Фото из личного архиваФото из личного архива

Рельсы и шпалы

Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, запах креозота, гудок электровоза и голос дежурного, сообщающий, с какого перрона отправится вдаль скорый или пригородный поезд. Всё это было в детстве Александры — выросла она в железнодорожном районе Завитинска.

Отец-машинист часто рассказывал девочке о своих дневных и ночных сменах, многочасовых поездках. Иногда проводил «экскурсии» в депо и по кабине тепловоза прибежавшим к нему на работу двум дочерям. Куча кнопок и рычагов, гул двигателя, шипение тормозов нравились маленькой Саше. Поэтому совсем не случайно спустя годы, когда объявили набор женщин на курсы помощников машинистов, младшая дочь пошла осваивать папину профессию.

— У нас сложилась целая династия железнодорожников. Дед был почетным железнодорожником, работал в пожарной части в Бурее. Отец был машинистом первого класса. Старшая сестра — дежурный оператор по станции Екатеринославка, двоюродный брат возглавляет ПЧ в Белогорске. Всё детство папа катал нас с сестрой на поездах, мне нравилось под стук колес спать… В прошлом году я увидела в соцсетях объявление о наборе женщин на курсы помощников машиниста, сначала не решалась пойти, останавливал возраст — вдруг засмеют, скажут, что с ума сошла. А летом, находясь в отпуске, всё-таки позвонила, и меня приятно удивили, что подойду. Уже на следующий день я помчалась проходить медкомиссию, потом крутила велотренажер, сдавала тесты психологу, — рассказывает Александра Адаменко.

Нехватка трудовых ресурсов — первопричина того, почему женщинам сегодня разрешили прийти в профессию помощника машиниста.

В тот момент 45-летняя женщина работала сигналистом в ПЧ-18 Завитинской дистанции пути — это тоже железнодорожное предприятие. По своему первому образованию Александра — инженер-строитель железных дорог, отучилась заочно в Свободненском техникуме железнодорожного транспорта. А будучи еще без диплома, устроилась помощником воспитателя в детский сад, чтобы шел трудовой стаж. Как говорится, немножко прошлась и по маминым стопам — та всю жизнь отработала воспитателем.

Курсы прошла вместе с молодежью

Курсы помощников машиниста длились два с половиной месяца — с 30 сентября по 16 декабря. Обучение проходило очно в Свободненском подразделении Забайкальского центра подготовки и повышения квалификации, учащиеся жили в общежитии. Вместе с Александрой профессию осваивали еще две «девочки» — одна из амурского поселка Магдагачи, другая из забайкальского городка Могочи. Каждая по окончании подготовительных курсов получила свидетельство помощника машиниста тепловоза и помощника машиниста электровоза.

В группе Александра была самой старшей: тем девчатам 22 и 33 года, парни — их ровесники. Но чувства неловкости от этого не испытывала, все между собой общались.

— Еще у меня была мощная поддержка от папы, который много рассказывал о тепловозах. Он очень гордился тем, что я продолжила его путь. К сожалению, в январе отца не стало, он ушел в 73 года, остановилось сердце. Ему бы еще жить и жить, давать мне советы по работе, но судьба распорядилась иначе, — сожалеет об уходе дорогого человека Александра Викторовна.

Отец учил ее ответственно подходить к работе, ведь помощник машиниста принимает в работу локомотив, проверяет все инструменты, считает количество тормозных башмаков. «Никогда никому не доверяй — сама пошла и пересчитала. Это твоя работа, ты за это будешь отвечать», — советовал опытный железнодорожник и никогда не отговаривал отказаться от выбранной стези.

Первый рабочий день в кабине электровоза

На новую работу Александра Адаменко устроилась уже на следующий день после окончания курсов — 17 декабря 2024 года. Свою первую смену хорошо запомнила — поехала с машинистом на рабочем поезде от станции Завитая до Архары, в кабине электровоза ЭП-1. Этот пассажирский электровоз перевозит бригады рабочих по железной дороге.

«Всё детство папа катал нас с сестрой на поездах, мне нравилось под стук колес спать», — признается Александра.

— В Завитой находится пункт подмены локомотивных бригад депо Белогорск, с комнатами отдыха для машинистов. В первый день я прошла стажировку на рабочем поезде, а сейчас работаю на маневровом тепловозе. Сама могу рассоединить и соединить вагон с локомотивом, сделать продувку для проверки целостности тормозной магистрали, поставить тормозные башмаки под колеса локомотива. Один башмак весит 7 килограммов, а локомотив закрепляется двумя башмаками. Если же закреплять весь состав, то нужно 6–12 башмаков (точное количество зависит от массы поезда, уклона местности и т.д.). Но маневровыми работами, когда из нескольких вагонов формируется состав поезда, руководит составитель поездов, — объясняет помощник машиниста Александра Викторовна.      

Пассажирские поезда для девчат

Кабины электровоза и тепловоза, грузового и пассажирского локомотивов различаются между собой и площадью, и количеством приборов (кстати, все практические занятия у слушателей курсов велись на специальных тренажерах). Комфортнее в пассажирском — там просторнее.

— Девочки, которые учились со мной, сейчас работают на пригородных поездах. Один курсирует от станции Магдагачи до станции Сковородино. От Завитой пригородные пассажирские поезда теперь не ходят, а скорые пассажирские идут на проход с двухминутной остановкой (это не станция отправления), поэтому я работаю на маневровом тепловозе. Как помощник говорю машинисту показания светофоров, слежу, чтобы стрелка была для проезда, сообщаю, какая скорость должна быть по стрелкам и многое другое, — рассказывает Александра.

Свою первую ночную смену помощник машиниста отработала на прошлой неделе. Вместе с машинистом и составителем поездов они переставляли вагоны с одного на другой путь. Скорость по станции при таких маневрах — не более 25 км/ч.

Вместо юбки — штаны

Фото из личного архива

На работу Александра ходит в униформе. Под железнодорожную куртку и штаны зимой надевает кофту со специальной тужуркой, теплые сапоги. Макияж не делает — говорит, что и в обычное время редко красится. Для теплого времени года в униформе железнодорожников предусмотрены рубашки белого и голубого цвета. Когда выдавали спецодежду, коллеги предложили пошить костюм с юбкой, на что помощник машиниста посмеялась: «Как я в нем буду в кабину залазить и по локомотиву ходить?»  

Завитинская железнодорожница признается, что ей по душе новая профессия, даже гордость за нее берет. Хотя в отделе кадров предупреждали, что это дело не для женщин.

— Еще работая сигналистом, я привыкла к тяжелым условиям труда. Представьте, снег или дождь, ветер или метель, а ты идешь по путям, проверяешь сигналы, составы поездов. А в кабинете локомотива — тепло, к шуму можно привыкнуть, — делится подробностями Александра Адаменко.

«Еще работая сигналистом, я привыкла к тяжелым условиям труда. Представьте, снег или дождь, ветер или метель, а ты идешь по путям, проверяешь сигналы, составы поездов. А в кабинете локомотива — тепло, к шуму можно привыкнуть».

Интересно, что ее 27-летний сын и 24-летняя дочь не захотели продолжать династию железнодорожников. Парень окончил ДВОКУ, служит в городе Коврове и воспитывает с женой полуторагодовалую дочурку, а девушка работает геодезистом в Благовещенске.

— Так что помощник машиниста — уже бабушка! — смеется жительница Завитинска. — Правда, с внучкой Аделиной мы общаемся пока только по видеосвязи. Но надеюсь, что когда-нибудь прокачу ее в кабине тепловоза. Дети и муж, кстати, поддержали меня в желании поменять профессию. Так что мой совет 45-летним девчонкам: не бойтесь всё начинать сначала!

«Безусловно, работа тяжелая, мужская»

Амурчанки пришли в мужскую профессию в 2024 году. Тогда стартовали краткосрочные подготовительные курсы, где обучение специальности «помощник машиниста» длится 2,5 месяца.

— На сегодняшний день у нас помощниками машиниста трудятся 4 женщины, все они заняты на обслуживании в пунктах подмены локомотивных бригад — на станциях Шимановск и Завитая, — комментирует заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Белогорск по кадрам и социальным вопросам Виктория Акимова. —Нехватка трудовых ресурсов — первопричина того, почему женщинам сегодня разрешили прийти в эту профессию. Безусловно, работа тяжелая, мужская. Неспроста помощники машиниста уходят по льготному стажу в 55 лет на пенсию, потому что там вредные условия труда. И, конечно, женщины, которые идут на обучение с последующим трудоустройством по данной профессии, — сильные и волевые! Сейчас они привлекаются к работе в маневровом и хозяйственном движении. ОАО «РЖД» гарантирует всем своим работникам независимо от половой принадлежности безопасные условия труда, обеспечение спецодеждой и соблюдение норм трудового законодательства.   

Возрастная категория материалов: 18+