• Фото: freepik.com
  • Фото: pxhere.com
  • Фото: pxhere.com

Уже в 2021-м стоимость мандаринов колебалась в пределах 150—280 рублей за килограмм. В феврале этого года ограничение на фруктовый импорт из КНР сняли, однако первая партия мандаринов из Поднебесной приехала в наш регион напрямую из Хэйхэ только в октябре. Сколько будет стоить цитрус нынешней зимой, в разгар сезона, почему сегодня большинство фруктов попадают в Амурскую область через Приморский край и насколько заметной станет экономия, когда фрукты начнут перевозить по новому мосту, выяснила «Амурская правда».

Фруктовая история

Китайские фрукты держали лидерство на амурских прилавках с начала двухтысячных годов. По наблюдениям участников этого рынка, до ограничений фруктовое соотношение «Китай/другие страны» было примерно 70 на 30. При этом объем такой категории товаров из года в год практически не менялся.

— Лет 20 назад ассортимент фруктов был более традиционным. Самыми популярными были мандарины, яблоки, апельсины, груши, нектарины, летом — персики, — рассказал один из ведущих амурских поставщиков фруктов из Китая, индивидуальный предприниматель Александр Ланкин. — С запада привозили то же самое, но китайские выигрывали из-за более низкой цены. Кстати, рассказы о том, что китайские фрукты дешевле потому, что ниже качеством, — миф. Логистика здесь обходится дешевле, поэтому и стоимость ниже.

Сейчас в Амурскую область фрукты доставляют с помощью барж бесконтактным способом: кран поднимает и выгружает контейнеры, экипаж баржи не контактирует с коллегами другой страны.

При этом до 2020 года фрукты в Амурскую область из Хэйхэ завозили круглый год. Летом — на пароме, зимой — по понтонному мосту и ледовой переправе. Перерывы были только между навигациями. Ситуация изменилась три года назад.

— В августе 2019 года на территории России начал действовать запрет на ввоз из КНР семечковых и косточковых фруктов: яблок, груш, нектаринов и так далее, — прокомментировала Елена Терешкова — замначальника отдела карантина растений на границе управления Россельхознадзора по Амурской области и Республики Саха (Якутия). — Это произошло из-за регулярного выявления в партиях товара вредных карантинных организмов. По той же причине в январе 2020 года был наложен запрет на ввоз цитрусовых.

Экзотичные аналоги

38

тонн мандаринов завезли в Амурскую область из Хэйхэ с начала года

Отсутствие мандаринов по привычной цене особенно остро ощутили амурчане в конце 2020-го: сезон этих фруктов начинается в ноябре и заканчивается в апреле. К новогодним праздникам ценник на мандарины обычно снижался, однако цитрусы из Марокко, Абхазии и других стран оказались в среднем в три раза дороже китайских мандаринов.

Что интересно, несмотря на потерю самых популярных позиций (Китай лишился возможности ввозить в Россию яблоки, груши, сливы, нектарины, апельсины, мандарины) — объемы фруктов из Поднебесной не слишком упали. Поставщики просто перешли на клубнику, хурму, ананасы, виноград, манго, а также экзотику: питахайю, маракуйю, лонган.

Цитрусовая амнистия

— Запрет на ввоз цитрусовых сняли в феврале этого года, семечковых и косточковых — в марте: китайская сторона учла требования российского фитосанитарного контроля, — прокомментировала Елена Терешкова. — Поскольку последние два года понтонного моста между Благовещенском и Хэйхэ не организовывали, в Амурскую область фрукты ввозят в течение пяти месяцев в году — с помощью барж. Соответственно, годовой объем импорта этого вида товаров снизился.

Уже сегодня в Благовещенске мандарины можно купить по 120—150 рублей за килограмм. А к новому году поставщики пообещали еще сильнее снизить цену.

Казалось бы, сейчас, пока баржи еще ходят по Амуру, большая часть фруктов должна была приходить в Амурскую область напрямую из Китая. Однако большинство яблок, груш, мандаринов, апельсинов в регион сегодня завозят через Приморский край.

— У нас примерно 95 процентов мандаринов в область попадают через Приморье. В Приамурье с логистикой сложно. Во-первых, в Китае действуют «ковидные» правила перевозки, и это осложняет транспортировку, — говорит Александр Ланкин. — Если пользуемся благовещенским пунктом пропуска, возим контейнерами, но баржа приходит раз в неделю. Не хватает мест, свободных кранов, тягачей. Плюс к этому фрукты — скоропортящийся продукт. Я лучше ввезу их через Приморье. Да, дороже, но быстрее: так я уверен в качестве товара.

Даже с учетом трат на доставку из другого региона китайские мандарины существенно выигрывают в цене. Уже сейчас они стоят чуть больше сотни рублей, а к зиме, по прогнозу перевозчиков, стоимость может опуститься и до 70—80 рублей за килограмм.

— Сейчас мы, перевозчики, ждем возможности провозить фрукты и овощи по новому мосту. Это не только упростит и ускорит логистику, но и существенно отразится на цене. Такая продукция будет стоить примерно на 20 процентов ниже, чем завезенная через Приморский край, — подытоживает Александр Ланкин.

Возрастная категория материалов: 18+