• Фото: Владимир Воропаев

Баннер заманил в профессию

Татьяна Викторовна признается: в нетипичную для женщины профессию дорожника ее привела случайность. После окончания школы в Охотске Хабаровского края приехала поступать в областной центр с подругой. Выбор пал на Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта — девушек привлекло красивое здание в центре города.   

— Все факультеты выставили в холле баннеры. Факультет «Мосты и тоннели» открылся именно для строительства Байкало-Амурской магистрали, мы были только вторым набором. И вот на баннере такие красивые висячие мосты с подсветками — мы так и замерли возле этой красоты. Правда, тогда за Уралом таких мостов не было вообще, но об этом мы узнали позже, — смеется Татьяна Бакина. — На курс набрали примерно пополам девушек и парней. Преподаватели не делили нас, относились одинаково, требования были одни и те же. Но учиться было очень сложно, на первом курсе многие ушли. Очень большие были чертежи — диплом на 11 чертежах большого ватмана, и ведь всё делали вручную. Я, например, проектировала большой мост через реку Селенгу в Читинской области.

«На мосту всё время придумывали «новинки» — например, появилась фотография рабочего дня. Это мы приезжали и смотрели, чем каждый сотрудник занимается. Мужики на нас, девчонок, ругались».

Первая встреча с мостами произошла на практике — молодежь отправили строить БАМ. Татьяна попала на ветку Тында — Беркакит. Как вспоминает дорожница, девчонки вязали арматурные каркасы.

— Давали для этого специальный крючок, должность так и называлась: «вязальщица арматуры». Я потом так навострилась, как будто просто вяжешь из пряжи. Еще всех девчонок собирали и везли делать отмостку: мужчину нам дадут, чтоб гранит разбивал, а мы таскаем — выкладываем. Вот там я увидела строящиеся мосты. Кажется, ну горная речка — перешагнул и пошел. А после дождя огромные КрАЗы не могли пройти. Вот и строят мосты с расчетом на такие капризы рек. Расход воды обязательно считается при возведении моста, — поясняет специалист.

За добросовестный труд Татьяна Бакина получила звание почетный дорожник России. Фото: Владимир Воропаев

Еще одним запоминающимся моментом стала практика на Сахалине. И спустя почти пятьдесят лет Татьяна Викторовна помнит необычное зрелище — разбор огромного металлического моста.

—  В это время под Корсаковым еще со времен корейцев стоял мост. И вот огромные металлические фермы разбирали тяжелым краном — он по воде пришел за сотни километров. Парни молотками отбивали бетон, а потом кран поднимал эту ферму и нес по морю. Такое и для самих строителей было большой редкостью, а для нас, студентов, —тем более, — вспоминает Татьяна Бакина.  

Распределение на зейский мост

После окончания вуза девушку и двоих ее однокурсников по распределению отправили в Благовещенск. Тогда Таня слабо представляла, где он находится, но жительница деревни рада была поехать в город — тем более всем тогда предоставляли жилье. Выпускники вуза приехали в столицу Амурской области в 1978 году — тут с 1975 года шло строительство моста через Зею.

— Сказать, что я приехала, увидела мост и такая: «вау!», — нельзя, — смеется Татьяна Викторовна. — Моста-то еще не было. За эти годы были подняты опоры чуть выше уровня воды. Тогда два берега связывал паром — причал был за строящимся сейчас новым мостом через Зею. На наших глазах мост рос, и мы его очень ждали. И когда он появился, наверное, не были удивлены. Когда ты видишь, как растет ребенок, это же не удивляет. Но чувство причастности к чему-то грандиозному, конечно, было. Потому что далеко не всем так везет — побывать на такой масштабной стройке. Думаю, мне повезло.

Однокурсников сразу забрали мастерами. Один из них, Александр Шишкин, впоследствии стал руководителем организованного предприятия «Мостоотряд 64» и руководил им много лет. Татьяна же отправилась в контору. Но говорить, что стала бумажным работником, не приходится: поручения у молодого инженера были самые разные.

— Работали и в лаборатории, которая следила за качеством материалов, например бетоном, — его же очень много используется в строительстве моста. Бетонный узел стоял прямо на участке. Мы отбирали пробы: в металлический кубик заливаешь бетон, он должен простоять 28 суток, после чего определяется его прочность и водонепроницаемость. Испытывали их на давление, — говорит дорожник.

Контроль за возведением важнейшего объекта со стороны партии был жесткий. А потому девчонкам приходилось следить и за рабочими.   

Почти два километра протяженность старого моста через Зею. Строители уложили более 20 тысяч кубометров бетона, установили 6 тысяч тонн металлоконструкций, отсыпали 400 тысяч кубометров грунта.

— На мосту всё время придумывали «новинки» — например, появилась фотография рабочего дня. Это мы приезжали и смотрели, чем каждый сотрудник занимается. Мужики на нас, девчонок, ругались, конечно. Работа была очень масштабная. Ведь строится не один мост, но и полностью пути, поэтому весь объект и называется «мостовой переход». Вы обращали внимание, что мост состоит из двух частей — арочной и простой? Арочная часть — это судоходная, а вторая, кажется, не нужная — по земле идет. Так вот — это пойма реки, поэтому обязательно рассчитывался уровень подъёма воды, так определялась длина моста. Десятки тысяч кубометров земли отсыпали — так образовались Владимировские озера, землю везли оттуда к реке. А нам поручали машины считать — доехал грузовик с землей до точки назначения или нет. «Точковка» это называлось. Бывало, что и не доезжали — в огород кому-то уезжала машина или ещё куда.  

Татьяне приходилось проводить немало времени на стройке. Не обходилось и без забавных моментов.

— На территории участка стоял пескоструйный аппарат — песком на очень большой скорости обрабатывался металл, убирался любой налет. Вот мужики нам говорили: несите, девчонки, сковородки. Мы носили: так после аппарата сковороды как новые сверкали — любой нагар сходил, — хохочет Татьяна Викторовна.

Премия за мост

Сама стройка не могла оставить равнодушным: металлические балки привозили в разобранном виде, а монтажники собирали их в высоту, скрепляя специальными болтами, которых в теле моста через Зею как минимум — миллион. На каждом этапе мастера и бригадиры требовали чертежи — их приходилось чертить вручную, размножая под копирку.

— Очень много чертили. Сидишь и тушью с помощью рейсфедера выводишь, — вспоминает Татьяна Бакина. — Очень много бумажной работы. Проект моста через Зею готовили в Ленинграде. По моему опыту, ни один объект не совпадает с проектом полностью — постоянно вносятся изменения. И вот для этого на печатной машинке мы печатали письма, отправляли проектировщику. Пока дойдет, пока получишь ответ... Конечно, это сказывалось на сроках строительства.

Закончили долгожданный мост через Зею в 1981 году. Событие было знаковым, помнит Татьяна Викторовна торжественные мероприятия на переходе.

— Последний год все это событие очень ждали. Окончание строительства было торжественное: груженые самосвалы стояли с двух сторон моста, флажки развешаны. Мы тоже на мосту стояли. Всем дали премию: я помню, что это было 125 рублей — а оклад у меня был 115, — смеется Татьяна Бакина. — После строительства я ушла в Автодор, больше занималась сметами — обсчитывала стоимость объектов. Очень много в жизни было и дорог, и мостов. В Амурской области ведь очень много рек. Но такого масштабного моста, как мост через Зею, конечно, не было.

По воле судьбы дорожница вышла замуж за работника этой же сферы, по стопам родителей пошел и сын. Недавно Татьяна Викторовна вышла на пенсию, но по традиции отмечает все профессиональные праздники — День железнодорожника, День строителя и День работника дорожного хозяйства.

Как изменилось строительство мостов за полвека 

За свое «детище» — зейский мост — Татьяне Бакиной точно не стыдно. Посчитав, что ему больше сорока лет, ахает — у каждого сооружения есть гарантийный срок.

— Мы рассчитывали наперед нагрузку на мост, нам казалось: да когда столько машин будет! Ну а пробки на мосту начались, когда начали строиться дома во Владимировке, когда горожане стали ездить отдыхать на озера. Мосту уже 40 лет — серьезный срок, тем более он ни разу не был на реконструкции. Когда началась перестройка, он же не попал на баланс. Есть такие выражения «усталость бетона», «усталость металла». Это же очень динамичная нагрузка, и никакой мост не вечен, — отмечает специалист дорожной отрасли. 

За последние годы около Благовещенска на ее глазах выросли еще два моста — международный через Амур и строится новый через реку Зея. Амурупрадор (бывший Автодор), где и работала Татьяна Бакина, контролирует строительство перехода. Признается: в технологиях изменилось очень многое, но наблюдать за такими масштабными стройками по-прежнему — огромное удовольствие.  

— На строящемся мосту сняли видео строительства в режиме реального времени — мы просто залипли, это так интересно наблюдать за процессом — например, за надвижкой пролета моста, — говорит Татьяна Викторовна. — Поменялось очень много. Появились современные материалы и технологии. Например, раньше нельзя было укладывать бетон зимой. При острой необходимости сооружали тепляк, ставили в нем печи. Сейчас столько добавок, что его можно при минусовой температуре укладывать — также как и асфальт. И при этом не теряется качество материала.

Возрастная категория материалов: 18+