«Авось отгадаю!»
Школу я оканчивала в те времена, когда ЕГЭ не было даже в планах. Мы по старой, испытанной десятилетиями традиции тянули билеты и отвечали перед экзаменационной комиссией устно. Не раз, готовя заметки в газету про результаты ЕГЭ, я задавалась вопросом – а на сколько баллов сдала бы я? И вот наконец подвернулась возможность проверить свои знания и заглянуть за дверь с табличкой «Тихо! Идет ЕГЭ».
В этом году взрослым предложили сдать русский язык. «Ну русский-то я знаю!» — обрадовалась я, решив, что можно не готовиться. Однако за десять минут до выезда все-таки сбегала в кабинет корректора, чтобы полистать «евангелие филологов» — справочник Розенталя. «Аккомпанемент, аппендицит, ассимиляция…», — я постаралась воскресить в памяти написание сложных слов, но дальше первой буквы алфавита дело не пошло. И я, подобно школярам-фаталистам, махнула рукой: авось отгадаю!
Металлодетектор, термометрия, паспорт
Фото: Дарья Дружинина
Два с половиной десятка человек собрались в областном институте развития образования в назначенный час. Родители выпускников, учителя, директора школ и депутаты выстроились в традиционную линейку и прослушали напутственную речь представителей минобра.
Цель акции – не проверить знания родителей, а дать им возможность убедиться, что всё проходит в соответствии с требованиями, и развеять миф о невыносимо строгой обстановке во время экзамена.
Проверка металлодетектором, термометрия, вход строго по паспортам – здесь всё по-взрослому. Точнее – по-школьному: назвался груздем, в смысле экзаменуемым, будь добр следовать правилам.
Фото: Дарья Дементьева
«Сумочки ставим сюда, а телефоны вкладываем в файлы и подписываем», — объявили организаторы. «Мне бы для газеты поснимать», — пытаюсь отвоевать право пронести сотовый в аудиторию, но наблюдатели остались непреклонны. Исключение не сделали и для коллег с телевидения, на съемку процесса им выделили всего десять секунд.
«Можно попить?»
Выпускников этого года ждет нововведение – бланки КИМ (контрольно-измерительные материалы) будут печататься непосредственно в аудиториях. Родителям продемонстрировали новшество: принтер старательно вывел на бумаге вопросы. После инструктажа наблюдатели дали старт ЕГЭ и записали на доске точное время, чтобы ровно через 60 секунд собрать бланки.
Вскоре стало понятно – наряду с обычной и мышечной памятью существует и «память парт»: едва оказавшись за этими предметами школьного интерьера, зрелые люди стали вести себя, как 20 лет назад: «Можно попить?», «У меня ручка не пишет!», «Дайте другой бланк, я этот испортил»… Члены наблюдательной комиссии, несмотря на то, что оказались моложе большинства участников, постарались сдержать этот натиск непреднамеренных провокаций и установить порядок.
Пишите, Шура, пишите
Фото: Алексей Сухушин
Цель акции – не столько проверить уровень грамотности родителей (те, кто за этим, – добро пожаловать на «Тотальный диктант»), а познакомить с процедурой сдачи ЕГЭ. Поэтому собравшимся предложили усечённый вариант первого блока – вместо сорока вопросов всего семь. Однако и времени отвели заметно меньше – час вместо обычных трех с половиной.
И металлодетекторы, и видеокамеры нужны для того, чтобы на экзамене ученик показал свои знания, а не находчивость в применении шпаргалок.
Сложных слов, написание которых я пыталась наспех запомнить, в заданиях не встретилось. Правописание безударных гласных, разделительные твердый и мягкий знаки, частица и союз «не» — словом, ничего выходящего за рамки школьной программы. Однако я споткнулась о камень, который попадается на пути многих экзаменуемых: сомнения вызвало совсем несложное слово. Смешно сказать, я колебалась между «и» и «е» в слове «горошинка». Сейчас, когда пишу этот текст, слово кажется элементарным, а тогда, поддавшись непонятному волнению, чуть было не допустила ошибку.
«Сдаём работы!»
Фото: Алексей Сухушин
На подготовку первого задания ушло всего 15 минут. «Ну вот, освобожусь раньше всех!» — радовалась я. Но не тут-то было! Второй блок предполагал написание мини-сочинения. И тема было вовсе не «Как я провел лето». Текст советского журналиста Евгения Богата представлял собой рассуждение о том, кого можно возвести в ранг творческой личности. Автор писал эссе больше полувека назад в принятой тогда манере. Признаюсь, понять, о чем вообще идет речь, я смогла только после второго прочтения. Мне искренне стало жаль детей: пробиться сквозь тернии цитат, метафор и риторических вопросов непросто даже имея в багаже диплом о высшем образовании.
Впрочем, отступать было некуда, и я принялась излагать на черновике свои размышления. Мысли были не слишком стройными, а почерк и вовсе ужасный (вот она – «побочка» компьютеризации!) «Ничего, на чистовик буду переписывать, постараюсь», — заверила я себя, но в этот момент один из наблюдателей оповестил: «До окончания экзамена осталось 10 минут». Как десять?! Ведь вдохновение только-только пришло! Я бросилась переписывать в бланк результат своего словотворчества, с трудом разбирая каракули и сокращая все речевые украшательства. «Сдаем работы!» — объявили организаторы, и мне не оставалось ничего другого, как поставить точку.
Победила дружба
Фото: Дарья Дементьева
«Отстрелявшимся» родителям предложили перейти в другую аудиторию и поделиться впечатлениями. «Гелевые ручки подводят! И вообще ими писать неудобно», — отметили несколько участников. «Вот поэтому мы и говорим ученикам: при себе нужно иметь две запасные. Заполнять бланки можно только черной гелевой ручкой, другие при проверке не сканируются», — пояснили организаторы.
Что выгодно отличило родительский экзамен от обычного – это оперативность проверки. Буквально через несколько минут нам раздали наши работы, подытожив, что все преодолели минимальный порог. Увы, узнать оценку не получилось: дело в том, что при проверке ЕГЭ первичные баллы переводятся во вторичные по определенной системе. Формулы для расчета сокращенного ЕГЭ нет. Впрочем, каждый мог увидеть свои ошибки и при желании задать вопросы комиссии. Напротив каждого правильного ответа стояла единичка, неправильного – нолик.
Чаще всего для «родительского ЕГЭ» выбирают русский язык. За семь лет существования акции другие предметы предлагались лишь трижды: один раз участники сдавали историю и два раза — базовый уровень математики.
К моему удивлению, на моем бланке «бублик» красовался возле очень простого задания. Нужно было исправить ошибку в образовании формы слова и записать слово правильно. «Он более угрюмее» я уверенно исправила на «он более угрюмый». Так и записала. Однако, как выяснилось позже, – нужно было писать не фразу целиком, а лишь одно слово. Меня подвела невнимательность. «Мы не устаем повторять участникам: перечитывайте задания на несколько раз», — прокомментировали в институте развития образования.
— Мы не проверяем знания родителей, мы даем им возможность убедиться, что всё проходит в соответствии с требованиями, а также стараемся развеять миф о невыносимо строгой обстановке во время экзамена. И металлодетекторы, и видеокамеры нужны для того, чтобы на экзамене ученик показал свои знания, а не находчивость в применении шпаргалок. Обычно после акции родители говорят, что форма проведения ЕГЭ не так страшна, как ее рисуют. Вместе с тем отмечают, что на ЕГЭ нужно максимально сконцентрироваться и проявить свои знания, полученные во время учебы. Некоторые родители и не подозревают, какой объем информации может понадобиться для ответа на вопросы. Как сказал один из пап, попытавших свои силы в ходе акции: «После того как написал ЕГЭ, я зауважал своего сына», — поделилась подробностями директор центра экспертизы Людмила Грозина.
Комментарий
Элина Поцелуева, заместитель министра образования и науки Амурской области:
— Русский язык – один из двух обязательных предметов, которые сдают выпускники для получения аттестата. Акция помогает выпускникам и их родителям снять лишнее психологическое напряжение, связанное с подготовкой к ЕГЭ, и подробно познакомиться с предстоящей процедурой. Экзаменационная работа для участников акции составлена из заданий, аналогичных тем, которые будут предложены участникам ЕГЭ. Это сокращенный вариант работы, рассчитанный не на обычные 3-4 часа, а на более сжатое время, на один час, но он дает возможность познакомиться с заданиями разных типов.
Галина Крицкая, директор благовещенской гимназии № 1:
— Конечно, в проведении ЕГЭ мы с коллегами участвуем ежегодно, однако побывать по ту сторону баррикад я решила впервые. Русский язык – не мой профильный предмет, я окончила физмат, однако ничего сложного в заданиях не увидела. Некоторые трудности вызвало разве что сочинение – последний раз я его писала 45 лет назад. Помогла схема, приведенная в самом задании: благодаря ей создать структурированный текст можно и без особого писательского таланта. Вообще, я считаю, что в ЕГЭ – больше плюсов, чем минусов. Выпускникам не нужно сдавать вступительные экзамены, достаточно разослать свои результаты по вузам и не метаться между приемными комиссиями. Моя старшая дочь при поступлении сдавала традиционные экзамены, а младшая уже участвовала в ЕГЭ. Как мама я могу сказать, что ЕГЭ – всё-таки более удобный вариант.
Елена Евглевская, директор лицея № 6:
— Признаюсь, времени на подготовку к экзамену у меня не было. Но я по образованию учитель русского языка и литературы, поэтому особо не волновалась. Согласна с родителями, которые сочли, что текст для мини-сочинения попался не самый простой. Но, зная сегодняшних учеников, могу уверенно сказать: дети с ним бы справились. К слову, сдавать ЕГЭ по-настоящему мне уже доводилось: три года назад при поступлении в университет правосудия. Результаты оказались неплохими: 94 балла по русскому, 96 баллов по обществознанию и 89 баллов по истории.
Елена Абрамова, заместитель директора Алексеевской гимназии, учитель русского языка и литературы:
— Перед началом кажется, что всё знаешь, а когда берешь в руки бланк с заданиями, даёт знать о себе синдром отличника — а не ошибаюсь ли я? После участия в акции буду смотреть на своих учеников другими глазами, теперь я по себе знаю, как важно мобилизовать свои силы в день сдачи ЕГЭ. Предложенный нам текст для сочинения обязательно разберу со своими учениками на уроке. Не думаю, что он вызовет сложности: мы учим ребят работе с текстом. Уверена, они справятся!
Цель акции – не проверить знания родителей, а дать им возможность убедиться, что всё проходит в соответствии с требованиями, и развеять миф о невыносимо строгой обстановке во время экзамена.
Возрастная категория материалов: 18+
Считаю, ЕГЭ очень хорошо для ТРЕНИРОВКИ. Оперативной проверки знаний. Но — выявляет ли ЕГЭ ИСТИННЫЕ знания? Ответить не берусь...
— Nifashev Sergey