«Между мной и ВСТО-2 пробежала искра»
— Помню, в детстве я к бабушке приезжал в татарстанскую деревню Калейкино. Туда же и дядя родной, Тимофей Иванович Такарликов, бывало, наведывался. Он неподалёку работал на нефтеперекачивающей станции, — начинает свой рассказ Денис Саляев. — Заходил на кухню в блестящей спецодежде и с рацией, которая не умолкала. Из неё то шипело «поднять задвижку», то ещё команды какие доносились. Интересно мне было, вопросами дядю заваливал. В той деревне за тем обеденным столом рядом с дядей-нефтяником начинала зреть моя мечта.
Когда Денис поступил в Камскую государственную инженерно-экономическую академию, попросился в НПС «Калейкино» на подработку — отказали. Молодой, мол, ещё. Тогда первокурсник устроился на завод, где делали нефтяные насосы. В 2003-м, уже после армии, стал заниматься непосредственно добычей нефти. А еще через 9 лет начал трудовую деятельность в районном нефтепроводном управлении (РНУ) «Транснефть — Прикамье» в нефтяной столице Татарстана Альметьевске. По численности населения город близок к Благовещенску.
«Углеводороды из точки А в точку Б не с горки скатываются, а проходят по ровной местности, есть перепады высот. Сырье по консистенции походит на густой соевый соус, его нужно с силой толкать».
— Еще тогда увидел на компьютере начальника, который курировал строительство второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», наклейку «Все на ВСТО-2». И вот как будто током меня ударило, будто искра проскочила. Хотел рвануть в те неизведанные края сразу же, но не получилось по ряду причин.
С объектом мечты Денис встретился только в 2019 году. Специалиста пригласили-таки в Белогорское РНУ «Транснефть — Дальний Восток». И он перевелся, преодолев вместе с женой и двумя детьми тысячи километров через всю страну. А уже в мае прошлого года его назначили на должность начальника головной нефтеперекачивающей станции № 27.
Неусыпный контроль: почему начальник станции ночует на работе
НПС-27 — это один из крупнейших промышленных объектов в Октябрьском районе. В рамках программы расширения пропускной способности ВСТО-2 здесь в 2019 году был построен резервуарный парк. Задача станции — поддерживать необходимое давление в трубе, чтобы нефть могла свободно идти к конечной точке своего путешествия — порту «Козьмино» в Приморском крае. В зоне обслуживания станции — 167 километров магистрального нефтепровода, который проходит по полям и лесам и даже по дну реки Буреи.
— Я стараюсь туда каждую неделю доезжать и лично осматривать, в каком состоянии находится дорога, особенно после снегопада, не нужно ли в тёплое время года траву, например, скосить на берегу, нет ли других непорядков, — рассказывает Денис Саляев.
Чувствуется, он — хороший хозяин. Ведём разговор в субботу. Несмотря на официальный выходной, Денис на станции. Приехал после двух праздничных дней. Мог бы еще отдыхать, да душа не выдержала.
15 нефтеперекачивающих станций и более 2 тысяч километров линейной части трубопроводной системы составляют магистральный нефтепровод ВСТО-2
— Думаю, дай-ка приеду, посмотрю, что творится. Не был здесь два дня. Прошелся, датчики проверил, с дежурным персоналом поговорил — все спокойно. Иногда, кстати, ночую прямо на станции. Здесь есть все условия для этого — функционирует блочно-модульный жилой комплекс, работающий по принципу гостиницы. Нужно — остался, переночевал и утром уже готов к выполнению задач.
В подчинении Дениса — порядка 100 человек: это и инженеры, и сотрудники лабораторий, где оценивают качество нефти и экологические показатели, и специалисты линейно-эксплуатационной службы, электрики, эксперты по обслуживанию контрольно-измерительных приборов и автоматических систем и другие.
— Утром привык вставать рано. Сборы, полчаса в дороге — и я на проходной НПС. Летучка с ночной сменой, а затем — обязательный обход по территории станции.
Первые на очереди — операторная, куда ежесекундно стекается вся информация о показателях (качество, температура сырья, давление, вибрация в трубе), и магистральная насосная — там установлены агрегаты, создающие напор. Многие считают, что это сердце станции.
— Чтобы привести нефть в движение, мы, конечно, уголь не таскаем. Но усилия тем не менее прилагаются титанические. Ведь углеводороды из точки А в точку Б не с горки скатываются, а проходят по ровной местности, есть перепады высот. Сырье по консистенции походит на густой соевый соус, его нужно с силой толкать.
В нормативном состоянии нефтепровод поддерживает линейная аварийная эксплуатационная служба. С ней в команде, рассказывает Денис, он каждую минуту руку держит на пульсе, особенно во время плановых работ по диагностике или очистке участка нефтепровода. За всем нужно неусыпно следить и координировать действия большого коллектива.
Станция — как живой организм
В рейтинге наиболее важных объектов на станции — два резервуара для хранения нефти объемом 50 тысяч кубических метров каждый. К ним Денис Саляев также наведывается каждый день. Стоишь, говорит, внизу, смотришь вверх — и дух захватывает. Это словно две пятиэтажные бочки, под крышку заполненные нефтью и очень высокотехнологичные, с автоматической системой управления. Резервуарный парк — технологическая необходимость транспортировки нефти. Резервуарами, как на НПС-27, оснащены еще станции в Хабаровском и Приморском краях.
Денис Саляев говорит, что автоматика хоть и выполняет важные функции, но полностью заменить человека не сможет. Например, этой зимой Амурская область около месяца находилась в зоне аномальных морозов. В январе в районе посёлка Короли на участке станции было зафиксировано минус 55 градусов. Сотрудники подготовились, утеплили оборудование. Неприятных инцидентов удалось избежать.
Станция, сравнивает Денис, как живой организм. Это кажется, что вокруг холодное бездушное железо. А прикоснёшься рукой к трубе — она отзывается, будто трепещет — ведь нефть течет по ней круглые сутки.
«Хочу, чтобы дети моих сотрудников тоже мечтали работать в нефтяной сфере»
Этот материал готовился дистанционно — на вопросы Денис Саляев отвечал по телефону. И если в выходные дни нефтепроводчик общался свободно, то в начале рабочей недели никак не брал трубку. Вообще.
— Знания — свет, — наконец сказал Денис по телефону. В этот момент он закрывал дверь кабинета. — У меня на носу ежегодная проверка теории. Я не могу тратить время на разговоры, потому что учусь — так скажем, повторяю. Будут спрашивать всё: от охраны труда и эксплуатации приборов до промышленной безопасности и экологии. К слову, мы с коллегами учимся постоянно. В середине марта я, к примеру, улетаю на учебу в Уфу.
Во время обучения работу никто, конечно, не отменяет: плановые ремонты, собеседования потенциальных сотрудников, встречи с подрядчиками и многое другое — день начальника станции динамичный и напряженный. Одно стабильно: и понедельник, и пятница Дениса Саляева завершаются планеркой. Что бы ни случилось, гордится собеседник, голос на подчиненных он не повышает и взглядом не буравит. Видимо, нервы такие же стальные, как и трубы нефтепровода. А иначе на руководящую должность не взяли бы.
— Я открыт для людей, сам начинал электромонтером, все этапы профессии прошел, поэтому не заношусь, — говорит он. — С работягами на «ты». И на перекур могу легко с ними сходить, и анекдот рассказать. А вот с начальниками отделов, с инженерно-техническим составом более требователен, не на короткой ноге. И мои коллеги, чувствую, меня уважают, как руководителя. Все-таки в нашей сфере я отработал больше 10 лет. Главное, говорю: не молчите, появилась проблема — озвучивайте. Вот недавно надо было срочно забрать деталь из Хабаровска, собрались, обсудили, выстроили логистику, не суетились — и все решили в два счета.
В целом в работе приходится сталкиваться не только с производственными задачами, но и решать социальные вопросы, рассказывает Денис. К примеру, в его ведении находятся три дома для сотрудников, куда селят приезжих из других регионов или местных, у которых своего жилья нет. Кстати, персонал Денис тоже подбирает самостоятельно. Говорит, старается чаще брать на работу амурчан, чтобы не стремились уезжать, а укоренялись здесь. И у их детей, как и у него когда-то, зрела мечта — стать нефтепроводчиком.
— Я переехал на Дальний Восток в 2019-м, потому что любимая работа позвала — пригласили. Здесь не хватало, да и сейчас не хватает узких специалистов, — рассказывает Денис. — У меня же на западе было очень много практики, я приехал сюда с багажом знаний. И если спрашивают совета, делюсь ими с удовольствием. Для Амурской области, и всего дальневосточного макрорегиона, нефтепроводная отрасль — достаточно молодая, транспортировка нефти по ВСТО-2 ведется чуть больше 10 лет, можно сказать, что здесь все только начинается. А одним из первопроходцев быть интересно. Это заряжает!
Потреблять энергоресурсы разумно
Магистральный нефтепровод ВСТО-2, вместе с нефтепроводомотводом на Комсомольский-наАмуре нефтеперерабатывающий завод — это более 2,4 тысячи километров линейной части трубопроводной системы и 15 НПС, 5 из которых находятся на территории Амурской области на участке Сковородино — Архара. Расстояние между ними рассчитано так, чтобы нефть нигде не останавливалась. Для транспортировки нужно затратить немало электроэнергии. В год по всей системе ВСТО-2 расходуются тысячи киловатт-часов электроэнергии. При этом компания уделяет значительное внимание энергосбережению. Только в прошлом году удалось сэкономить 12,5 миллиона рублей. Этот эффект достигается не только регулярными плановыми очистками фильтровгрязеуловителей, изменением режимов работы насосов, но и простыми бытовыми подходами, которые применимы в доме или квартире.
— Компания приняла решение потреблять энергоресурсы разумно, поэтому в бытовых помещениях НПС установлены радиаторы отопления с автоматическими термостатическими регуляторами, которые настраивают температуру помещений в зависимости от уличной. Соответственно — чем теплее на улице, тем меньше мы потребляем теплоэнергии. Также экономим на освещении: поставили датчики движения во всех помещениях, заменили лампы накаливания на современные светодиодные с низким потреблением электроэнергии.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии