Фото: пресс-служба МСУТ СК РоссииФото: пресс-служба МСУТ СК России

53 страницы авиапроисшествия

Причины авиакатастрофы под Тындой, унесшей жизни 48 человек, авиаэксперты и те, кто к ним себя относит, начали озвучивать еще в день трагедии: погодные условия, отказ техники, ошибка пилотов. Однако было понятно: чтобы выяснить реальную причину трагедии, нужно было дождаться выводов профессионального расследования. 

Спустя два месяца, в сентябре 2025 года, Межгосударственный авиационный комитет опубликовал предварительный отчет комиссии по расследованию авиационного происшествия. Документ находится в свободном доступе на сайте МАК и занимает 53 страницы. Как указывает комитет, отчет подготовлен с единственной целью — предотвратить авиационные происшествия. Проведенное расследование не предполагает установления доли чьей-либо вины или ответственности, так как криминальные аспекты ЧП изложены в рамках уголовного дела.

Вид авиационного происшествия: катастрофа, тип воздушного судна: самолет Ан-24РВ, собственник и эксплуатант: АО «Авиакомпания «Ангара» — указано  на первой странице документа. Далее: место происшествия — Россия, Амурская область, Тындинский район, 15 км от КТА аэродрома Тында. Дата и время — 24.07.2025, 12:57 местного времени.

Ан-24 выпущен Киевским авиационным производственным объединением в 1976 году, а двигатели — в апреле 1971 года, Запорожским моторостроительным производственным объединением. Однако, благодаря ремонтам невыработанный ресурс у воздушного судна еще оставался. Фото: отчет МАК. 

Независимые эксперты приводят подробные данные о характеристиках и истории полета воздушного судна, информацию о личном составе, метеорологической ситуации в день трагедии, средствах посадки и навигации, составлены схемы маршрута и захода на посадку. Отчет содержит фотографии Ан-24, последний снимок самолета над аэродромом Тынды и кадры горящих обломков.

На борту были установлены речевой регистратор и два самописца параметрической информации. На одном пожар уничтожил магнитную ленту, остальные комиссия использовала при изучении обстоятельств и установлении причин трагедии. Поэтому на нескольких страницах отчета — посекундная расшифровка записей переговоров экипажа с диспетчерами во время полета. В ней — страшная хроника приближающейся трагедии.

В самолете находились 42 пассажира и 6 членов экипажа. Все они погибли.

Штатный полет и подготовка к снижению

Ан-24 взлетел с аэродрома Благовещенска в 11 часов 21 минуту. Полет проходил штатно, воздушным судном управлял второй пилот, в кабине была нормальная рабочая обстановка.

Скорость самолета составляла около 450 км/ч с включенным автопилотом. В 12:16:42 второй пилот вышел на связь с диспетчером аэропорта Тынды: «Добрый день от экипажа, рейс 23-11, посадку рассчитал в 50-ю минуту, количество пассажиров на борту 42. Багаж 410, груз, почта по нулям. После посадки требуется заправка. Прошу погоду за нули». Диспетчер передал экипажу погоду: ветер 60 градусов, видимость — 7 тысяч, слабый ливневой дождь.

Члены экипажа во время полета обсуждали с бортмехаником выставленное давление на высотомерах. Именно в этот момент диспетчер в Хабаровске, передавая рейс коллегам из Тынды и пожелав экипажу мягкой посадки, отметил, что «по локатору не наблюдает» Ан-24. В эту же секунду второй пилот отключил автопилот и начал снижение, анализирует записи «Коммерсантъ».

Пропажа самолета и минуты надежды

В 12:43 бортмеханик доложил, что «показания высотомеров одинаковые», но уже через три минуты, как говорится в предварительном отчете МАК, «звуковым регистратором зафиксирован звуковой сигнал радиовысотомера». В 12:54 диспетчер предупредил экипаж: «Узковато идете», на что командир воздушного судна ответил: «Понял».

За минуты до трагедии самолет зафиксировали камеры видеонаблюдения аэропорта Тынды. Фото: отчет МАК. 

Тогда же, в разрывах между облаками над аэродромом Тынды, камеры видеонаблюдения в последний раз засняли самолет, идущий на новый разворот перед посадкой.

Через две минуты, в 12:56, метка Ан-24 пропала с экрана диспетчера. По данным МАК, в это время в кабине повторно сработал сигнал радиовысотомера, а также речевое предупреждение от системы раннего предупреждения приближения к земле.

«Проверь высоту. Низко земля. Низко земл…» — последнее, что зафиксировал бортовой самописец в 12:56:44.

Диспетчер неоднократно вызывал экипаж по радио, однако ответа не было. 13:06:50 он объявил на аэродроме сигнал тревоги. Спустя полтора часа фрагменты сгоревшего воздушного судна обнаружил экипаж поискового вертолета якутского аэропорта Чульман.

Ударился правым крылом о дерево

По данным МАК, самолет упал в трех с половиной километрах от столицы БАМа, почти в 15 километрах от аэропорта, в холмистой местности, «покрытой хвойными и лиственными деревьями» высотой до 20 метров.

Расположение рухнувшего воздушного судна и его фрагментов. Отчет МАК. 

«Максимальная высота рельефа местности над средним уровнем моря в радиусе пяти километров от места авиапроисшествия приблизительно 850 метров», — уточняется в документе. По предварительным выводам, сначала Ан-24 ударился правым крылом о 15-метровое дерево на вершине сопки, после чего с правым креном пролетел еще порядка 570 метров, продолжая сносить верхушки деревьев, и врезался в землю.

Росавиация направила рекомендации авиакомпаниям

Пока шло расследование, федеральные СМИ активно приводили версии авиаэкспертов. Одна из них — пилоты перепутали расчет высоты: во время посадки экипаж ориентировался на давление по системе QNH, приведенное к уровню моря, а карты захода предполагали использование системы QFE, при которой давление измеряется от уровня аэродрома.

Место авиакатастрофы самолета Ан-24. Фото: отчет МАК. 

Из-за этого самолет летел на 600 метров ниже необходимого уровня, поэтому при развороте задел кроны деревьев на сопке и рухнул в тайгу.

Вчера, 7 октября, глава Росавиации Дмитрий Ярдов на заседании комитета по экономической политике Совете Федерации озвучил версию, которая подтверждает предварительные выводы независимых авиаэкспертов.

— Для профилактики авиационных происшествий, связанных с ошибками экипажа при установке давления на барометрических высотомерах и полета ниже требуемой траектории (одну из основных причин авиакатастрофы Ан-24 мы как раз в настоящее время рассматриваем) Росавиация в августе 2025 года направила организациям гражданской авиации оперативные рекомендации по безопасности полетов в целях предотвращения подобных катастроф в будущем, — цитирует «Интерфакс» руководителя ведомства.

По словам Дмитрия Ярдова, чтобы избежать ошибок экипажа при установке давления на барометрических высотомерах и полета ниже требуемой траектории при наборе высоты и снижении, ведомство в августе 2025 года направило авиакомпаниям оперативные рекомендации по безопасности полетов.

«Им поручено провести ревизию руководящих документов, заменив общие формулировки на четкие и понятные указания для летного состава. Эксплуатантам самолетов Ан-24 и Ан-26 необходимо организовать специальные занятия с экипажами по изучению требований к заходу на пассаж», — подчеркнул Дмитрий Ядров.

Документ Росавиации почти дословно совпадает с рекомендациями МАК в заключении отчета об авиакатастрофе Ан-24. Авиакомпаниям предлагается провести с летным составом воздушных судов дополнительные занятия порядку выполнения полетов с использованием давления аэродрома QNH и QFE, процедуре установки давления на барометрических высотомерах и его контроля, порядку контроля (отсчета) высоты при выполнении захода на посадку, действиям экипажа при срабатывании предупреждений Системы раннего предупреждения приближения к земле.

По сообщению Межгосударственного авиационного комитета, комиссия продолжает сбор и анализ информации о подготовке экипажа, оценке его действий в аварийном полете, а также работоспособности систем и агрегатов воздушного судна. По окончании работ будет подготовлен окончательный отчет о причинах авиакатастрофы под Тындой.

Возрастная категория материалов: 18+