Фото: Газета «Бам»Фото: Газета «Бам»

Перед рисованием каждое здание прошло экспертную оценку

Работа по созданию муралов в столице БАМа началась с выбора подходящих площадок – к таким картинам есть определенные требования. Для их нанесения нужна глухая стена с удачным расположением – чтобы мурал было хорошо видно. Здесь без помощи профессионалов было не обойтись, и Центр развития территорий пригласил опытного художника из Владивостока Павла Малицкого. Он уже более 20 лет занимается созданием картин на фасадах домов. Его работы украшают многие здания мегаполисов и небольших городов страны.

— В 2023 году ко мне обратились специалисты Центра развития территорий Амурской области, — рассказывает Павел. — Нужно было провести исследования по Тынде и Благовещенску. Выявить те места, где муралы будут максимально эффектно и красиво смотреться, задать им тематику и посмотреть качество поверхности зданий, оценить долговечность рисунков с учетом климатических условий. Мне было интересно попробовать поработать над таким масштабным проектом.

«Прежде чем нарисовать мурал, предстояло оценить архитектурную и социальную подачу будущего рисунка. Важно было, чтобы рисунки гармонично сочетались с городской архитектурой, хорошо просматривались».

В феврале специалист приехал и обследовал дома Тынды и Благовещенска. По словам Павла, он нашел по десять удачных мест для размещения муралов в каждом городе.

Фото: Павел Малицкий

— Прежде чем нарисовать мурал, нужно было оценить архитектурную и социальную подачу будущего рисунка. Важно, чтобы рисунки гармонично сочетались с городской архитектурой, хорошо просматривались. Тында представляет собой целостный объект: со своей спланированной единовременно архитектурой, со своей уникальной изюминкой. Поэтому работать было достаточно интересно, — говорит художник.  

В итоге для нанесения рисунков выбрали шесть подходящих зданий в центре города. Их адреса: Красная Пресня, 24, 28, 56 и 60, Октябрьская, 14 и Спортивная, 22. Последнее  здание — музей истории БАМа, и на нем появились сразу три картины. У каждого дома свои особенности, отмечает художник. Например, фасад, который находится за мэрией столицы БАМа, воспринимается не фронтально, а под углом.

Плакаты советских времен и искусственный интеллект в помощь

Фото: Павел Малицкий

Что касается самих изображений, то при их создании учитывалось мнение жителей Тынды. Горожане пожелали видеть на изображениях годы строительства магистрали.

— Для жителей Тынды было важно, чтобы рисунки были из времен строительства Байкало-Амурской магистрали, чтобы молодое поколение помнило, видело настроение людей, которые участвовали в великой стройке. Так родилась стилистическая направленность, — рассказала руководитель проекта отдела архитектуры общественных пространств АНО «ЦРТ» Валерия Рооз. – Также при разработке учитывалось и мнение спонсора, АО «БамСтройМеханизация». Это историческое предприятие до сих пор продолжает работу на магистрали – сейчас строится вторая ветка БАМа. 

Муралы, посвященные строительству Байкало-Амурской магистрали, выполнили при поддержке спонсоров проекта — «Российских железных дорог», Группы компаний 1520, Сбербанка. Фото: Газета «Бам»

В целом масштабный проект по созданию муралов разделился на две части: под руководством ЦРТ — и команды «Российских железных дорог».

— Три мурала появились благодаря РЖД, у них своя команда организаторов, они опирались также на общую тематику, которую определил Центр развития территорий совместно с губернатором области, – это эпоха стройки, а также современная жизнь железной дороги, — поясняет Валерия Рооз.

27

-метровое изображение поезда на фоне тайги, воплощённое в жизнь на девятиэтажке в Тынде, было сгенерировано нейросетью Kandinsky

Фото: АОТВ

За основу обе команды взяли плакаты советских времен. Со стороны местных организаторов над изображениями трудился художник из Владивостока Павел Малицкий. Из-под его «пера» вышли пять муралов.

Еще одну картину с движущимся на фоне местной природы поездом создала нейросеть Сбербанка Kandinsky. Запрос для нейросети задали, опираясь на ассоциации тындинцев с родным городом, а Павел слегка подправил картинку.

Три рисунка исполнила команда РЖД. Один из них — на Красной Пресне: на мурале изображены строители магистрали, укладывающие рельсы, и строка из стихотворения бамовской поэтессы, члена Союза писателей России Тамары Шульги: «Во имя новых городов за нами ляжет магистраль».

Строитель БАМа помогал создавать муралы

«Для тындинцев было важно, чтобы рисунки были из времен строительства Байкало-Амурской магистрали, чтобы молодое поколение помнило, видело настроение людей, которые участвовали в великой стройке». Фото: Павел Малицкий

Чтобы нанести 27-метровые картины, понадобилась помощь спецтехники. И для этого в Тынду приехал транспорт с высотным краном из Благовещенска. По счастливой случайности водитель спецтехники сам оказался из бамовцев, он участвовал в строительстве магистрали.

— Я приехал в Нерюнгри в 1982 году из Молдавии и работал водителем на снабжении БАМа. Поэтому часто бывал в Амурской области и, конечно, в Тынде. Все мои коллеги в то время работали на строительстве магистрали, это были прекрасные времена, — поделился воспоминаниями с «Амурской правдой» 66-летний водитель автовышки Георгий Дьяков. — Был рад приехать в столицу БАМа, чтобы помочь с изображениями на домах. Тында очень поменялась со времен нашей молодости, стала еще красивее. Я пробыл полтора месяца в городе — после украшения зданий рисунками помогал с утеплением домов.

Художники использовали высококачественные материалы с учетом северного климата. Гарантия работы — один год. Если в течение первого года рисунок потеряет своей первоначальный вид из-за погоды, художники исправят это.  

Георгий Дьяков и Павел Малицкий трудились в творческом тандеме, по ходу дела бамовец делился с художником историей создания легендарной ветки железной дороги.

Спецтранспорт с высотным краном приехал в Тынду из Благовещенска. Фото: Павел Малицкий

— Жители Тынды сначала относились к рисункам на фасадах с долей сомнения: а нужны ли, будет ли красиво? — рассказывает о реакции горожан Павел Малицкий. — Но когда появился первый мурал, люди подходили и благодарили. Останавливались, проходя мимо, приветствовали. Узнавали меня в магазинах и говорили свое мнение: где и что бы они нарисовали еще.

Закончить работы необходимо было до наступления отрицательных температур. Так как погода в Тынде непредсказуема, рисовать приходилось не покладая рук. Павел нанес рисунки на три здания за восемь дней.

Фото: Павел Малицкий

— Снежная рука висела над нами всё время, пока мы работали, поэтому на отдых времени не было совсем, — рассказывает владивостокский художник. — Уже закончив работу и сев в самолет, чтоб лететь домой, я понял, что вложил в работу все силы. Устал, но я рад, что замечательные жители Тынды будут любоваться моей работой, и рад тому, что такой прекрасный северный город стал еще красивее.

«Атланты» и «Путеукладчики»

Фото: Администрация г. Тынды

Арт-объекты, выполненные московскими художниками, получили свое название от авторов. Рисунок с изображением двух рабочих на девятиэтажке на улице Октябрьской, 14, назвали «Атланты». Арт-объект по адресу Красная Пресня, 56, — «Вперед». На нем художники изобразили строителей на фоне символа БАМа — «Чертова моста». Основой сюжета для третьего мурала, нарисованного на доме 50 по улице Красная Пресня, стала реальная фотография рабочих на железной дороге с надписью местной поэтессы.  Его назвали «Путеукладчики».

«Жители Тынды благодарили меня за муралы», — говорит художник Павел Малицкий.

Комментарий

Василий Орлов, губернатор Амурской области:

— В Тынде муралы получились неплохо, сейчас по этому пути пошел Белогорск. Давайте посмотрим, как муралы перезимуют с учетом серьёзных холодов на севере области. Важно понять, насколько соблюдены технологии, насколько качественно проведены работы. Тема интересная, дает хороший отклик у людей, мы ее поддержим и дальше. По Благовещенску эту работу тоже будем проводить. Но площадок, на которых можно создавать муралы в Благовещенске, мало. Я сам озвучиваю такие предложения Центру развития территорий, и мы готовы выслушать идеи горожан по подходящим зданиям. В планах в амурской столице муралы на перекрестке улиц Горького — Калинина, там расположены два девятиэтажных дома с глухими стенами: это необходимое условие для создания муралов. Также я дал поручение мэрии: прежде чем наносить рисунки, выяснить отношение горожан к визуализации.

Возрастная категория материалов: 18+