Рецепт оленьего молока и свадебный обряд эвенков: уникальная экспедиция отработала в Приамурье
Интервью со старейшими представителями эвенкийского народа, уникальные кадры ритуальных танцев и обрядов, которые если и были сняты на камеру телефона, то останутся в архиве недолговечной техники, приготовление аутентичных блюд в дремучей тайге — все это и многое другое с помощью профессионального видеооператора сняли исследователи Амурского областного дома народного творчества (АОДНТ). На основе записей экспедиции будут сформированы паспорта объектов нематериальной культуры регионального реестра и подготовлены заявки на их включение в Федеральный государственный реестр, сообщили в амурском минкульте.
Этнографическую экспедицию первыми принимали оленеводы стойбища «Эвэды Октон» («Дорога эвенков»), которое затерялось в тайге в 30 километрах от Усть-Уркимы. Затем группу встречали старожилы самого села. Несмотря на то что минимум раз в год на День оленевода и охотника местные показывают на видеокамеру, как приготовить то или иное диковинное блюдо из оленины или сшить унты из оленьей кожи, в научных целях они снимались впервые. Рассказывали, по каким рецептам предки пекли хлеб «тупача», сколько способов приготовления оленьего молока придумали прадеды, чтобы разнообразить ужин у костра; как мастерили столовые приборы из бересты, не имея профессиональных инструментов; как женились и проводили обряд сватовства «галдякит».
Фото: Вероника Драй
— Мы выполняем государственное задание: выявлять, сохранять, актуализировать и популяризировать нематериальную культуру коренных народов. В нашем случае это эвенки, единственный коренной малочисленный народ Севера Амурской области, — рассказала специалист АОДНТ Татьяна Исакова. — В 2022 году был принят федеральный закон «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации». Объектами нематериальной культуры признаются те, что старше 40 лет. Пока в наших руках образцы, и, чтобы они официально стали объектами, нужно хорошенько поработать: снять подробное видео о каждом, научно-популярным языком сделать описание, дать информацию о носителе, составить паспорт объекта и так далее.
Пока образец не стал объектом, разглашать детали на широкую аудиторию запрещено. Тем не менее кое-что Татьяна Геннадьевна поведала. Например, о технологиях приготовления оленьего молока, которые использовали сто лет назад и не позабыли до сих пор.
Фото: Вероника Драй
— Меня удивило, что эвенки жарят оленье молоко на металлической буржуйке, сделанной с помощью одного только инструмента – топора. Выливают молоко на сковородку и помешивают ложечкой. Консистенция блюда получается творожная, как будто яичницу со сметаной пожарили. Оленье молоко, оказывается, разное бывает. В июне из него готовят масло, потому что оно меньшей жирности. В августе жирность повышается, так как начинаются грибы, которые едят только северные олени, — рассказала Татьяна Исакова. — Старожилы показывали, как делают сливки. Когда молоко густое, оно во время кочевки взбивается самопроизвольно прямо на олене в берестяной сумке.
Фото: Вероника Драй
Как сообщили представители АОДНТ, все старожилы, оленеводы и охотники были опрошены впервые. Среди них Галина Андреевна Абрамова — единственная эвенкийка в Тындинском округе, которая может исполнять песни-импровизации: что вижу, то пою, но красиво и завораживающе. Или Тамара Федоровна Андреева, председатель большой эвенкийской общины, которая печет хлеб по древним рецептам. Он получается пористый и пышный.
— Вот знаете, ингредиенты одни и те же: вода, мука и сода, никакого масла — но в Усть-Уркиме и в Усть-Нюкже вкус лепешек разный. Потому что тесто смешивается особым способом — обязательно берестяной палочкой и только по солнцу. У всех свои тонкости, секреты.
Фото: Вероника Драй
Исследователи не обошли стороной и Усть-Нюкжу. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Амурской области верит, эта работа будет оценена экспертами всероссийского и регионального совета по объектам нематериального этнокультурного достояния. Реестры в будущем пополнятся новыми традиционными техниками и технологиями, рецептами эвенкийских блюд, интересной информацией о традиционных праздниках и обрядах эвенков, о которых иногда не знают и сами жители национальных сел.
Фото: Вероника Драй
— Как только от АОДНТ поступило предложение провести такую исследовательскую работу, Ассоциация КМНС сразу же поддержала инициативу и приняла самое активное участие в организации экспедиции, — рассказала председатель Ассоциации КМНС Амурской области Вероника Драй. — Записанные воспоминания, знания, полученные в беседах с оленеводами, жителями села, видео-, фотоматериалы имеют особую ценность для нас, нашего народа. К сожалению, уходят хранители и носители самобытной культуры, порой унося с собой, не успевая передать молодому поколению свои умения и секреты мастерства, знания обрядовой, праздничной культуры. Это очень горько. Поэтому то, что уже собрано в ходе экспедиции, что еще будет доработано в дальнейшем по оформлению материала, по внесению в единую электронную базу Амурской области объектов нематериального этнокультурного наследия, нельзя не оценить!