Что не так с «Августом» и при чем тут супергерои: рецензия на фильм по знаменитому военному роману

За шумом и взрывами потерялась главная мысль книги
Просмотры: 2833
Комментарии: 0

«Лес шума не любит», — говорил капитан Алехин стажеру контрразведки Блинову в книге Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого» (16+). В фильме «Август» (16+), снятом по ее мотивам режиссерами Никитой Высоцким и Ильей Лебедевым, получилось ровно наоборот — шума было запредельно много.

Офицеры обрели суперспособности

За этим шумом-гамом, взрывами-атаками потерялась главная мысль книги-первоисточника — показать ежедневную и напряженную, незаметную окружающим работу военных контрразведчиков, от четкости и успеха которой зависит исход крупной военной операции. Как известно, в противостоянии разведок побеждает не тот, кто лучше стреляет, а тот, кто лучше думает.

В книге военные контрразведчики Алехин, Таманцев, Блинов были скромными героями, чья рутинная работа порой была незаметна и казалось представителям других родов войск незначительной. В фильме же буквально с первых кадров мы видим супергероев, лишенных всякой скромности и скроенных по канонам боевика.

У капитана Алехина (Сергей Безруков) в подсознание прочно вшиты портреты, фотороботы и ориентировки на всех диверсантов. Стоит закрыть глаза — и они прокручиваются, словно в калейдоскопе. 

Таманцеву (Никита Кологривый) подсказки к раскрытию хитрых диверсантов являются в мистических сновидениях.

Блинов (Павел Табаков) в супергеройской команде оказался случайно, и он изо всех сил стремится доказать свою состоятельность. В том числе и нелогичными поступками. Хотя по книге Блинов — боевой офицер пехоты, до ранения командовавший лучшим взводом. В исполнении Павла Табакова это просто юнец, домашний московский мальчик, случайно зачисленный в команду супергероев, просто потому что в нужный момент оказался рядом. 

Ушли и от момента истины, и от книги

Как и положено супергероям, команда совершает подвиг лихо-весело, с подбадривающими шутками-прибаутками. Если в книге офицеры-контрразведчики серьезно работали, кропотливо прочесывая метр за метром зловещий Шиловический лес, порой «тянули пустышку» — то есть шли по ложному следу, то в фильме они действуют наверняка и сразу в яблочко.

Взял Таманцев бинокль — и тут же увидел на вокзальном перроне диверсантку. Напал Блинов на след офицеров, наведавшихся на хутор, задержал их — и внезапно выявил расхитителей социалистической собственности.

По сюжету книги команде Алехина предстоит в кратчайшие сроки обнаружить разведгруппу противника, передающую радиосигнал. И не просто найти, но взять с поличным, в «моменте  истины».

Сценаристы далеко ушли и от момента истины, и от книги. Группа Алехина тоже ищет диверсантов с радиостанцией, но здесь цель у врагов другая — передать сигнал к наступлению на наш аэродром группировке немцев, которые скапливаются в Шиловичском лесу. Алехину, Таманцеву и Блинову нужно успеть задержать радиста до отправки сигнала, чтобы спасти жизни наших. 

Супергерои, потянувшие за разные ниточки, волшебным образом развязывают тугой узел поставленной задачи — спрятанная в засохшем хлебе шпионки-нищенки шифровка и супесь на саперной лопатке убитого диверсанта Павловского дают отгадку, по какой лесной тропе пойдут вражеские агенты с рацией и где надо устраивать засаду.

Кодовая фраза «Бабушка приехала!», которая должна прозвучать в радиоэфире случае поимки особо опасной группы шпионов, в картине тоже звучит. Но читавшие книгу понимают: бабушка, во-первых, опоздала, а во-вторых, прибыла туда, где ее совсем не ждали. Чем поставила командование в глупое положение, но обеспечила супергероям их минуту славы. 

Герои без приставки «супер»

Роман Владимира Богомолова о контрразведчиках я впервые прочла в школе, в старших классах. Запомнился он тем, что действие происходило в лесах, по которым сновали диверсанты, а наши контрразведчики мало спали и много сидели в засадах. Да еще — множеством неудобочитаемых донесений, служебных записок и шифротелеграмм. К слову, сейчас все эти документы читаются, как захватывающий детектив и источник интересных подробностей.

Например, из них можно узнать о том, что личному составу перед большой спецоперацией выдавали «Колу» — специальные таблетки для бодрости и прилива сил, полученные по лендлизу из США. Или про указание поварам, которые готовили еду для поисковых собак, не злоупотреблять специями, чтобы не отбить чутье.

Роман не только знакомит с героями-контрразведчиками и спецификой их работы, но делает Алехина, Таманцева и Блинова для читателя почти родными, близкими и понятными — не случайно у книги столько поклонников.

Алехин умеет разговаривать с людьми так, что незаметно выуживает нужную для него информацию. Он кажется на первый взгляд мягким и уступчивым, даже простоватым. При этом он в постоянном интеллектуальном напряжении, и именно его собранность, научный склад ума и способность в сложной ситуации прокачивать массу информации решает исход дела. При всем профессионализме Сергея Безрукова его персонаж получился другим — жестким и сентиментальным, но совсем не тем Алехиным, который показан в книге.

Таманцев в этой тройке офицеров самый колоритный. Он непосредственный, отчаянно смелый и способен на нестандартные ходы. Он может поскандалить с начальством и покачать права. Если Алехин в команде — голова, то Таманцев — руки и ноги, которые действуют с филигранной точностью. Если вернуться к фильму, то Никита Кологривый из всей тройки максимально соответствует книжному Таманцеву.

Блинов — стажер, который после ранения попал в контрразведку. Он исполнителен, но пока не все понимает, и многое кажется ему бессмысленным. Этот типаж был создан писателем для контраста — чтобы удивленными глазами Блинова показать работу контрразведчиков.

На первый взгляд, их работа и правда кажется абсурдной. Сутками ходить по лесам, часами осматривать тот или иной участок — а вдруг диверсант каким-то образом «наследил». Особенно странной эта работа кажется тем, кто далек от контрразведки. Но в поимке диверсантов важна каждая, даже самая незначительная улика.

Лес ужасов и арбузный взрыв

Книга читается, как интеллектуальный детектив. В фильме полностью убрали документальные сводки и добавили нуара. Шиловичский лес показан не просто зловещим, но еще и мистическим. Остов сгоревшего самолета, погибший парашютист, запутавшийся в ветках, разрушенные блиндажи с телами погибших и обилием отстрелянных гильз, пирующие на останках огромные вороны… Эффект саспенса обеспечен!

И слишком много вольных допущений в угоду зрелищности и в ущерб здравому смыслу. Особенно удивил грузовик с арбузами. Представьте, 1944 год, Белоруссия. На заминированных или нашпигованных осколками полях даже хлеб с картошкой вырастить сложно. До арбузов ли?

Через освобожденную от врага Белоруссию идет переброска советских войск на запад, в Прибалтику для крупной военной операции. Солдаты и едут, и идут пешком, потому что не хватает техники. Кто в этих условиях будет перевозить арбузы, даже если они вдруг откуда-то взялись? И с какой целью?

Причина одна — взрыв машины с арбузами выглядит очень эффектно. 

Несмотря на захватывающее действие и напряженный психологизм книги «В августе сорок четвертого» с экранизациями ей не очень-то везет. Первая экранизация 1975 года литовского режиссера Витаутаса Жалакявичуса не была закончена по ряду причин, в том числе и из-за недовольства писателя отснятым материалом.

Фильм Михаила Пташука «В августе 44-го» с Евгением Мироновым, Владиславом Галкиным и Владимиром Колокольниковым, появившийся в 2001 году, Богомолову не понравился настолько, что он был вынужден убрать свое имя из титров. По его мнению, картина «оказалась примитивным боевичком с изображением частного случая, что ничуть не соответствует содержанию романа».

Интересно, что Богомолов сказал бы про «Август»?

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью