Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №20 (29115) от 22 мая 2024 года
Издается с 24 февраля 1918 года
27 мая 2024,
понедельник

Оптика жизни Виктора Бычкова

Оптика жизни Виктора Бычкова / Немногословный загадочный философ Кузьмич в культовом фильме «Особенности национальной охоты» был совершенно новым комичным образом в нашем кино. Зрители его не сразу оценили, но зато когда раскусили, то выучили наизусть всю роль до каждой интонации, которую с блеском исполнил Виктор Бычков. Артист признается: известность после премьеры фильма на него не свалилась. Не свалилась, а постепенно накатывалась волной. Впрочем, волнам народного признания он не позволяет накрыть себя с головой. Поэтому совершенно не звездный, простой и открытый монолог популярного актера — о любимой работе, коллегах из провинции, непростой судьбе и призрачной дружбе.   


Немногословный загадочный философ Кузьмич в культовом фильме «Особенности национальной охоты» был совершенно новым комичным образом в нашем кино. Зрители его не сразу оценили, но зато когда раскусили, то выучили наизусть всю роль до каждой интонации, которую с блеском исполнил Виктор Бычков. Артист признается: известность после премьеры фильма на него не свалилась. Не свалилась, а постепенно накатывалась волной. Впрочем, волнам народного признания он не позволяет накрыть себя с головой. Поэтому совершенно не звездный, простой и открытый монолог популярного актера — о любимой работе, коллегах из провинции, непростой судьбе и призрачной дружбе.   

Пока достаешь очки

Виктор Бычков: «Роль Кузьмича режиссер Александр Рогожкин писал специально для меня». / Андрей Федечко. Источник: «Российская газета»

Между хорошим человеком и хорошим профессионалом я выберу хорошего человека. Быть хорошим человеком — это намного больше, чем профессия.

Зайца за полгода можно научить играть на барабане. А если медведя бить током и давать ему мясо, он тоже будет танцевать и даже ездить на велосипеде.

Понимаете, с возрастом жизненная оптика становится более четкой. С годами все чаще достаешь очки, и пока ты их достаешь, у тебя есть время подумать. Это как четки для восточного человека: пока перебираешь — думаешь, взвешиваешь.

Я понял одну простую истину: в жизни очень много зависит от обстоятельств. В нынешних обстоятельствах многие слова поменяли смысл. Порой думаешь, а не переписать ли часть книги, которую ты любишь половину своей жизни?

Возраст? Иногда его принимать трудно, иногда нет. Бывает, что мне нравится мой возраст. Становлюсь сентиментальней, иногда хочется поплакать. Появляются болячки, которых раньше не было. Что есть у возраста хорошего? Ты можешь кому-то помочь. Ты начинаешь понимать фразу «Когда деревья были большими», только когда вырастешь. По-другому никак.

С возрастом ты можешь подсказать — у тебя же уже есть опыт.

Был период в моей жизни, когда я был игроманом. Это тяжелая, хроническая болезнь. Я это все знал, на подсознании чувствовал и очень страдал от этого. И мама моя тоже очень от этого страдала.

Я застал еще время, когда люди ночами стояли в очереди у кассы театра имени Ленсовета, чтобы купить билет на спектакль, где играла Алиса Бруновна Фрейндлих. Я это видел собственными глазами.

Но я застал и увядание этого театра. Когда Алиса Бруновна ушла из него, то его главреж и ее бывший муж Игорь Владимиров на подсознании искал среди артисток новую Алису. А ее не было и не будет.

Часто слышим слово «менталитет». Что только под него не подгоняют! По мне менталитет — это по Чехову, когда каждый день по капле выдавливаешь из себя раба.

Кристаллизуешься, становишься сложным, но интересным для себя человеком. Поэтому и не теряешь интерес к жизни. А если ты утвердился и закостенел, что в этом хорошего?

Примечательно, что эти «рабские капли» с годами становятся все крупнее, и выдавливать их из себя становится легче.

Хронический крест

Был период в моей жизни, когда я был игроманом. У меня не было семьи, и я через игру пытался получить некую значимость. А это же болезнь! 

Тяжелая, хроническая болезнь. Я вслух не могу даже произнести, сколько денег в казино просаживал. Даже в американском Лас-Вегасе играл.

Чем страшны зависимости, такие как алкоголизм, наркомания и игромания? Ты теряешь объективную оценку в отношении себя, ты теряешь реалии жизни. Допускаешь к себе людей, с которыми на одном гектаре нельзя садиться.

Я это все знал, на подсознании чувствовал и очень страдал от этого. И мама моя тоже очень от этого страдала.

Полина, моя жена, как-то мне сказала: «Если ты меня любишь, брось играть, пожалуйста». Я месяц не играл, она говорит: «Витя, что ты хочешь?..» Я сказал: «Компьютер». Купили. С той поры я не играю.

Но это не говорит, что я полностью освободился от зависимости. Нет, червяк внутри сидит и периодически точит. Это как алкоголик: может 20 лет не пить, потом 50 граммов выпил и все — слетел с катушек. Ты всю жизнь несешь тяжкий крест хронического заболевания и всю жизнь идешь по минному полю.

Талантам надо помогать

Все талантливые актеры испытывают одно и то же: в какой-то момент они становятся богами. Это очень опасное чувство. Для актера опасное: может обмануть и не туда увести.

Актер, если на него снизошло, может легко владеть толпой. Скажет: «Дышите!» — дышат. Скажет: «Не дышите!» — не дышат.

Испытав это однажды, потом все время хочется повторить. Но это удается единицам. Этим чудом владеет Алиса Бруновна Фрейндлих, я видел это своими глазами.

Все талантливыми быть не могут. В нашей профессии очень много ремесленников, и в этом нет ничего плохого.

В актерской жизни обязательно должен быть случай, а ты к этому случаю должен быть готов! Я могу роптать, а люди, не получившие роли, которые получил я, часто думают: ну ты-то что ноешь?

Вы даже не представляете, сколько талантливейших актеров живет в провинции! Их дальше этой самой провинции никто и не узнает. А они мегаталантливы… Я раньше не понимал фразу: «Талантам надо помогать». А с возрастом понял: обязательно надо помогать.

Есть блистательная питерская актриса Ольга Антонова. Она сейчас в возрасте, а я помню ее в самом творческом рассвете. Она была мегазвездой. Но у нее не было мужа-режиссера, который бы на нее работал.

Я ничего не сделал, чтобы сыграть того же егеря Кузьмича в «Особенностях национальной охоты». Там ничего моего нет. Я играть не умею, говорю это искренне.

Она имела фантастическую, объективную красоту и невероятный талант. Но не попался на ее пути его величество случай. Не попался, не встретился — и ничего не сделаешь.

Поэтому, когда я начинаю ныть, то сразу себе говорю: «Не смей! Тебя узнают, ты приезжаешь в любой город, и тебе люди радуются. Как можно после этого жаловаться на судьбу?»

Я же пользуюсь тем, что мне дали мама, обстоятельства, люди. Тем, что меня нашел режиссер Александр Владимирович Рогожкин. Я всю жизнь благодарен случаю, который помог исправить мои 32 ошибки в сочинении, когда я поступал в институт.

Я ничего не сделал, чтобы сыграть того же егеря Кузьмича в «Особенностях национальной охоты». Там ничего моего нет. Я играть не умею, говорю это искренне. Обаяние мне дала мама. Растения меня любят: месяц могу цветы не поливать, а они живут. Это тоже от мамы.

Когда Рогожкин предложил мне играть Кузьмича, его отговаривали. Говорили: «Бычков такой строптивый, он такой трибун, все на баррикады норовит». А он писал роль Кузьмича специально для меня.

Я ведь все делал для того, чтобы не быть тем, кем стал. Я курил, пил, играл в игровых автоматах и в казино. Только что не убивал и не грабил. Все сделали обстоятельства. Понимаете?..

После картины «Особенности национальной охоты» я не проснулся знаменитым. Это Леша Булдаков проснулся знаменитым.

В Сочи, на фестивале «Кинотавр», после премьерного показа фильма ко мне подходили женщины и спрашивали: а не видел ли я Алексея Ивановича Булдакова? Меня даже не узнавали. Узнаваемость после «Охоты» пришла постепенно, плавно как-то.

Проверяют по законам зоны

Был период, когда я часто ездил из Петербурга в Москву и назад на «Красной стреле». Тогда еще никаких скоростных «Сапсанов» не было. Мне платили суточные, и я на них мог зайти в ресторан, взять 100 граммов водки, солянку, салат из капусты и кусочек черного хлеба. Что я и делал.

Как-то я пришел, все места заняты. Слышу, меня окликает молодой человек: «Виктор Николаевич, садитесь ко мне за столик. Здесь место есть». Я сел, поблагодарил его, сделал свой традиционный заказ.

Ему принесли раньше. Он мне налил и тут же говорит: «Ну, Витек, давай выпьем…» Потом принесли мне, я ему налил. Он мне все «ты» да «ты».

Я закончил трапезу, расплатился, заказал еще графинчик водки. Принесли, я ставлю перед ним и говорю: «А это вам». И пошел. Он изменился в лице и тут же говорит: «Виктор Николаевич, ну куда же вы?..»

Звездной болезнью болел ровно полминуты! Был случай: женщина должна была выступать, не профессиональная актриса. Я что-то стал говорить ей гадкое и тут же осекся. Потом всю ночь в поезде не спал и корил себя.

Есть люди, которые такими законами тюрьмы тебя проверяют.

Звездной болезнью болел ровно полминуты! Был случай: женщина должна была выступать, не профессиональная актриса. Я что-то стал говорить ей гадкое и тут же осекся. Потом всю ночь в поезде не спал и корил себя. Знаю актеров, которые так и не избавились от этой болезни, она стала хронической и тягостной.

Фильм «Кукушка». Там не я сыграл. Мне режиссер Рогожкин говорил, а я все делал. Я просто придумал ситуацию.

Как-то в Финляндии я сказал актеру Вилле Хаапасало: давай напишем пьесу о людях, зажатых обстоятельствами. Поговорили, но ничего не написали. Прошло время, мы пришли к Александру Рогожкину и рассказали ему о нашей задумке. Мы выпивали, хорошо разговаривали, а через три дня Рогожкин написал сценарий.

Вот так начиналась картина «Кукушка». И он нас с Вилле позвал в этот фильм сниматься. Рогожкин никогда не предавал, он очень целостный человек.

Я играл, а он мне говорил: «Вить, это близко к Кузьмичу» — и я сбавлял.

Актеры, они же как дети! Мы порой ярко делаем то, что нам правильно объясняют. Александр Владимирович нам с Вилле давал возможность играть каждую сцену по единственному дублю. Неправильно сыграл — в корзину. Было очень жестко.

Был такой актер Андрей Краско. Он был человек пьющий и очень чуткий. Его все любили. У пьющего актера иной стиль игры: он, когда трезвеет, все время переживает: «А я вас не обидел? Я у вас денег не занимал? Я вам не сказал гадость, будучи подшофе?»

У него внутри живет чувство вины перед всем миром, он становится очень чутким и очень тонко играет. Все думают: «Ни хрена себе как работает человек!» Потом это уходит, и человек снова становится больным и разбитым.

У пьющего получается яркая краска, но одна. А у непьющего красок целая палитра. Актер через свое нутро может исправить автора. Для этого надо иметь нутро. Плохой актер всегда себя вперед продвинет, а партнера задвинет.

О придуманной дружбе

С Вилле Хаапасало нас познакомил Рогожкин, по работе мы с ним очень даже сошлись. Мне казалось, что это дружба. Ведь когда ты очаровываешься человеком, то многое не замечаешь.

У нас были принципы, на которых мы разговаривали и общались. Потом вдруг у Вилле появилась вторая жена. Хотя мы с ним обсуждали, что нельзя душу свою тратить на это. Ты становишься хуже, предавая.

Он десять лет ночевал в моей квартире. Я уступал ему свою постель, а сам спал на полу. Вот такие у нас с ним были отношения.

Когда с Полиной случился инсульт, он даже не позвонил. Я сказал это для того, чтобы вы поняли, а не для того, чтобы показать обиду.

С Вилле Хаапасало у нас была, мне казалось, дружба. Ведь когда ты очаровываешься человеком, то многое не замечаешь.

Я посчитал это моментом предательства и отошел от него. Мы так и не объяснились с ним, что плохо. Когда мы с ним расставались, я сказал, что в моем понимании дружба — это когда все пополам, а этого не было.

Полина мне объяснила, что мой Вилле — это образ, который я сам себе придумал. Вот и все.

Я Полине благодарен за все. За любовь, за то, что я живой. Когда ее не было, я губил свою жизнь. Только благодаря Полине я стал другим человеком. Это она меня, другого, открыла.

Три года я живу совершенно в других обстоятельствах. Моя жена в инвалидной коляске после инсульта, и я думаю в большей степени о ней, а не о себе.

Про маму на скамеечке

Мама моя Раиса Андреевна Бычкова… Я могу у нее на могиле похвастаться чем-то хорошим. Про не очень хорошее пытаюсь ей объяснить. Мне кажется порой, что она сидит там, в своем далеке, на скамеечке, в платочке.

Если у меня все хорошо, то она гордая за меня. Если у меня что-то не очень хорошо, она печалится. Я это никогда не забываю и стараюсь, чтобы и на том свете она за меня меньше печалилась.

Знаете, я долго не понимал строчку: «Выше гор могут быть только горы». А однажды подошел к высокой горе и все понял. Гора стояла до меня миллион лет и после меня будет стоять еще миллион лет. Поэтому человек — это даже не песчинка, а микрон. Поэтому, ну что такое смерть?! Ерунда это все…

Из биографии

Виктор Бычков — актер, лауреат Государственной премии РФ. Родился в 1954 году в Ленинграде, детство прожил в коммунальной квартире, где жило сорок человек.

Первую роль сыграл в пионерском лагере. Известность к артисту пришла после роли егеря Кузьмича в картинах «Особенности национальной охоты» и «Особенности национальной рыбалки».

Признание получил фильм «Кукушка», где Виктор Бычков сыграл одну из главных ролей — Ивана Картузова.

Снялся в 96 фильмах, сыграл десятки ролей на театральной сцене.

Виктор Николаевич женат третьим браком. Он отец четверых детей.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

3
14.06.2023, 06:31

...Сбой в наборе текста. Начинаю сначала.

 

Виктор Николаевич!

 

Я видел Алису Бруновну и в «Ленсовета», и в БДТ. Прорвался в БДТ, когда она только-только туда перевелась (80-е) и сразу стала примой. Какой-то спектакль на современную тему, играла 20-летнюю, заплутавшую по жизни, оторву. Очень динамичная роль, очень моторная! А когда в финале вышла на поклон, я был от неё в шаге-двух, возле сцены. И увидел перед собой лицо уже очень не молоденькой женщины! И грим это даже подчёркивал! Увидел пот, усталые глаза...И было это неприятно, даже очень... Не видел прочие роли в БДТ, но, думаю, «та самая» Фрейндлих осталась в «Ленсовета», и повториться уже не могла... Видел на сцене в Пушкинском и Бруно Фрейндлиха, возрастная, конечно, роль, спектакль «Машенька».

 

Извините за непозволительную, возможно, назойливость. Удачи!

— Nifashev Sergey
2
14.06.2023, 06:20

...И ещё, Виктор Николаевич.

 

Про «Ленсовета», БДТ и Алису Фрейндлих. Я не знаю, как в театральной

— Nifashev Sergey
1
14.06.2023, 01:46

Писать об актёрской богеме — конечно же, БЕСПРОИГРЫШНЫЙ вариант. Заход сразу с козырей!

 

УВАЖАЕМЫЙ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ (если Вы это прочитаете)!

 

«Я застал еще время, когда люди ночами стояли в очереди у кассы театра имени Ленсовета, чтобы купить билет на спектакль, где играла Алиса Бруновна Фрейндлих». (НОЧАМИ НЕ СТОЯЛ, НО ЛИШНИЙ БИЛЕТИК СПРАШИВАЛ — ВОЗЛЕ БДТ).

 

«Виктор Бычков — актер, лауреат Государственной премии РФ. Родился в 1954 году в Ленинграде, детство прожил в коммунальной квартире, где жило сорок человек» (ЛЕНИНГРАДСКИЕ КОММУНАЛКИ ХОРОШО ПО ДЕТСТВУ ПОМНЮ, НО — ЧТОБЫ, СОРОК ЧЕЛОВЕК...).

 

ЗДОРОВЬЯ ВАМ! ОПТИМИЗМА! ВСЕГО ДОБРОГО ВАШИМ РОДНЫМ!

— Nifashev Sergey
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

В Китае презентовали канатную дорогу и трансграничный мост: АмурЭкспо состоялся в ХэйхэЭкономика
Переменную облачность и до +23 пообещали амурчанам синоптики в последний понедельник маяОбщество
Четвертая современная детско-спортивная площадка в Прогрессе появится к концу июляОбщество
В ТОР «Амурская» появится логистический кластер для перевозки угля из Якутии в ПриамурьеЭкономика
Жители Хэйхэ открыли купальный сезон на реке АмурОбщество
Благовещенцы заняли первые места на турнире «Вечерняя лига» по настольному теннисуСпорт

Читать все новости

Общество

Что символизирует новый мурал в Благовещенске: «Амурская правда» поговорила с автором проекта Что символизирует новый мурал в Благовещенске: «Амурская правда» поговорила с автором проекта
Переменную облачность и до +23 пообещали амурчанам синоптики в последний понедельник мая
Четвертая современная детско-спортивная площадка в Прогрессе появится к концу июля
Мэр Благовещенска: чат-бот засыпан жалобами на купающихся в новом фонтане детей
Жители Хэйхэ открыли купальный сезон на реке Амур
Система Orphus