Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

Задачи: от популяризации до навигации

— Роман, вы — один из первопроходцев развития внутреннего туризма, поэтому ваше назначение директором Агентства гостеприимства Амурской области вполне закономерно. Чем будет заниматься ваше ведомство?

— Агентство — правопреемник Туристско-информационного центра, мы подведомственны министерству внешних связей и туризма Амурской области с прямым подчинением губернатору. Помимо прежних задач — развития и популяризации туризма в целом, пиара области за пределами региона — поставлены задачи по созданию инфраструктуры туризма и навигации в городах и районах. То есть турист должен заезжать в Амурскую область и понимать, куда он едет. И вообще — куда он приехал. А если уже говорить масштабно, то турист вообще должен захотеть приехать в Амурскую область. Мы должны о нашей области заявлять везде, чтобы у людей возникло непреодолимое желание посетить наш регион.

Еще одна задача — находить активистов от туризма по всем районам и объединять их, помогать им создавать маршруты и находить новые формы работы. И привлекать новых предпринимателей, которые готовы пойти в эту сферу, но не знают, с чего начать. Для этого надо будет плотно работать с муниципальными образованиями.

— Агентство работает чуть больше месяца — какая у вас первоочередная задача?

— Первая — создать национальный промышленный туристический маршрут «Путь к звездам». Мы должны его запустить к концу года. Сегодня космодром Восточный — самый популярный промышленный объект в России, он — драйвер развития туризма Амурской области. Ноябрьский пуск посетило рекордное количество туристов, в июне гостей будет еще больше. И достойно принять их всех — задача с несколькими звездочками.

Маршрут «Путь к звездам» не будет ограничиваться только пусковой программой и экскурсией на космодром Восточный. На пуск люди обычно приезжают на неделю, поэтому наша задача — увязать максимум интересных локаций.

«Турист должен заезжать в Амурскую область и понимать, куда он едет. И вообще — куда он приехал», — говорит Роман Шабанов.

История такая: когда турист едет на запуск ракеты на космодром Восточный, то обычно представляет только конечную точку маршрута. А должно быть так: турист, выйдя из аэропорта Благовещенска, сразу должен понять, что он приехал в космический регион — и начал свой «Путь к звездам». Должна быть понятная система навигации, начиная от стойки «Визит-центра» в аэропорту. Чтобы там рассказали о регионе и о том, что в нем космического.  

Турист должен остановиться в гостиничном номере с космической тематикой, прийти в кафе и заказать «космическую» кашу или «космический» коктейль. Должен проехать на брендированном автобусе, смотря фильмы или слушая аудиоэкскурсии о космосе. Купить космический мерч и сувениры. То есть гостю региона на этом маршруте всё должно напоминать о космосе. Это позволит нашему бизнесу развиваться, а туристам получить впечатления. Надо подключать бизнес, все жители должны зарабатывать на таких идеях.

— Бизнес готов подключаться к этому маршруту?

— Наша задача как раз заключается в том, чтобы найти партнеров, уже есть желающие. Но я сам вижу, что бизнес начинает меняться, появился патриотизм. Например, многие кафе Благовещенска ввели в меню пельмени «Амур», а еще года три назад этот гастрономический бренд региона надо было хорошо поискать. Сейчас все приезжие говорят, что каждый день хотят максимум впечатлений и заведений. И мы должны удовлетворить эти запросы, создать индустрию впечатлений. Вот такая наша задача — очень простая, но очень сложная.

«Главные проблемы — инфраструктура и сервис»

Фото: amurobl.ru

— Амурская область действительно очень гостеприимный регион. Но есть такая фраза: у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. На ваш взгляд, что мешает туристическому имиджу?

— Наши главные проблемы — инфраструктура, я имею в виду гостиницы и дорожный сервис. Не хватает номеров: сейчас, когда нет никаких крупных событий, гостиницы переполнены — и в Благовещенске, и в Белогорске, и в Свободном. И когда знаешь, какие проекты в регионе еще будут реализовываться, какие объекты будут строиться (даже помимо «Золотой мили») и сколько людей будет работать, то понимаешь: надо строить, строить и строить гостиницы.

Агентство гостеприимства Амурской области начало работу в январе 2025 года, оно подведомственно министерству внешних связей и туризма Амурской области с прямым подчинением губернатору.

Не хватает элементарного дорожного сервиса: наша любимая тема — туалеты. Когда ты приезжаешь на Сахалин, едешь на экскурсию на гору Лягушка, там у подножия стоит современный, комфортный туалет. Вот так и должно быть. Мы начнем заниматься этой проблемой с Благовещенска и национального турмаршрута.

Есть программа развития дорожного сервиса, ею сейчас занимается министерство внешних связей и туризма. Предприниматель возле дороги может построить кафе или гостиницу и получить господдержку. Почему по всей стране начали появляться кемпинги, глэмпинги? Потому что эту историю начало субсидировать государство. У нас тоже такие объекты открываются: под Благовещенском, недалеко от космодрома. 

Какая самая недооцененная тема для туризма в нашем регионе?

— Амур! Прожив всю жизнь на Амуре, я только два года назад увидел исток реки — слияние Шилки и Аргуни. Это Забайкальский край, деревня Покровка — самое старое село на Амуре с оцинкованными американским железом крышами. История Амура, маршруты по реке — вот чем однозначно надо заниматься.

От косметологии до стрельбы: путь китайского туриста 

— Наша приграничная область — один из лидеров в стране по количеству туристов из Китая. Что их интересует и какие перспективные направления вы рассматриваете?

— Один из основных блоков нашей работы — путь китайского туриста. Причем не столько, условно говоря, гостя из Хэйхэ, а с юга Китая, и не только в нашу область — желательно, чтобы он захотел уехать от нас во Владивосток или на Байкал. И принести пользу нашей экономике. Соответственно, наша задача, помимо просто создания туристических маршрутов, — выстроить целую систему гостеприимства для граждан Китая. Сейчас у китайских гостей популярен медицинский туризм: офтальмология и индустрия красоты. Косметологи пользуются огромным спросом, это очень перспективное направление. Китайцы очень любят стрелять, сейчас все тиры забиты — мне кажется, скоро будет всплеск бизнеса в этом направлении. И им нравится всё, что связано с военным оружием. Для них это просто «вау-эффект»!

«Проще простого «продать» Байкал — попробуй «продай» Амур!»

— Роман, вы много лет работаете в туристическом бизнесе, через вас прошли уже, наверное, тысячи людей. Какие главные впечатления они увозят из нашей области?

— Запоминаются в первую очередь люди. Они у нас другие. Мы говорим: если за неделю пребывания в Амурской области вас никто не обнял, наверное, что-то с вами не то. (Смеется.) Едешь куда-нибудь, привозишь туристов — все приветливые, встречают, обнимают! Мы шутим, что у нас миссия снобов-москвичей перековывать. Здесь на третий день с них начинает слетать звездная пыль, они начинают друг с другом общаться, перестают хамить персоналу в гостиницах, становятся проще, а перед отъездом с улыбкой говорят: «Мы бы еще вернулись! А что еще у вас можно посмотреть?» Проще простого «продать» Байкал — попробуй «продай» Амур!

«Мы говорим: если за неделю пребывания в Амурской области вас никто не обнял, наверное, что-то с вами не то!»

«Возвращаемость» туристов — одна из ключевых историй, у нас многие после приезда на запуск ракеты признаются: «Мы ждем «Ангару», «Мы ждет канатную дорогу в Китай». Интересна золотодобыча, наши ГЭС, но они пока, к сожалению, закрыты для туристов.  

Многие в шоке от наших промышленных предприятий. Коллеги из других регионов не понимают: «Как вы умудряетесь «продавать» железяки?» Когда туристы после запуска ракеты приезжают на экскурсию в Белогорское депо, и там ребята-машинисты четыре часа так рассказывают о локомотивах, что взрослые мужики не хотят уходить и говорят: «У нас впечатлений больше, чем от космодрома». Это же круто! У нас просто огромный человеческий потенциал и выдумка! Почему агентство гостеприимства? Потому что это слово не только про туризм, оно объединяет нас всех! 

Возрастная категория материалов: 18+