
erid: 2VfnxvjGrWt
«Стратегические цели требуют перестройки работы вуза»
— Вера Витальевна, президент России недавно озвучил, что страна должна работать на стратегическое технологическое лидерство, и ведущая роль в этом процессе отводится университетам. Программа «Приоритет 2030» разработана в помощь вузам. Каким будет участие БГПУ в ней?
— Любые технологии связаны с подготовкой кадров, которые готовы изобретать и внедрять эти технологии (при поддержке либо бизнеса, либо каких-то грантовых проектов). Основа для технологического лидерства закладывается в школе. И здесь в первую очередь речь идет об учителях пяти предметов естественно-научного и физико-математического профиля: химии, физики, математики, биологии и информатики. Желательно интерес к техническим специальностям формировать у детей начиная с 5-го класса. Соответственно, в школу, чтобы появились эти дети, должен прийти другой учитель. И перед нами, как перед педагогическим вузом, стоит архисложная задача — подготовить учителя, который будет обладать творческим мышлением, а также методическими, педагогическими и инженерными компетенциями. Поэтому средства, которые мы получили по программе «Приоритет 2030», как раз и будут направлены на то, чтобы привлечь к сотрудничеству специалистов из вузов, которые готовят инженеров.
— Какие планы у Благовещенского педуниверситета на 2025 год?
— Мы для себя определили три стратегические цели. Первая касается пересборки образовательного процесса: мы уходим в совершенно новые подходы подготовки учителей — с инженерным мышлением. Вторая цель касается научных исследований — перевод фундаментальных исследований в прикладные, которые можно коммерциализировать. Акцент мы сделали на естественно-научное направление, и у нас получилась очень хорошая коллаборация физиков, химиков и биологов, что привлекло индустриального партнера — компанию «Аметис».
Третья цель касается международных отношений. Более 35 лет сотрудничества с Китаем даёт нам право считать себя неким мостом между образованием и бизнесом в обе стороны. Сегодня мы видим, что российское образование, как и сам университет, пользуется популярностью у граждан КНР. Так, в прошлом году на первый курс мы приняли 308 китайских студентов и увеличили долю поступающих в магистратуру иностранцев. В конце 2023 года наш вуз подписал договор о сотрудничестве с педагогическим институтом имени Ким Чхоль Чжу в г. Пхеньяне, и вот уже в 2024 году команда БГПУ провела курсы повышения квалификации в КНДР. Мероприятие объединило 110 человек, среди которых — преподаватели высших учебных заведений, аспиранты и учителя средних школ. Это мероприятие, безусловно, положило начало долгосрочному партнерству. Уже сегодня наши преподаватели РКИ (русский как иностранный) занимаются разработкой новых методических материалов, а также образовательных и культурно-просветительских мероприятий, чтобы продолжить развитие российско-корейского образовательного сотрудничества. В 2025 году планируем открыть в КНДР центр изучения русского языка и выйти на сотрудничество с Монголией и Королевством Камбоджа.
«Нужно, чтобы учитель давал ребенку крылья»
— Будущий учитель — это нынешний выпускник школы. То есть еще вчера требовался некий задел на учителя-инженера?
— Верно. В педагогике не бывает быстрых результатов. То, что мы с вами сегодня имеем в школах, — результат работы 30-летней давности, когда профессия учителя не была во фронтире. Кто-то когда-то сказал, что учить может каждый, а спустя через 30 лет оказалось, что далеко не каждый. Поэтому БГПУ определил для себя несколько целевых групп, с которыми будет внедрять инженерную модель в педагогику: учителя, которые уже работают в школе; наши студенты, которых мы учим и которые будут работать в школе; наши преподаватели; школьники и команды управленцев в школе вместе с региональными органами исполнительной власти. Можно выпустить суперучителя, который, скажем, готов запускать ракеты в космос, но если команда управленцев в школе не готова принять его идеи, то он ничего не сможет сделать.
— Сколько времени потребуется, чтобы подготовить качественно нового учителя?
— Здесь бы я разделила перспективы — на краткосрочные, среднесрочные и дальнесрочные. Подготовить качественно нового учителя с инженерным мышлением — долгая история. Можно попытаться поработать с учителями, которые уже трудятся в школе, но опять же это должны быть достаточно молодые педагоги, которые мыслят по-другому (при всем моем уважении к учителям в возрасте). Кстати, президент озвучивал, что средний возраст учителей химии — 65 лет. Да, опыт, но сегодня нужно иное мышление. Учитель может дать ребенку крылья, а может эти крылья сломать. Важно, чтобы в школу пришел учитель, который будет вокруг себя собирать детей. Любая предметная область начинается с интереса. Если у ребенка есть интерес к химии, то он будет ее учить. Почему сегодня дети не выбирают ни химию, ни физику, ни биологию, ни профильную математику? Они их боятся. А почему боятся? Потому что не знают предметы, не было к ним интереса.
— Вы сами по профессии учитель химии и биологии. Как бы вовлекли школьников в свой предмет?
— Например, чтобы пробудить интерес к химии, я бы показала ребятам наш Амурский газохимический комплекс — какая это махина! А еще поделилась бы с ними, что для работы там необходимо глубокое понимание химии. Что касается биологии, то наш край богат невероятной природой, и я бы старалась показать детям поразительные уголки нашей Амурской области через увлекательные экспедиции по рекам, горам и лесам. Важно зажечь в детях эмоции, ведь именно они пробуждают интерес и любопытство. Учитель сегодня должен быть творцом, вдохновителем и креатором!
«Расчет делаем на ведущие вузы страны»
— Но как заманить в педагогику технически одаренного человека, который будет голосовать рублем и скорее всего выберет более оплачиваемую работу?
— Поэтому я и говорю, что это архисложная задача. Проблема системная, и отдельно взятый педагогический вуз ее решить не сможет. Решать должен симбиоз федеральных и региональных органов исполнительной власти. Да, трудно заманить. Но школьники, по большому счету, идут не в профессию, а на предметную область: я люблю физику и пойду туда, где ее учат. Наша задача — привить любовь и интерес к профессии учителя.
— С какими вузами вы планируете сотрудничать?
— Пока мы обозначили для себя четыре вуза: МФТИ, МАИ, ИТМО и Высшую школу экономики (Москва и Санкт-Петербург). Планирую встретиться с руководством этих университетов, тем более МФТИ сегодня активно заходит на Дальний Восток и, наверное, мы сможем найти какие-то точки соприкосновения. Не думаю, что это будет легко. Также мы подходим к вопросу еще с точки зрения школ региона, у которых есть сильные индустриальные партнеры: это школа в Циолковском, которая работает с Роскосмосом, и инженерная школа в Комсомольске-на-Амуре. В прошлом году мы провели переподготовку управленческих команд школ по программе «Циолковский 2030» и привлекли к этому Высшую школу экономики. В проекте участвовало 28 команд, в том числе из Приморья, Хабаровского края, Забайкалья и ЕАО. Эти две школы могли бы стать — и я думаю, станут — нашими базовыми инновационными площадками.
— Каким будет взаимодействие с ведущими вузами страны?
— От МФТИ надеемся получить разработку образовательной программы по подготовке учителя для будущего инженера (они очень хорошо выстраивают модель подготовки будущего инженера). То же самое касается МАИ и ИТМО — у них есть образовательные кейсы. Но насколько они применимы в плане перестройки образовательного процесса в БГПУ, надо понять. А с Высшей школой экономики мы по большей части работаем по программам дополнительного образования для разных категорий слушателей.
— А для подготовки абитуриентов гуманитарного профиля у БГПУ есть свои специальные психолого-педагогические классы, верно?
— У нашего педуниверситета на сегодняшний день 102 профильных класса по всей области и в Приморском крае. В 2024 году выпускников психолого-педагогических классов к нам пришло 24 % (в 2023-м — всего 1 %) — отмечаем существенный рост. Это дети, которые ориентированы на педагогическую профессию. Кстати, этот подход, который БГПУ выстроил вместе с министерством образования и науки области для психолого-педагогических классов, сейчас тиражируется на классы агрономические с Дальневосточным ГАУ.
«Удерживать ребят в профессии и в регионе — задача муниципалитетов»
— Какой примерно процент школьников сегодня обладает техническим складом ума?
— Достаточный. У нас в области есть классы естественно-научного профиля, но они больше ориентированы на медицину. Также есть физико-математические классы, но в них занимаются дети, которые планируют уехать из региона. Что касается статистики по вузу, то сегодня на учителей этих четырех предметов (физики, химии, биологии и математики) учится только 4–6 процентов ребят. Это очень мало. И мы взяли на себя обязательство: к 2023 году довести показатель до 22 процентов. На четвертых-пятых курсах практически 100 % этих студентов уже работают в школе. Здесь важно, что удерживать ребят в профессии и в регионе — задача муниципалитетов.
— Понятно, что выпускники боятся сдавать экзамены по этим сложным предметам. А какой балл у тех, кто всё-таки сдаёт?
— Я специально делала выборку за 2024 год, и показатель по этим предметам примерно в 1,2–1,5 раза ниже, чем по другим. А качество образования, к сожалению, сегодня оценивается по результатам ЕГЭ. В лицее БГПУ средний балл по физике значительно выше, чем средний по области и средний по России. Но эти дети потом уезжают учиться в Москву или Санкт-Петербург. Наше государство считает, что проблему с этим могут решить университеты на Дальнем Востоке, поэтому и появился отдельный проект «Приоритет 2030. Дальний Восток». Речь идет о кооперации вузов с сектором экономики, а также со школой и властью, чтобы удержать людей в регионе.
«Образование на Дальнем Востоке не хуже, чем в западной части страны»
Вера Щёкина, ректор Благовещенского государственного педагогического университета:
— Участие в программе «Приоритет 2030» требует от нас колоссальных усилий и привлечения дополнительных умов, где-то — радикальной перестройки внутри университета. Но вы знаете, мне никто до сих пор не доказал, что образование на Дальнем Востоке — хуже, чем в европейской части нашей страны. Если бы мы давали плохое образование, то дети не поступали бы после бакалавриата в магистратуру в ведущие вузы страны.
Реклама, ФГБОУ ВО "БГПУ", ИНН 2801027713
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии