Фото: архив АПФото: архив АП

Коллектив тот же — объемы рекордные 

— Евгений Валентинович, в этом году АО «ДРСК», в которое входят Амурские электросети, отмечает 20 лет. Но мы знаем, что энергетика — одна из старейших отраслей экономики региона: все помнят знаменитое «Амурэнерго». Расскажите, как была образована компания?

— В 2005 году в процессе реформирования российской электроэнергетики и разделения энергокомпаний по видам деятельности и их последующей региональной интеграции было создано ДРСК: «Амурэнерго», «Дальэнерго», «Хабаровскэнерго» были реорганизованы и разделены на генерацию, сбыт и электрические сети. Но операционная деятельность ДРСК как сетевой компании началась с 1 января 2007 года —  для работы в новых условиях были необходимы организационные, подготовительные мероприятия. Амурский филиал в ДРСК образовался 1 июля 2007 года. На тот момент у нас штат был 2122 человека. А сейчас, как думаете, сколько? 2100. При этом объем обслуживаемого нами оборудования увеличился на 45 процентов, а объем выработки электроэнергии, так называемый полезный отпуск потребителю, вырос на 65 процентов.

— Как удалось добиться таких, не побоюсь этого слова, рекордных показателей? 

— За счет строительства новых энергообъектов, реконструкции действующих. Основное строительство энергообъектов направлено на подключение к электрическим сетям новых потребителей. Ежегодно в регионе мы подключаем порядка 4 тысяч новых потребителей и строим для этого новые электросети.

Фото: АО «ДРСК»

За последние пять лет нашей компанией в Амурской области построено больше 1200 километров ЛЭП и введено более 500 мегавольт-ампер трансформаторной мощности. А также немалую часть в росте оборудования составила покупка сетей у других собственников. Особенно вопрос активизировался во время работы губернатором Амурской области Олега Николаевича Кожемяко. Он уделял этому большое внимание: мы начали активно принимать на свой баланс муниципальные сети. 

— В каком состоянии они находились? 

— В самом разном. В большинстве муниципалитетов эксплуатация была организована так: квалифицированных кадров нет, материалов нет, в бюджете денег нет. Поэтому дефекты на сетях устранялись неделями. Самая тяжелая ситуация сложилась на севере — Магдагачинский, Сковородинский и Селемджинский районы. Для примера: в Магдагачах при коротком замыкании в одном месте отключался весь поселок вместе с главной котельной. Всё было упрощено: несколько трансформаторных подстанций, которые должны были работать изолированно, из-за постоянных повреждений соединили в одну. И только что-то «коротнуло» — все Магдагачи без света.

«У нас как у социально ориентированной организации в приоритетах — развитие и надежность».

Мы начали собирать сети практически с самого начала образования филиала: в 2009 году это были Завитинск, Тамбовка, Константиновка, Ровное, Марково, Волково, Новинка, в 2010-м — Свободный, Зея, Магдагачинский и Сковородинский районы, Екатеринославка. Сети брали, хотя персонала практически не было, но мы обеспечивали надежную эксплуатацию. За счет нашей инвестиционной программы вкладывали средства в реконструкцию. Нужно было входить в зиму. У нас как у социально ориентированной организации в приоритетах — развитие и надежность.

Инвестпрограмма на миллиарды 

— Вы назвали цифры по объему оборудования и выработке электроэнергии. А как за эти годы изменились показатели инвестиционной программы Амурских электрических сетей?

Фото: АО «ДРСК»

— В самом начале, в 2007–2008 годах, объем нашей инвестиционной программы составлял около 300 миллионов рублей, а сейчас — около трех миллиардов. Почти половина — это затраты на технологическое присоединение. Основной рост главным образом идет за счет населения: подключаем частные дома, гаражи, садовые домики. С начала 2025 года уже выполнили мероприятия по 3000 заявок, до конца года ожидается подключение еще порядка 500 заявителей. А в доковидное время доходило до 6000 заявок в год. У нас появляются целые деревни: например, поселок Вадимово в районе Благовещенского аэропорта. Мы там с нуля построили весь комплекс сетей. Возьмите Чигири: если у нас статистика говорит, что рост энергопотребления на Дальнем Востоке составляет 3–4% в год, то в Чигирях — от 10 до 14 %, в зависимости от года.

— То есть вы на основе заявок на техприсоединение уже прогнозируете, куда направить инвестиции на строительство подстанций, сетей?

— Не совсем так. Мы можем прогнозировать всё что угодно, но наша инвестиционная программа утверждается в Минэнерго России. И там строго следят: если есть заявка на техприсоединение, то мы построим новые подстанции, линии электропередачи. Если новые объекты только в перспективе — мы проводим реконструкцию оборудования, чтобы увеличить надежность.

От ТОР до нового моста

— В последние годы Амурская область стала площадкой крупнейших инвестиционных проектов. Какие серьезные объекты вам предстоит подключить в ближайшие годы?

— У нас вообще-то всё серьезно и без шуток. (Улыбается.) Развитие энергетики как в теории, так и на практике должно идти синхронно и даже немного впереди развития экономики, чтобы обеспечить ее новые потребности. Одна из главных задач по строительству — в 2027 году планируем включить подстанцию «Приамурская» на площадке международной ТОР в селе Ровное. Кстати, все объекты в предмостовой зоне подключали мы: и транспортно-логистический терминал, и пункт пропуска.

В Свободном, городе президентского внимания, вкладываем очень серьезные деньги в развитие распределительных сетей. Строим подстанцию классом напряжения 110 кВ — таких в Свободном еще не было. Подстанция уже дает импульс для развития города, благодаря ей мы подключаем социальные объекты: спортивные комплексы, детсады, школы. Два объекта строятся в рамках нового микрорайона — Центр досуга и культуры и спортивный комплекс с бассейном олимпийского стандарта. И жилые микрорайоны тоже мы подключили: построили трансформаторные подстанции и ЛЭП 10 кВ. В принципе, для их подключения мы все мероприятия выполнили.

«В Свободном идет активное строительство модульных автоматизированных газовых котельных, их тоже подключаем мы».

Подключали объекты газопровода «Сила Сибири»: ДРСК построила шесть подстанций для питания компрессорных станций, три из них — в Амурской области. Самая крупная — в Свободном, «КС 7А»: если помните, команду для ее запуска давали Владимир Владимирович Путин и Си Цзиньпин.

Что касается добычи полезных ископаемых, в Селемджинском районе активно развивается Огоджинское угольное месторождение, электроснабжением этого объекта занимается наша компания.

Фото: amurobl.ru

В Благовещенске мы подключили канатную дорогу через реку Амур. Вообще всё основное, что строится в Амурской области, — всё присоединяем к электричеству мы.

«Мы очень внимательно относимся к нашим специалистам»

— Сейчас практически во всех отраслях большой дефицит кадров. Как справляетесь с этой проблемой? 

— Да, от нас ушли специалисты на большие стройки. Понятно, что один из основных факторов для работников — уровень заработной платы. Угнаться за зарплатами, которые предлагают на строительстве заводов, мы просто не в силах. Плюс другие энергокомпании наши кадры берут с большим удовольствием: снабженцев, инженеров, экономистов. Всё это — благодаря традициям энергетики Амурской области, которые мы сохранили.

«Все люди в энергетике в основном — грамотные специалисты, получившие соответствующее образование. В нашей профессии, не зная всех деталей, работать невозможно: ни руководителем, ни инженером».

В компании действуют социальные программы, есть программа по привлечению и удержанию персонала. В Амурском филиале мы очень внимательно относимся к нашим специалистам. У нас работает свой учебно-курсовой комбинат для обучения и подготовки персонала, есть обучение с отрывом от производства, учебно-тренировочный полигон в Гомелевке, где проводится и обучение, и соревнования дальневосточного уровня.

«Тяжелее всего даётся стройка»

— Евгений Валентинович, вы руководите компаний с самого основания — в какой период было тяжелее всего, какая задача оказалась самой сложной?

— По идее, руководитель должен сказать: вот такой-то объект так сложно давался, но мы всё преодолели... Я так не скажу. Моя позиция по жизни: работа есть работа. Легко нам не было никогда. Тяжелее всего даётся стройка и технологическое присоединение.

— Какие перспективы и какой горизонт планирования сегодня у Амурских электрических сетей?

— Мастер должен думать как минимум на месяц вперед, директор — как минимум на год. У нас горизонт планирования — пять лет. Держим руку на пульсе, оцениваем, какие проекты будут реализовываться в регионе. Губернатор выделил  приоритеты, в числе которых  логистика и сельское хозяйство — все эти объекты мы подключаем. Сегодня дефицит электроэнергии по всей стране, Дальний Восток и наша область — не исключение. В ближайшие годы будут строиться новые объекты генерации: Свободненская ТЭС, Нижне-Зейская ГЭС. Чтобы строители работали, нам придется строить электросети к будущим объектам. Справимся ли? У нас нет такого, чтобы мы не справились: весь вопрос — в объемах и сроках.