«Не надо здесь улыбаться, вы ослепнете к 30 годам»
— Я узнала о своем диагнозе в 22 года. На тот момент у меня было зрение минус 5. Я услышала, что можно сделать лазерную коррекцию, и пришла в больницу очень довольная, полная надежд. Но у меня нашли пигментную дистрофию сетчатки. Врач сказал: «Не надо здесь улыбаться, вы ослепнете к 30 годам». Сейчас мне 40, и я еще немножко вижу, это уже хорошо, — с улыбкой рассказывает Наталья Власова.
Женщина вышла замуж во время обучения на зоотехника в ДальГАУ, тогда же родила двоих детей. Но семейное счастье не продлилось долго — муж ушел, доучиваться пришлось с двумя детьми на руках.
— Я перевелась на заочку. Меня забрала к себе его мама. Она осталась одна, муж у нее умер. Мы уехали жить в Советскую Гавань. Сыну был 1 год и 4 месяца, дочке месяц. Каждый раз на сессию мы приезжали в Благовещенск все вместе: я, свекровь, дети. На поезде, с двумя пересадками. Жили у моего дедушки. Свекровь сидела с детьми, я бегала сдавать экзамены, периодически прибегала кормить ребенка грудью. Потом были ГОСы, защита диплома, — вспоминает женщина.
«Детям нужны моя поддержка и мое зрение»
После получения диплома она уехала в Тамбовку, устроилась на работу зоотехником в колхоз, в котором проходила практику. Там же познакомилась со своим вторым мужем, родила третьего ребенка.
— Я сидела в конторе и вела карточки на коров. Мне очень нравилось, я всегда любила работать с документами. С детства мечтала работать в конторе или библиотеке. Спустя год запустили программу «Жилье молодым специалистам». Я подала заявку — и мне федеральный и региональный бюджеты выделили деньги на собственное жилье, — рассказывает Наталья.
Через два с половиной года работу пришлось бросить. Дети подрастали, а зрение их матери стремительно падало.
— Я помнила неутешительные прогнозы врача, поэтому решила уволиться. Дети маленькие. Я понимала, что впереди у них 11 лет учебы, потом поступление в университет. Им нужны моя помощь, поддержка и мое зрение, — делится женщина.
«Ладно, буду учиться жить так!»
Фото из личного архива
Она обследовалась в благовещенских и хабаровских клиниках, но врачи заявили, что сейчас ее заболевание считается неизлечимым.
— Постепенно поля зрения сужаются, оно падает. Я к этому привыкаю, но бывает иногда, что какой-то сосуд резко лопается — и я понимаю, что произошло ухудшение и лучше уже не будет. И думаю: «Ладно, буду учиться жить так!» Еще три года назад мне не требовался сопровождающий, я сама ходила в темных очках и по знакомым маршрутам. Но теперь на улицу одна не выхожу. Когда солнце светит ярко, мне вообще ничего не видно. Моя 8-летняя дочка меня везде сопровождает. Старшие дети учатся в Благовещенске в университетах, когда я приезжаю в областной центр, они ходят со мной, — рассказывает мать троих детей.
Всё резко изменилось в худшую сторону три года назад.
— Мое зрение резко упало, потому что я ухаживала за одинокой двоюродной бабушкой. Она раньше жила на Камчатке, но у нее начали появляться симптомы деменции, и мне позвонили её соседи — сказали, что уже невозможно с ней, попросили забрать. Я перевезла ее к нам. Человек с деменцией — это большое испытание, я как могла за ней ухаживала, комнату ей отдала свою. Но в последний год она стала лежачей. На мне были семья, быт, маленький ребенок и бабушка. Муж работал на вахте. Человек с деменцией очень многое путает, несправедливо иногда что-то наговаривает. Ты кормишь его пять раз в день, а он гостям жалуется, что три дня не ел. Это психологически тяжело, но я принимала это как должное, потому что я взяла ответственность за этого человека. И я до последнего исполняла свои обязанности. В 84 года она скончалась, — поделилась женщина.
«Я считала его своей опорой»
Когда зрение упало окончательно, Наталья больше не могла продолжать вести весь быт самостоятельно. Тогда она получила второй удар.
— Мы 15 лет прожили с мужем, он был моим поводырем. Но два года назад он ушел. Я считала его своей опорой. Но когда у меня произошло ухудшение зрения, он понял, что не сможет меня больше поддерживать. Мы с ним поговорили и решили разойтись мирно. Я и сама не хочу быть обузой. Он не обязан до конца моих дней ухаживать за мной, — уверяет Наталья.
Женщине пришлось учиться жить заново. Она понимала: жизнь маленькой дочери полностью зависит от нее.
— Я была в плачевном состоянии, мне было очень тяжело. Но я не могла дать слабину — у меня был маленький ребенок. Она видела все мои чувства и эмоции, поэтому я всегда старалась улыбаться, показывать ей, что мы сильные, мы всё сможем. В тот момент она только пошла в первый класс и мы вместе с ней проходили через эти испытания, — вспоминает женщина.
«Что за мамкину руку вцепилась?»
Фото из личного архива
Пришлось снова начать выходить из дома, ходить в магазины и аптеки, заниматься документами. Дочь всюду ее сопровождала и помогала, как могла, с семи лет. Женщина стеснялась своего диагноза и до последнего пыталась делать вид, что она здорова.
— Я только недавно начала проговаривать, что я слабовидящая и мне нужна помощь. До этого всегда старалась делать вид, что я нормальная. Приходила документы заполнять и говорила: «Покажите, пожалуйста, где подпись поставить, я очки дома забыла». Мы с дочерью всегда ходим вместе. Я ее за плечо приобниму, и мы так идем в обнимку. Она мой поводырь, помощница. Бывает, я спотыкаюсь, и всегда очень стыдно: могут подумать, что напилась и иду с маленьким ребенком. Иногда ее одноклассников встречаем. Я ее прошу никому не говорить, что мама у нее ничего не видит. Боюсь, что начнут дразнить. Мне больно от того, что я не могу с ней на природу поехать, не могу дать того, что дают здоровые родители, — поделилась своими переживаниями Наталья Власова.
Фото из личного архива
В благодарность малышке за ее помощь Наталья написала стихотворение «Дочка».
«Доброе утро, родная!
Просыпайся, в больницу пойдём.
Да, ещё рано, я знаю...
Но у нас назначен приём»
Собрались женщина с дочкой
И, за руки взявшись, идут:
«Мам, осторожно, кочка,
И глубокая выемка тут...
Теперь постоим немного,
Красный свет горит впереди...
Всё, переходим дорогу,
Недолго осталось идти»
Свернули по тропке к больнице.
Навстречу мальчишка бежит:
«О, какие знакомые лица!» —
Девочке он говорит:
«Что за мамкину руку вцепилась?
Просто смешно смотреть!
Буду дразнить тебя «мелочь»,
Раз без мамки не можешь ходить!»
«Дурак, ничего ты не знаешь...
Тебе место в детском саду!
Просто моя мама — слепая.
Это я её за руку веду!»
Стихотворения Наталья пишет с юности, но два года назад у нее открылось второе дыхание. Первым ее произведением за долгое время стал стих «Слепая». В нем она описала все свои переживания.
Фото из личного архива
Я слепая! И что такого?
Слепота — это не приговор.
Пусть мой мир темнотою скован,
Но в душе горит яркий костер!
Тот костер — это воспоминания
О прекрасно прожитых днях.
Я очень судьбе благодарна,
Что повстречала тебя.
Ты защита моя и опора,
Надежный и преданный тыл.
Кто же думал, что очень скоро
Ты бросить меня решил!
Шли мы мимо многоэтажек,
Что уходишь, ты прошептал...
Не успела опомниться даже,
Резко руку свою убрал.
В тот момент испугалась ужасно!
«Дай мне руку! Не отпускай!
Без опоры идти мне опасно!»
Что сказал ты? — «Всё же прощай».
«Вернись, отведи до дома,
Я не дойду одна!
Ты слышишь меня, любимый?»
А в ответ лишь тишина.
Облокотилась о стену, прижалась,
Не знаю, куда дальше идти?
Сделай шаг, только шаг, казалось,
Ты же умеешь ходить...
Что же делать? Одна осталась,
Без надежной и твердой руки.
Вот наивная, мне казалось,
Что меня окружают враги!
А врагом оказался любимый
Так жестоко со мной поступил!
Человек, проходящий мимо:
«Вам помощь нужна?» — спросил.
Стою перед ним и рыдаю,
Не знаю, что и сказать,
Признаться, что я слепая?
Или же промолчать?
Он бережно взял мою руку,
Ладонью сверху накрыл:
«Простите, но я всё видел,
Как подло он поступил...
Не бойтесь, я вас не обижу,
Хочу лишь домой отвести.
Я ведь прекрасно вижу,
Вам одной этот путь не пройти».
Я просто в ответ кивнула,
За чужую руку взялась,
Без тебя первый раз шагнула
И воле судьбы отдалась.
Сегодня, я точно знаю,
Печалей развеется дым.
Оказалось, не я слепая...
Это ты оказался слепым!
«Хочется закрыться дома»
После этого стихотворения она написала «Крокус Сити Холл», «Защитникам Отечества». А потом односельчане начали просить ее написать стихотворения о погибших или служащих на СВО. Так появилось еще несколько произведений.
— Я поняла, что людям нравится мое творчество. Когда произошла трагедия в Крокусе, я не могла уснуть. Строки сами начали приходить. Я поняла, что об этом должны знать не только знакомые, и создала канал на YouTube. Выставила туда два стихотворения и планирую продолжать. Там просто картинка и мой голос. Потому что я не могу снимать видео. Мне хотелось бы снять стихотворение «Слепая» в видеоформате, где меня видно. Но я не знаю как, — объяснила поэтесса.
В публичное пространство Наталья выходит намеренно — она хочет показать себя и объяснить миру, что люди с инвалидностью существуют, и они хотят жить полноценной жизнью.
— Часто сталкиваюсь с несправедливостью. Так как я почти не вижу, то хожу в торговые точки, в которых обслуживает продавец. Как-то, когда от меня только ушел муж, мы с дочкой зашли в обычный магазин. У меня и так всё бурлит от страха. Я перечислила продукты и попросила сложить их. Объяснила, что слабовидящая и не смогу это сделать сама. Продавец ответила: «Мы эту услугу не предоставляем» — и швырнула мне пакет. Я собралась, нащупала его, раскрыла и говорю: «Давай, доченька, складывай». Конечно, хотелось расплакаться и выбежать. Часто после таких ситуаций хочется закрыться дома, запереться на много замков. Но эти же ситуации помогают мне собрать волю в кулак и сказать себе: «Ладно. Я буду двигаться дальше, вы меня не остановите. Вы не закроете меня в квартире!»
«Меня бросил муж. Сама виновата — не доглядела»
Фото из личного архива
Стихи — не единственное увлечение Натальи. Свои проблемы она превращает в шутки и выступает с ними в стендап-клубе в Благовещенске.
— Когда у меня набралось много шуток, то стала искать, где я могу ими делиться. Сначала я выступила в обществе слабовидящих. Потом мне дали контакт организатора стендап-клуба «StandUp Андреевич». Сейчас всё выглядит легко, но для меня это были тяжелые шаги, потому что я не понимала — может ли взрослая женщина быть интересна молодежи, будут ли актуальны мои шутки. Я считала, что стендап — это молодежное движение. Я сразу сказала, что мне 38 лет, у меня первая группа инвалидности. Спросила, могу ли я выступить. Ко мне отнеслись очень по-доброму, — вспоминает Наталья.
Впервые она выступила в 2023 году. Теперь слабовидящая женщина считается одним из самых сильных комиков в благовещенском клубе. Ее любимая шутка: «Меня бросил муж. Сама виновата — не доглядела».
Фото из личного архива
— Мне понравилось, что над моими шутками смеются, что воспринимают как равную, не делают для меня никаких исключений. Очень по-доброму относится ко мне и публика. Я шучу над такими темами, над которыми можно плакать, но я стараюсь все ситуации, которые происходят со мной в жизни, обшутить. В том году я выступала очень часто, а сейчас у меня дочка учится во вторую смену до 18 часов. А мероприятия проходят в 18 или 19. Но если выступление выпадает на выходные, я всегда приезжаю, — рассказывает Наталья.
«Я надеюсь, что когда-нибудь смогу попасть туда»
Фото из личного архива
Ее монологи начинаются с представления — Наталья шутит над своей болезнью, чтобы объяснить, почему она вышла на сцену в солнцезащитных очках. В последнее время замечает, что ее шутки стали материализоваться в жизни.
— Я подготовила монолог: «Представляю, если я вдруг одна останусь в автобусе…», а дальше шла шутка. И это действительно со мной произошло — я осталась в автобусе одна. Сбывались и другие шутки. И я поняла, что шутить можно только над тем, что происходит, никаких предположений делать не нужно. Есть какая-то сила слова. Сейчас, даже если я хочу пошутить над какой-то темой, то просто боюсь, что это может со мной произойти, — поделилась Наталья с «Амурской правдой».
Со своими шутками женщина хочет выходить на более высокий уровень. Прошлым летом она оставила заявку на участие в стендап-фестивале на ТНТ. Ее кандидатуру рассмотрели и пригласили выступить.
— Позвонили, спросили, смогу ли я приехать. Но очень дорого с Дальнего Востока добираться до Москвы. Мне нужен сопровождающий, который со мной поедет. И свои, и билеты помощника лягут нагрузкой на мой бюджет. Это минимум 100 тысяч рублей. У меня пенсия 26 тысяч, двое детей-студентов, которым я помогаю. С младшей дочкой мы живем на то, что остается… Но я надеюсь, что когда-нибудь смогу попасть туда, — с надеждой говорит Наталья.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии