«В дом на лодке заплывали»
За огородами Олабиных виден берег Амура. В 1984 году их подворье топило, в 2013‑м тоже досталось, но тогда выше пола вода не поднималась. А в 2021‑м дом стал уходить под воду прямо на глазах.
— Рядом с нами пограничная застава. Нас предупреждали, что идет большая вода. Мы заранее готовились: холодильники, электронику — все, что смогли, подняли повыше. 25 июня утром я выгнала коров на пастбище, вернулась домой, и через какое‑то время в коридоре из одного угла вода хлынула — фундамент прорвало, — вспоминает Валентина Алексеевна злосчастный день. — Я пошла на улицу посмотреть. Как шагнула на цыпочках с крыльца — думала, что вода и в рот попадет. К вечеру в дом уже лодка заплывала. У нас крыльцо уплыло, а у соседа машина дров уплыла. Нашему дому крепко досталось…
Сельчанка показала большой пакет документов, в том числе акт обследования помещения комиссией, признавшей жилье пригодным к проживанию лишь на 42 процента. Акт подписали девять человек. Имеется и документ областного министерства социальной защиты населения, подтверждающий, что семья не получала никаких социальных выплат на ремонт квартиры.
«Другие уже дом выстроили, а ты всё ревешь»
Подтопленцам, чье жилье признали аварийным, предлагали жилищные сертификаты. Двухквартирный дом № 2 на улице Амурской посчитали ограниченно пригодным к проживанию — положен капитальный ремонт. Соседи за стенкой, у которых квартира была приватизирована, без проблем получили в минсоцзащиты региона помощь, сделали ремонт и живут нормально. А у Олабиных — комиссия за комиссией. Вот только результата никакого.
— Подтопленцам по 200 тысяч рублей выплачивали, потом проверяли, как продвигается ремонт, и еще по 200 тысяч выдавали. Мы никаких социальных выплат на ремонт жилья не получали. Квартира у нас в соцнайме. Нам сказали, что муниципалитет своими силами проведет ремонт. Этот дом когда‑то строил совхоз, где мы более 40 лет отработали: муж водителем, а я в детском садике и затем кассиром в конторе. Потом жилье стало муниципальным. Мы никогда не задумывались о приватизации. Некогда было этим заниматься: работа, хозяйство, четырех коров держали всегда, выехать в город — целая проблема. У мужа ни выходных, ни отпусков никогда не было. Жили и жили. Если бы дом был приватизирован, уже бы давно деньги на ремонт получили. Дочка говорит: «Мама, кто‑то уже себе дом выстроил, а ты всё ревешь!» — в глазах Валентины Алексеевны слезы. — Ситуация просто безвыходная.
Вода ушла, проблемы остались
Фото: Ирина Ворошилова
В октябре 2021 года на общем собрании жителям Маркова сообщили, что утеряны все документы на муниципальное жилье. В администрации района заверили: «Мы всё оформим и к весне приступим к ремонту». Потом назначили нового главу муниципалитета. И он уже дал Олабиным обещание, что в начале июня 2022‑го к ним приедет комиссия и определит объем работы.
— Мы весь июнь комиссию ждали, даже не ездили в поле тыкву полоть, — вспоминают пенсионеры. — Когда во главе Благовещенского округа стал Денис Салтыков, он тоже сюда приезжал. И опять всё по новой: отсвечивали им все акты, спрашивали, когда, наконец, решится вопрос с ремонтом нашего муниципального жилья. Глава документы взял. И… тишина.
«Паводок с Амура пришел стремительно. Течением унесло крыльцо. В квартиру на лодке заплывали. Дом просел, в шести местах фундамент лопнул, в одной комнате пол провалился, в каждом углу трещины», — говорит Николай Олабин.
После паводка дом Олабиных просел. В шести местах фундамент лопнул. Не дождавшись помощи от муниципалитета, хозяева своими силами делали что могли. Выкопали яму в подполье, залили подпорные стенки цементом и кирпичом выложили.
— Иначе бы тут всё на нас завалилось давно. Всё своими руками. И мне еще друг с сыном помогали. Делали что могли. Но мы же — не строители, — говорит Николай Иванович. — Но дом всё равно «садится». Начинаем обои срывать, и вся штукатурка до самой дранки отваливается.
«К нам 12 комиссий приезжало»
Вся помощь за три года заключалась в том, что пенсионерам, как и другим подтопленцам, бесплатно печку переложили. Но мастер выполнил работу так некачественно, что хозяева еле дожили до весны: печь сильно коптила, а сверху по дымоходу вода лилась. Пришлось искать другого мастера и за свой счет дымоход переделывать.
— Потом мастера к нам приезжали и отмостку возле дома делали. Пригнали «миксер», за полчаса раствором залили трещины в фундаменте, чтобы не развалился. Муж вернулся вечером с работы и ахнул: они даже отдушины зацементировали. Пришлось всё долбить, — вздыхает Валентина Алексеевна. — На этом всё. Хотя только в 2023 году за лето у нас побывало 12 комиссий! Глава округа лично приезжал. Показали ему, что из‑под балок, на которых держались полы, вымыло бруски. Полы просели, и поэтому все стены потянуло. Кругом трещины. Он спустился в подполье, посмотрел: «Да тут всё уже сделано. Вам только косметический ремонт нужен». А мы больше ничего и не просим. Отштукатурьте стены, чтобы через неделю всё не отвалилось. И старую электропроводку замените. Всё! Но ведь ничего не делают.
«Много не просим. Нам хотя бы стены отштукатурили и проводку заменили».
Валентина Олабина написала письмо губернатору Василию Орлову. Обращение направили в прокуратуру. Прокурор района вынесла представление, где сказано: минстрой региона еще 21 апреля 2022 года направил в администрацию Благовещенского района уведомление, что до 6 июня необходимо предоставить сведения о муниципальном жилье пострадавших в результате ЧС и другую документацию, необходимую для выделения бюджетных средств.
— Вот видите, прокурор пишет: «До настоящего времени администрацией района надлежащая работа по подготовке необходимой документации не проведена, информация в министерство не направлена». Там всего‑то два квартала пройти с бумажкой. Это промах властей Благовещенского округа, — уверены Олабины. — Если бы они вовремя предоставили все документы в минстрой, наше муниципальное жилье давно бы уже отремонтировали. Регион выделял на это средства.
«Помогите получить от властей конкретный ответ, когда нам сделают капремонт»
Фото: Ирина Ворошилова
«Обидно то, что с нами несправедливо поступают. Вместо помощи нас еще пытаются сделать виноватыми», — говорят пенсионеры.
«За три года прошло три суда. И все вынесли решение в нашу пользу: администрация Благовещенского округа должна капитально отремонтировать наше жилье. Только решение суда никто не исполняет», — возмущены Николай и Валентина Олабины.
После того как прокуроры стали задавать вопросы администрации Благовещенского округа, Олабиным ввели квартплату. До этого они ничего не платили, потому что квартира признана лишь частично пригодной к проживанию, а капремонт еще не выполнен. Мало того, еще и размер жилплощади увеличили.
— Столько лет прожили в доме, и площадь была 53 «квадрата», а теперь вдруг стала 62,8. Несколько раз специалисты на замеры приезжали, и, что удивительно, у них никогда с собой рулетки нет, — удивляется Валентина Алексеевна. — Остается надежда на «Амурскую правду». Помогите получить от властей конкретный ответ, когда нам сделают капитальный ремонт муниципального жилья.
Редакция АП обращается к руководству Благовещенского муниципального округа: считайте этот материал общественным запросом. Надеемся получить ответ. И хочется верить, что в бюджете на 2025 год муниципалитет выделит средства для выполнения обязательства трехлетней давности перед семьей пенсионеров Олабиных из Маркова.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии