• Фото: Андрей Оглезнев (Архив АП)
  • Фото: Архив АП

Актриса и бабочка

— Когда в 2003 году проходил Московский кинофестиваль, где среди почетных гостей были Софи Марсо, Фанни Ардан, Джина Лоллобриджида, меня попросили в Доме кино провести юбилейный творческий вечер Джины Лоллобриджиды.

Спустя некоторое время, когда речь зашла о юбилейном, пятом фестивале «Амурская осень» (тогда еще кинофестиваль. — Прим. ред.), захотелось привезти какую-то яркую звезду. И через историка и переводчика Ольгу Страда, которая много сделала для укрепления кинематографических связей между Россией и Италией, я вышел на Джину. Несмотря на то что ей было уже 80 лет, она прилетела. Я не ожидал, что это произойдет: звезда такого масштаба, так далеко лететь. Из Рима — в Москву, из Москвы — в Благовещенск. Но я несказанно был рад.

«Когда мы вручали Джине приз за вклад в кинематограф, полетела бабочка. Зрители посчитали это знаком».

Когда Джина Лоллобриджида спустилась с трапа самолета — не уставшая и не заспанная, а при прическе и макияже, в красивом платье — это произвело на всех ошеломительное впечатление. Вот что значит звезда! Она знала, что на трапе самолета ее будут фотографировать, и вышла во всем своем блеске.

Помню, был небольшой казус — она сказала, что прилетела в Сибирь. Может, от усталости перепутала, но потом ей объяснили, что это — Дальний Восток, то есть еще дальше. Но в целом поездка ей понравилась, потому что ее очень гостеприимно встречали. Я помню, что, когда мы вручали ей приз за вклад в кинематограф и она вышла на сцену на церемонии закрытия, полетела бабочка. И все это восприняли как какой-то удивительный добрый знак. Стояла на сцене Джина Лоллобриджида и летала бабочка — так мы закрывали пятую «Амурскую осень».

Скромный райдер

Фото: Андрей Оглезнев

— О райдере звезды я говорить не буду, но он был достаточно скромным. Не было требований по специальным машинам, она летела бизнес-классом, а поселили мы ее в люксовый номер в гостинице «Глория». Причем в здании не было лифта, и она спокойно поднималась к себе на этаж. Я больше переживал из-за отсутствия лифта, чем она. А тогда у нас все звезды жили в «Глории» — Людмила Марковна Гурченко, Барбара Брыльска, Ирина Муравьева, Владимир Этуш. Звездный был год.

Джину Лоллобриджиду сопровождала Ольга Страда, которая хорошо говорит по-русски, поэтому общение со звездой шло через нее. У нас с актрисой был обед — европейская кухня. Приготовленные блюда ей нравились, она ела все — привередливости я не заметил.

В общении была достаточно простой, демократичной. Она же была не только актрисой, но и общественным деятелем, фотографом, скульптором, делала выставки своих работ. Поэтому не было никакой дистанции — что я вот звезда. Джина Лоллобриджида хорошо относилась к России и отмечала особое гостеприимство нашего народа.   

Ушел символ итальянского кино

Кадр из к/ф «Собор Парижской Богоматери» (12+, 1956 г.) / kinopoisk.ru

Во время своего приезда в Благовещенск синьора Лоллобриджида призналась журналисту «Амурской правды» Юлии Климычевой, что последний раз снялась в кино в 1997 году. Ее мнение о современном кинематографе было достаточно резким.

— Я снималась, когда у кино не было соперников, но сейчас появилось телевидение. Оно очень быстро сжигает персонажей. Когда видишь на каналах одни и те же лица, от них быстро устаешь. В то время публика нуждалась в звездах и получала их. Спустя время звездами стали режиссеры. Спрашивали: чей фильм? Антониони? Феллини? Актер оказался на втором плане. Сегодня кино другое — оно больше не рассказывает истории, в которых публика могла бы найти себя, сопереживать, — говорила кинозвезда.

«Джина Лоллобриджида хорошо относилась к России и русским людям», — вспоминает Сергей Новожилов.

Поэтому главным ее увлечением стала скульптура. В 2003 году организовала свою первую мировую выставку скульптур в Москве в Музее имени Пушкина. Результат превзошел все ожидания — выставка имела огромный успех.

— Хорошо, что я начала заниматься ею сейчас, а не в молодости, когда окончила академию искусств. Нужно прожить жизнь, чтобы потом влить в скульптуру свои чувства. Скульптура — дорогостоящий вид искусства. Самый большой сюрприз после выставки — в Москве многие подходили ко мне и говорили: «Мы только сейчас поняли, какая вы — Джина Лоллобриджида. Скульптура показала вашу душу», — делилась актриса.

Итальянская кинозвезда признавалась, что обожает русское искусство и русскую душу. Жизнь ее была богата событиями. Одно из самых важных — она пережила войну. «Если ты остаешься в живых — это с тобой навсегда. И это дает особую мудрость. В отличие от современной молодежи, я выросла неизбалованной. Всю свою карьеру и свою жизнь  построила сама, своими силами. Для меня важна свобода. Ты свободен, только когда ни у кого ничего не спрашиваешь и делаешь все сам».

Актриса и женщина с большой буквы

Ольга Смирнова, директор Амурской областной филармонии:

— В 2007 году я только-только начинала работать на «Амурской осени» и была одной из тех, кто обеспечивал кинопрограмму. У меня нет ни одной фотографии с артистами — эти встречи я коллекционирую глазами. Приезд Джины Лоллобриджиды оставил неизгладимое впечатление: красивая женщина — легенда мирового кинематографа! От кончиков ногтей до кончиков волос! Есть фотографии, где актриса спускается с самолета, — в каком она великолепном образе. Преодолев долгий путь, прилетев к нам в небольшой городок, бывая в лучших столицах и залах мира, тем не менее она не изменила своей профессии и себе как женщине: она шла, и за ней как будто — коридор света! Женщина и актриса с большой буквы! 

Возрастная категория материалов: 18+