Его религия — бег
Владимиру Александровичу Чешеву 76 лет, а у него фигура мальчишки, глаза ребенка. Ясные и доверчивые. Каждое утро он пробегает по 15 километров. Десятилетиями. Бег он называет «моя религия». Без которой не представляет своей жизни.
Фото: Владимир Воропаев
«Бег — это полет…»
Детство мое прошло в Благовещенске. У родителей был свой домик на земле. Небольшой огород, где росла сладкая кукуруза. Она считалась у нас самым настоящим лакомством, и мы с нетерпением ждали, когда кукуруза вызреет.
Помню Благовещенск еще без этой замечательной набережной, помню наводнение 1958 года. Тогда вместо бетона делали дамбу из мешков с песком и этим самым спасали город от большой воды.
Я был послушным, таким сообразительным мальчишкой. Хорошо учился. Про таких, как я, говорят «технарь». Поэтому и профессию получил инженера-электронщика.
Тогда ЭВМ были размером с динозавра, занимали целые залы. Машины были очень привередливые, даже капризные. Ломались от каждого чиха.
Начинал работу во Владивостоке инженером-конструктором, потом переехал на родину, в Благовещенск. Много лет отработал в Амурском статуправлении — так оно тогда называлось. Обслуживал электронно-вычислительные машины.
Тогда ЭВМ были размером с динозавра, занимали целые залы. Машины были очень привередливые, даже капризные. Ломались от каждого чиха.
Бег в мою жизнь пришел, когда я был студентом Томского политехнического института. С той поры бегаю регулярно.
На фонарных столбах благовещенской набережной висят таблички с разными оптимистичными девизами. На одной из них написано: «Бег — это свобода». Очень точные слова. Для меня бег — самая настоящая свобода.
Бег — это полет! Это правда. В беге есть фаза полета. Тот самый миг, когда обе ноги отрываются от земли. Я этот миг чувствую. Для меня это миг счастья.
Мой обычный день начинается в семь утра. Десятилетиями просыпаюсь в одно и то же время. Обязательно делаю утреннюю зарядку. И сразу на пробежку. Раньше после пробежки еще и заплыв делал на Амуре, сейчас уже от плавания отказался. Только пробежка.
Каждый день пробегаю примерно 15 километров, не меньше. Основной мой маршрут пролегает по набережной Амура.
Сейчас пробежка занимает порядка двух часов. Иногда я перехожу на ходьбу. Пройду немного, подышу и дальше побежал.
А когда был моложе, то, когда бегал 15-километровый кросс, у меня в среднем на один километр уходило четыре минуты восемь секунд.
Бег — это полет! Это правда. В беге есть фаза полета. Тот самый миг, когда обе ноги отрываются от земли. Я этот миг чувствую. Для меня это миг счастья.
Честно скажу, иногда лень накатывает, но я с ней успешно борюсь. Себя жалеть нельзя ни в коем случае: начнешь лениться — быстро потеряешь форму.
Бег — это моя религия, мой образ жизни. Мне кажется, если я перестану бегать, то сама жизнь быстро пройдет.
Каждое утро на набережной Благовещенска я встречаю десятки бегающих людей, большинство из которых знаю в лицо и по именам. Все уже как родные друг другу.
Мы в шутку друг дружку называем «беганутые». И что мне приятно, «беганутых» в последнее время становится все больше и больше.
Меня многие считают примером. Так и говорят: «Вы наш пример…» Как я могу после таких слов бросить бегать?!..
Наперегонки с троллейбусами
Раньше я жил в микрорайоне, и у меня был такой порядок: каждое утро я бежал из микрорайона по улице Калинина в центр города. Забегал к родителям, там принимал душ, переодевался и потом уже спокойно шел на работу в Амурстат.
Многие водители троллейбусов меня знали и всегда мне по-дружески сигналили. А бывало и так: то я обгоню троллейбус, пока он стоит на остановке или светофоре, то он меня. Так и бегал наперегонки с троллейбусами.
Когда жил во Владивостоке, любил бегать вдоль железной дороги. И меня там приветствовали машинисты электричек: всегда гудки мне подавали, махали рукой, улыбались.
Секрет моей физической формы? Думаю, тут все сошлось. Мои родители были худощавые и подвижные. И, конечно, мой бег тоже продлевает век и дает силы. Я в этом даже не сомневаюсь.
Бег — это моя религия, мой образ жизни. Мне кажется, если я перестану бегать, то сама жизнь быстро пройдет.
Бег — это дисциплина! Он заставляет отказываться от многих вредных привычек. Иногда вижу, когда молодые пацаны бегут с сигаретой в зубах. Они просто дурачки еще, бравируют! Потом поймут, что бег и курение — это несовместимые вещи.
Человек как машина. Когда машина стоит без дела, быстро начинает ржаветь и выходит из строя. Человек точно так же. Так что движение — это жизнь. И этот постулат никто и никогда не опровергнет.
Когда меня спрашивают: «А зачем ты бегаешь?» — я всегда отвечаю: «А ты зачем зубы чистишь?..» Для меня это равнозначные понятия.
Отрадно, что мы меняемся, и меняемся в лучшую сторону. Раньше, в советское время, я чаще слышал дурацкие шутки в свой адрес. Типа, куда бежишь, магазин еще закрыт… Сегодня такого уже не услышишь. Приятно видеть, что среди постоянных бегунов становится больше молодежи.
В сильные морозы старюсь бегать днем, а не утром, когда мороз чуток спадает. Так полегче.
Был помоложе, всегда утром бегал. Щеки бывало обмораживал, а так ничего. (Улыбается.)
Болею ли я простудными заболеваниями? Крайне редко. Бывает, какая-нибудь бактерия прицепится, но ненадолго. Я и от простуды убегаю.
Блиц-вопросы
— Какая черта характера вам мешает жить?
— Излишняя доверчивость. До сих пор наивный и доверчивый. Жизнь учит, но никак не научит.
— Черта характера, которая помогает жить?
— Настойчивость и упорство.
— Понимают ли близкие ваше увлечение бегом?
— Сыновья точно понимают. Так и говорят: «Батя, ты молодец!..»
— Если бы жизнь как кинопленку можно было бы отмотать назад, вы так же по ней бежали бы?
— Да, побежал бы по ней точно так же.
— Что вам хочется от жизни?
— Еще хочу побегать!..
Возрастная категория материалов: 18+
Амурская правда
от 27.02.2023
Ещё одно: у меня была очень даже «офисная» молодость. Поначалу, в 21 год, усиленно бегал по утрам, но надолго не хватило... Работа была нервная и по сути не нормированная... Мечта была: отоспаться! И с диванчика поднимался с трудом — какая уж тут ещё зарядка... И — целый день плюс вечерами — за письменным столом! Абсолютная статичность! И молодой организм начинал сдавать — одышка появилась, началось и стремительно развивалось ожирение. В 30 лет перешёл на физическую работу (рабочим на заводах, стройках) — и тем, считаю, себя спас от преждевременной старости.
...Никого не призываю бросать офисы и идти на стройку! Но надо хорошо понимать: физическая статичность противоестественна для живого организма! Как с гиподинамией бороться — каждый пусть решает сам.
— Nifashev SergeyК «беганутым» не отношусь, но уже 15 последние лет каждое утро бодрым маршем прохожу примерно 6 километров — по рабочей необходимости. Дворник, да... Плюс уборка. Такая, значит, попутная физическая тренировка. Каждый день, в любую погоду. Возраст — 67. Параметры организма в норме, что понятно: кровь активно циркулирует, смывает со стенок сосудов отложения, сердце и лёгкие получают свою гимнастику, мышцы работают... Конечно, возраста не избежать. Но можно «отодвинуть» дряхлость!
Предлагаю В.А.ЧЕШЕВУ оптимистический девиз: «Жить долго-долго и умереть молодым!» (Мих. Жванецкий).
— Nifashev Sergey