах, футболке, бегаю по холмам. Детство — это мой любимый городок Мозырь, казаки-разбойники, белый, белый, как мука, речной песок.

Я на лодке переплывала на другой берег Припяти, занимала место под кустом в тенечке, под ракитами и проводила там целые дни. Потом мама с братьями приходили, свистели, я переплывала на лодке домой. Сама на веслах…

Большинство идут в артистки, в том числе ради славы и популярности, у меня никогда такой задачи не было.

Вообще Белоруссия осталась зарубкой на сердце, в прошлом году встречались там с подружками, которые приехали со всех мест — из Израиля, Австралии, Минска, России. Такая душевная встреча получилась, как будто мы не расставались.

Фото из личного архива, соцсети

А в позапрошлом году приезжала моя подруга, тоже из Израиля. Она там уже давно живет. Мы на дачу ехали в Псковскую область на машине. Я поставила «Песняров». Мы едем, она рыдает, я рыдаю — так, что дворники не справляются. Такая ностальгия настоящая.

Думаю, что за границей я не смогла бы жить. Сегодня уже нигде не смогу жить, кроме Питера.

В Питере нет такой суеты, как в Москве. Я ведь провинциалка. Более того, никуда никогда не лезла, не карабкалась, не царапалась. Наоборот, сделала все, чтобы быть незаметней. Большинство идут в артистки, в том числе ради славы и популярности, у меня никогда такой задачи не было. Мне всегда было важно, чтобы было интересно жить, чтобы я жила в свое удовольствие.

А сейчас пишут: звезда сериала. Это же вообще за гранью, истрепали и нивелировали само понятие.

В жизни само случилось, что я стала сниматься в кино в 15 лет. Тогда многим моим ровесникам казалось, что это уже звезда. Хотя такого слова раньше не было. Хотя нет, оно было, но применялось строго по назначению. Была звезда Любовь Орлова. Были Марина Ладынина и Валентина Серова.

А сейчас пишут: звезда сериала. Это же вообще за гранью, истрепали и нивелировали само понятие. Поэтому про звездность говорить не стоит. Для меня всегда первично, чтобы было интересно и комфортно по жизни.

Если говорить о профессии, то я всегда понимала, что такое заслуженная слава, что такое незаслуженная, что такое пыль и прах, когда в одну секунду тебя нет. В кино ведь как: можно сниматься, сниматься в молодости, а потом фюйть — и к 30 годам ты уже ничто, тебя забыли, и звать никак, и только ходишь, лицо везде подставляешь: узнаёте, узнаёте, узнаёте? Кино-то ведь очень неблагодарное, может быть, поэтому я сразу выбрала театр. Честно скажу, мне повезло: и люди по жизни попались не слабые, и театр неплохой.

Чудо с косичками

Я в кино стала сниматься очень рано. На втором курсе театрального училища уже снялась в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (6+).

Я ничего для этого не сделала, палец о палец не ударила. Предложений о съемках было столько, что я даже не отвечала на телеграммы. Понимала, что самое важное и главное для меня — это учеба. Все приходило само ровно столько, сколько надо.

Часто слышишь, что актерская профессия завистливая, думаю, что зависти в ней не больше, чем в любом другом деле. В жизни ведь вообще конкуренция очень жестокая. Посмотрите врачебную среду или на мир учителей — везде жесть. Все дело не в профессии, а человеческой природе, в нашей биологии. Никогда не убивалась по поводу карьеры, для меня всегда на первом месте была любовь и близкий человек. Что убиваться от того, что кто-то не так про тебя сказал или подумал? В жизни есть истинные ценности, мы их часто путаем с ложными. Здоровье, любовь, счастье близких, ощущение того, что ты живешь в удовольствие — это и есть настоящие ценности. Все остальное ерунда.

Главное кино в моей жизни — это, конечно, картина «Чудо с косичками» (12+). Не было бы его — ничего бы не было, и мы с вами сегодня не разговаривали бы. Всему виной его величество случай.

Я, пятнадцатилетняя девчонка, студентка первого курса Горьковского театрального училища, стою у доски и сморю расписание занятий. Из кабинета директора вышел молодой человек и тоже рядом встал, смотрел на меня внимательно, долго, пока я не повернулась. Он сказал: «У вас нет с собой фотографии?» — «А что, надо?» — «Просто мой знакомый — ассистент режиссера у Виктора Титова, который будет сейчас фильм снимать про Ольгу Корбут. Я могу отвезти, и, может, вы подойдете».

В жизни ведь вообще конкуренция очень жестокая. Посмотрите врачебную среду или на мир учителей — везде жесть. 

Я съездила и привезла фотографию ему. Он отвез Титову, Титов только глянул и сказал: «Она». Всё. Разойдись мы на несколько минут, и все было бы иначе…

Во время съемок Ольга Корбут несколько раз приезжала снять гимнастические упражнения. Сейчас такого в кино не встретишь, комбинированные съемки, а тогда было все максимально честно.

Потом нас жизнь развела на долгие десятилетия, и только несколько лет назад мы встретились на съемках одной передачи. Это было приятным сюрпризом. Она мне по плечо, а у меня рост 164 сантиметра. Представляете, какая она крошка…

Жизнь поломала эту девочку очень жестоко, у Ольги сложилась трагическая судьба. Это сейчас — закончилась спортивная карьера, пошел в депутаты и сиди себе припеваючи. А тогда все было иначе…

«Высоцкий был очень одинокий человек…»

Мой Высоцкий? Он был очень одинокий человек. Так бывает. Вокруг тебя толпы народу, а ты одинокий. Жёны? Ну, были жёны. Одна — здесь, другая — там. Он же в действительности жил один. Если у вас любовь, то как можно жить в разных странах? Это же невозможно. Любимые должны спать под одним одеялом. Потом, как можно бросить человека, когда у него есть определенная склонность к алкоголю?.. А творческий человек — это же совсем иная история. Он пишет стихи, песни, ему с кем-то надо поделиться, чтобы его слушали, чтобы его успокаивали, за руку держали.

Высоцкому завидовали. Он был любимчиком у Любимова, и это все чувствовали. Ему прощалось многое — то, что не прощалось другим. И чувствовали, что он гений. Он был независимый. Независимый от коллектива человек. Хотя он до последнего к театру относился как студент. Больше всего его обижало непризнание начальства. Он хотел, чтобы все песни его звучали на всех углах и чтобы как можно больше народа их слышало.

Мой Высоцкий? Он был очень одинокий человек. Так бывает. Вокруг тебя толпы народу, а ты одинокий. 

Вообще это редчайший симбиоз — любовь и власти, и народа. Кроме Людмилы Зыкиной примеров и не знаю.

У нас с Высоцким были замечательные отношения. Я по молодости не понимала масштаба его личности, молодая была слишком, когда начинала сниматься в кино. А потом… Просто я с людьми нормально общаюсь. Не то что у меня нет авторитетов, но я не смотрела ему в рот, не фальшивила никогда. Фальшивить не могу в отношениях.

Володя это чувствовал, был со мной прост, открыт. Много было чего хорошего.

Знаете, он же умер в день моей свадьбы. Это было очень неожиданно и очень тяжело. Я как-то не сразу осознала, что произошло. А незадолго до этого он мне пересылал через Кирилла Ласкари подарки, письма присылал. Письма, записки Высоцкого не храню. Я сразу их рвала — муж у меня был очень ревнивый.

После шума объятия крепче…

Равиковича и Мазуркевич свёл спектакль «Малыш и Карлсон», в котором они исполнили главные роли. Фото: ru.wikipedia.org

У нас с Анатолием Равиковичем сложилось так, что с первых дней наших отношений я его ни разу не назвала Толей. Все время Равиком. Чем он меня покорил? Вы его не видели в молодости, когда ему было лет сорок. И секс-символ, и талант, и ум, и чувство юмора. Все, что должно быть в мужчине, у него все было.

Первое время, когда личная жизнь наша налаживалась, случались у нас недопонимания. А как же без этого? Когда первенство устанавливается, каждому кажется, что он главный. Хотя я даже не понимаю слова «главный». Это не было главным.

Спрашивают: «Кто у вас в семье главный?» Но правильнее сказать: «Кто у вас прав в той или иной ситуации?» Шум бывает у всех. После шума обычно объятья крепче.

Если бы не было «Покровских ворот» (0+), может быть, что-то было и по-другому. Но, во-первых, я всегда знала, что по таланту Равиковичу я и в подметки не гожусь, поэтому никогда не говорила, что я тоже э-ге-ге. Он всегда для меня был недосягаемой величиной, кумиром. Я всегда знала, что он в сто раз лучше, в сто раз талантливее. И он чувствовал, что я это знаю. Для мужчины это очень важно. Для мужчины, даже если это не так, если у артистки есть больше таланта, все равно надо мужчине дать понять: он — непревзойденный. Но мне, слава богу, не надо было лукавить.

«Ненавижу несправедливость»

Спектакль «Энергичные люди» (18+). Простой человек – Николай Колосов, . Вера Сергеевна – Ирина Мазуркевич. Фото Валерия Гордта Источник: rewizor.ru

Говорите, что артисты ранимые? Давно перестала обижаться. Вообще не обижаюсь. Меня трудно обидеть, я стала такая толстокожая. По молодости плакала по любому случаю. Сейчас осталась стойкая ненависть к несправедливости, чуть что — меня сразу на амбразуру, чтобы я заступилась, причем, не хамя, а объясняя ситуацию.

Как ни странно, это мне никогда не мешало. Нет, меня очень уважают и уважали в театре Ленсовета. Зная, что где-то я могу и резкой быть, но знают, что спектакли, где Ира играет, могут по сто лет идти и не разваливаются. Потому что все подтягиваются, стараются не халтурить.

Меня достать очень тяжело. Просто перестаю с человеком общаться, если он не понимает. Вычеркиваю из жизни. 

Я коллективный человек, хотя индивидуалистка страшная. Мне лучше всего быть одной, но, если работаю в команде, очень честно работаю, не звездюсь. Ненавижу это, хотя у меня роли, как правило, в спектаклях главные. Я в этом плане честный товарищ.

Меня достать очень тяжело. Просто перестаю с человеком общаться, если он не понимает. Вычеркиваю из жизни. Бывают в жизни маленькие подлости, которые знаю, кто и когда делал. А мне пофиг. Не получается меня достать. Мне люди все рассказывают, которые между собой в контрах, зная, что я не передам.

Равик мне тоже всегда говорил: «Да, ты умеешь держать удар». Что это, не знаю. Может быть, элементарное чувство самосохранения. Честно скажу, на эту внутреннюю силу тратишь колоссальное количество нервов… Я же гипертоник уже давно. Сосуды, сердце, инфаркт, инсульт — и все, и тебя уже нет. Поэтому уже таблетки в жизнь пришли.

Плачу я теперь чаще всего на сцене и если касается здоровья близких. И в зале, если вижу хороший спектакль, сопереживаю, расстраиваюсь от ситуации или от восторга. Восторг, кстати, часто бывает. В театре бывает, когда от артистов что-то не ожидала, когда молодежь хорошая.

Учат ли на артистов? Конечно, можно выучиться, но только еще нужен талант обязательно. Хотя по большому счету это профессия, которая так и называется — артист.

Ты должен проникнуть в суть другого человека, понять его… Что значит сыграть роль? Когда ты знаешь, что делал этот человек в любой момент жизни, почему он так поступил или не так, ты знаешь всю его психологию — тогда ты сыграл роль. Как понять террористку, сыграть ее психологию? Все имеет свои причины. Понять обязательно, а иначе ничего не сыграешь. Ты должен понимать, все проследить.

Узнаваемость помогает в аптеке

Раздражает ли узнаваемость? Смотря в какой обстановке, иногда да. Когда смотрят и говорят: «Вы правда та, про кого я думаю?» Сначала узнают в лицо —«я вас где-то видела»; потом вторая степень популярности — «ой, это артистка». Потом говорят: «Вон, это Мазуркевич». Это уже все — узнают.

Чего греха таить, узнаваемость чаще всего помогает в больнице, аптеке, ЖЭКе — там, где больше всего трудностей у человека возникает.

Чего греха таить, узнаваемость чаще всего помогает в больнице, аптеке, ЖЭКе — там, где больше всего трудностей у человека возникает. Был один забавный случай. В соседнем со мной дворе жила Валентина Ивановна Матвиенко, потом она переехала в другой дом. Помню, были огромные лужи, снег — ни пройти ни проехать во дворе. Я как раз шла в Смольный, Матвиенко мне вручала «Народную артистку». И говорю начальнице ЖЭКа, что сейчас пойду в Смольный и скажу Матвиенко, пусть она заглянет в своей бывший двор и посмотрит, что тут делается. Когда я возвращалась, соседний двор, где живет Матвиенко, был вычищен под ноль. Даже под машинами выскребли. А наш как был, так и остался. Это все к вопросу имени.

Свадьба у Фрейндлих

Как меня встретил Петербург? Как и подобает встречать незваных гостей. У меня здесь подружка жила из Мозыря, и от метро я шла к ней километра полтора с 20-килограммовым чемоданом. Потом мы с ней пошли искать мне комнату. Первое мое питерское жилье — жуткая коммуналка. Там жили двое алкашей, которые друг друга без перерыва метелили. Они друг за другом с ножом бегали и с топором. И вот в такой квартире я начинала свою питерскую жизнь.

А театр Ленсовета принял очень хорошо, потому что театр тогда был — это Игорь Владимиров, главный режиссер. Он сказал: «Вот девочка, она будет у нас работать»... Всё было, в том числе и слухи, что я его любовница.

Вообще Алиса — человек уникальный, просто потрясающий. Это человек, для которого театр — это жизнь.

Меня Владимиров сразу предупредил: «Имей в виду, что тут будет тебе трудно. Тут ведущая артистка Фрейндлих, она все роли главные играет, особенно на что-то не рассчитывай». Оказалось, что Фрейндлих великая и неповторимая, и только она и должна играть. Были и спектакли с другими артистками в главных ролях, конечно, но рядом с Алисой их даже ставить нельзя.

Вообще Алиса — человек уникальный, просто потрясающий. Это человек, для которого театр — это жизнь. Бесконечно интеллигентна и бесконечно деликатна. Мы с Алисой дружили много лет, мы с Равиком даже в их квартире свою свадьбу справляли.

Потом мы стали в разных театрах работать, потом всякие обстоятельства возникли. Постепенно разошлись. Но мы все равно сейчас общаемся часто. Она звонит, поздравляет со всеми праздниками, в трудную минуту всегда рядом.

Есть ли у меня подруга? Есть, Алка — моя настоящая подруга, она в Израиле живет. Я с ней могу поделиться всем процентов на 98, а на 100 — нет. Два процента мои и только мои.

Дружить для меня нетрудно. Бывает больно, когда ты видишь корысть, выясняется, что был нужен на этом этапе. Это ужасно разочаровывает, это удивляет, ранит. Расстаешься, а потом думаешь, как так могло быть.

«В Белоруссии народ другой…»

Заметила, в Белоруссии народ немножко другой, менее притязательный.

Я тоже довольно непритязательный человек. Хоть у меня есть машина, квартира, дача. Но это никогда не было самоцелью. Шубу я купила себе в 45 лет, когда репетировала спектакль «Средство Макропулоса». У меня были деньги после сериала, и мне захотелось почувствовать себя звездой, про которую там написано, Эмилией Марти. И я подумала: почему бы и нет. Мне важно, чтобы одежда была с изюминкой.

Надо ли артисткам рожать детей? Детей рожать всем надо. Большей артистки, чем Мерил Стрип, я не знаю. У нее четверо детей, которые всегда с ней, везде и всюду. Я родила дочь, она со мной везде была. Мы спланировали, чтобы она родилась в декабре. И в июне нас на гастролях в Иркутске встречал замдиректора с коляской, потому что мы приехали с Лизой на гастроли. Я ее кормила грудью в антракте. Женщина должна родить, и никто меня не убедит в обратном.

Кто-то может в день смерти родного человека комедию играть. Я не из этого племени.

Скажу крамолу актерскую, но скажу. Вообще в жизни главное семья, а не профессия.

Помню, я играла спектакль через несколько часов после того, как у Равика случился инфаркт. Его положили под капельницу, и мне врач говорит: «Вы езжайте, вы нам не поможете, он лечится, все под контролем». И я пошла играть. У меня было зареванное лицо, я была неадекватна. Хотя это комедия, я старалась, как могла. Одна критикесса потом написала: играет Мазуркевич какая-то настороженная, с каким-то заплаканным лицом…

Когда беда в дом пришла, тут уже не до профессии. Тут уже не до чего. Переболеешь, перестрадаешь и только потом дальше живешь. Время нужно. У каждого свой зазор боли. Кто-то может в день смерти родного человека комедию играть. Я не из этого племени.

Бог каждому свою меру дает…

ИЗ БИОГРАФИИ

Сегодня без Ирины Мазуркевич трудно представить петербуржский театр комедии имени Акимова, в котором она служит четверть века. Сыграла несколько десятков ролей в отечественном кино, среди которых — работы в картинах «О бедном гусаре замолвите слово» (12+), «Трое в лодке, не считая собаки» (0+), «Все будет хорошо» (16+). Была замужем за актером Анатолием Равиковичем. Народная артистка России.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

4
27.09.2022, 02:58

...И самое-самое последнее (раз уж «пошла такая пьянка»...). «Энергичных людей» я смотрел в БДТ. Понятно, что уровень, что сплошные «звёзды»... Отлично понимаю, что в «Акимова» он прямо в тему (сатирическая комедия). Было бы интересно посмотреть, сравнить.

— Nifashev Sergey
3
27.09.2022, 02:41

...И ещё одно (простите за назойливость, Ирина Степановна!). Нынешний С.- Петербург — не Ленинград моей юности. Я это очень хорошо понял по отпускным впечатлениям (с 1977-го постоянно живу на Дальнем Востоке). Угол Невского и Владимировского (Господи, да Вы тысячу раз там проходили, служа в «Ленсовета»!) — легендарный «Сайгон», среди богемной публики которого и я немного повращался — стихи сочинял, и меня там слушали... Застал там магазин сантехники. А тоже в намоленном месте, кинотеатре «Художественный» — элитный стриптиз-клуб с расписанием, когда для мужской аудитории, когда для женской. Как в бане... Люди другие, психология другая. Вывески все на английском... И — рвутся ли сейчас юноши в театр? Обсуждают ли горячо постановки? Как мы, ленинградские старшеклассники, рвались на «Вкус мёда» в Малом драматическом, и это считалось хорошим тоном... Ещё раз, извините за назойливость — ну, растрогало интервью с Вами, многое всплеснулось... Коммуналка мне тоже памятна и тоже мало приятного от самого этого слова...

— Nifashev Sergey
2
26.09.2022, 16:03

Для Мазуркевич (надеюсь, она прочитает в интернете этот материал).

Уважаемая Ирина Степановна!

Моя юность прошла в Ленинграде и была вполне «театральной»: искал себя, пытался разобраться в этой культурной сфере. Застал даже Бруно Фрейндлиха: в «Пушкинском» театре играл в спектакле «Машенька» — естественно, очень возрастная роль... Чтобы всё понять, приобрёл и проштудировал с подчёркиваниями театральный учебник «Мастерство актёра и режиссёра» (авт. Захава). Не пропускал и театральные слухи, сплетни — много такого ходило среди публики... Помню переход в БДТ Алисы Фрейндлих — видел спектакль с её участием. Поразился, насколько естественно она вела образ двадцатилетней девушки, запутавшейся по жизни... Но когда вышел к сцене вручать ей скромный букет, разглядел в глазах Алисы Бруновны далеко уже не «двадцатилетний» отсвет...

Была у меня беседа и с Ниной Ургант, как внешт. корр. «Амурской правды». Она очень много рассказывала о Высоцком! По словам Нины Николаевны, Владимир Высоцкий, по приезду в Ленинград, всегда останавливался у неё, были у них и совместные съёмки в кино. И — очень много самых подробных, сюжетных воспоминаний! Всё это я изложил в своих публикациях, они вызвали большой интерес. Сохранил и очень тёплые пожелания — автографы от Нины Ургант.

Вам — удачи! Вспомнилась юность, Ленинград, мои «театральные» увлечения...

— Nifashev Sergey
1
26.09.2022, 15:16

...Добросовестный, добротный материал. Для «первого знакомства» с Мазуркевич — очень хорошо! Заинтересовался — открыл Википедию.

Относительно Владимира Высоцкого. Было бы удивительно, если бы он «просто так пропустил» такую хорошенькую партнёршу по фильму. Но, видимо, Владимир Семёнович разглядел за внешностью и ЛИЧНОСТЬ...

Интересно про отношения с Алисой Фрейндлих.

Общий вывод: Ирина Мазуркевич — успешный, состоявшийся по жизни человек. И невольно переводишь взгляд на себя... Судя по информации в Вики, мы с ней ровесники, одного поколения. Ну, и что ты успел к такому же возрасту? Достаточно ли сделал для общества, для людей?

— Nifashev Sergey
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Мусороперерабатывающий завод «БлагЭко» заработал на полную мощностьЭкономика
Аренда частных домов в Амурской области за осень подорожала на 23 процентаЭкономика
Благовещенские танцоры Atta Dance покорили хореографов с мировым именемОбщество
Новую мебель и пароконвектомат купят для школьной столовой Белогорска по поручению губернатораОбщество
Четырехмесячный ребенок пострадал в ДТП по дороге в аэропорт БлаговещенскаПроисшествия
Власти Приамурья учтут рекомендации Генпрокуратуры по работе с инвесторами ТОРЭкономика

Читать все новости

Общество

Благовещенские танцоры Atta Dance покорили хореографов с мировым именем Благовещенские танцоры Atta Dance покорили хореографов с мировым именем
Новую мебель и пароконвектомат купят для школьной столовой Белогорска по поручению губернатора
Благовещенские лицеисты станцуют на международном кадетском балу
В селе Тыгда спустя год восстановили пострадавшую от паводка школу
«Теплый привет нашим бойцам»: жители Новокиевского Увала открыли сезон ледовых открыток
Система Orphus