«Катаю полотно дороги»
— У меня с юности была в душе потребность заниматься созидательным трудом, — признается Юрий Ядыкин. — Мне очень нравилось строить, видеть как растут объекты, как их вводят в эксплуатацию. Но когда в стране начался экономически сложный период, колхоз в моем родном селе Успеновка, где я успел поработать строителем, прорабом, а потом управляющим строительного производства, пришел в упадок. Было не до строек, предприятие старалось выжить.
Юрий Владимирович перешел тогда на должность охранника. Вскоре понял, что судьба колхоза предрешена и в его услугах через какое-то время вообще не будет необходимости. Тогда-то сын Артем, который уже год работал в АО «Асфальт», позвал отца занять свободную вакансию.
— По правде говоря, я подал документы о трудоустройстве сразу в два предприятия: в «Асфальт» и на космодром. Ждал, кто вперед позовет, — вспоминает специалист. — А получилось, что позвонили почти одновременно — буквально друг за другом. Сказали, что готовы принять. Почему выбрал дорожное предприятие? Здесь вахта была по 15 дней, а на космодроме — 30. Выбрал срок поменьше. (Смеется.) Да и сын у меня здесь! О выборе своем не пожалел. Правда, когда устраивался, хотел быть бульдозеристом, а сел за руль катка и вот уже более десяти лет работаю, катаю полотно дороги при подготовке к асфальтированию. Как идет процесс? Сначала привозят грунт, идет его развалка бульдозером. Потом уже наш черед — качественно всё это уплотнить с помощью тяжелой техники.
«Я могу ближе, только дайте парашют!»
Самое сложное в работе для водителя катка, по словам Юрия Ядыкина, — делать уплотнение грунта под трубы в местах, где возводят мосты.
— Всё должно быть четко и правильно, это важно, — поясняет он. — Чтобы трубы потом не подтекали, не проваливались, чтобы их не вспучивало. Очень ответственная задача на нас возложена. Нужно сделать насыпь в несколько слоев, каждый по 40—50 сантиметров. Бульдозер разваливает грунт, а следом заезжает каток и закатывает этот слой. Потом приезжает лаборатория, проверяет качество трамбовки. Если замечаний нет, делаем еще один слой, и так далее. Количество слоев зависит от того, на какой высоте находится труба — их может быть и пять, и десять, и даже больше. Самый сложный объект в этом плане был у меня в 2013 году в поселке Архара, где возводили мостовую арку высотой 9,8 метра. Делали многослойную насыпь. Когда больше половины выполнили, техника работала уже на приличной высоте. Чтобы качественно уплотнить грунт, нужно было ехать по самому краешку насыпи. При этом каток весит почти 19 тонн. Я тогда шутил: «Я могу еще ближе, только дайте парашют!»
«На такого напарника всегда можно положиться»
Артем Ядыкин, сын Юрия Владимировича, работает в «Асфальте» уже 11 лет. Так получилось, что на предприятие он пришел раньше отца. «Я — завитинец. Когда окончил школу, пошел учиться на юриста — почему-то тогда думал, что мне нужна именно эта профессия. Пока учился заочно, узнал от знакомых, что в «Асфальте» есть свободная вакансия машиниста катка. У меня были водительские права, и я решил попытаться устроиться, — вспоминает Артем. — В компанию приняли и со временем обучили всему, что нужно знать о работе машиниста катка. Эта профессия мне оказалась ближе, поэтому и остался здесь на столько лет».
После своего первого года на предприятии Артем Ядыкин предложил устроиться сюда и своему отцу. С тех пор почти всегда они работают вместе — на одном катке. «Трудимся в две смены, кто-то днем выполняет задание, а кто-то ночью, — поясняет он. — С отцом работать в паре комфортно — знаешь, что на такого напарника можно положиться. Он также, как и я, внимательно относится к технике, следит за ней как положено, вовремя устраняет какие-то проблемы, чтобы избежать серьезных поломок».
«Ездишь туда и обратно по своему же следу»
По словам Артема, работа у него однообразная — ездишь на машине туда и обратно по своему же следу. В зависимости от толщины грунта таких проездов может быть и три, и пять, и десять. Дорогу часто условно разбивают на два следа — по полполосы каждый. Порой прокатиться по ним в обе стороны для достижения нужного уплотнения требуется по 20 раз и больше. «Несмотря на монотонность, дело наше может быть и интересным, — отмечает Артем Ядыкин. — Мне, например, очень нравилось работать по холодной регенерации дорог, которую вели в районе села Тамбовка на дороге Благовещенск — Гомелевка. Эта особая технология, позволяющая добиться качественного основания дороги, на которое уже укладывают слои асфальта. На эти работы предприятие привлекло грамотные опытные кадры, и было чему поучиться. Вроде ездили на катке так же, как обычно, но чуть-чуть по-другому. При этом получили от процесса не только знания, но и хорошие эмоции».
В любой сезон — на свежем воздухе
За рулем катка машинисты объездили многие районы Амурской области, делая дороги региона ровными и плотными на разных направлениях. Трудились на федеральной трассе и на участках, где строили дорожные подъезды к Амурскому газоперерабатывающему заводу и газохимическому комплексу вблизи Свободного, а также к мосту в Китай в Благовещенске. Работали и в длительных командировках за пределами региона. «Машинист катка особо к какой-либо бригаде обычно не привязан, — отмечает Юрий Ядыкин, — нас кидают по разным участкам. Требуется каток — отправили. Работа у нас однообразная. Годами всё одно и тоже. Поэтому нужно терпение. Мой темперамент совпал. Судя по тому, сколько лет работаю, человек я очень терпеливый. (Улыбается.) Ну и многие мечтают на природу съездить, не имея такой возможности в трудовые будни, а я постоянно на природе и свежем воздухе — все четыре сезона. Правда, за рулем катка».
Юрий Владимирович признается — сегодня, как и много лет назад, его очень радуют результаты труда, когда он видит, как силами предприятия возводятся красивые дороги и трассы, как по ним устремляются потоки машин.
— Годы идут, а желание строить дороги с возрастом не пропадает, — замечает он. — Внукам с гордостью рассказываю, когда путешествуем вместе: «Эту дорогу я строил! И вот ту тоже!» и с удовольствием отвечаю на их вопросы. Видимо, потребность созидать как была в юности, так и осталась.
На правах рекламы
АО «Асфальт»
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии