Фото: «Амурская правда»«Сократить до семи литров»
Амурская область сегодня находится на 17 месте по розничной продаже алкогольной продукции на человека среди всех регионов России. С одной стороны, показатель достаточно высокий. С другой, он говорит о том, что рынок спиртного у нас легализованный, так как эти цифры совпадают с потреблением алкоголя на душу населения в Приамурье — 9,3 литра этанола в год.
— Впервые за пять лет мы достигли нулевого показателя теневого рынка алкоголя, — поделилась результатом работы властей и ведомств региона Татьяна Величко. — В 2020 году этот показатель был 34 процента.
Как этого удалось достичь? По словам спикера, первое — это «межведомственное взаимодействие и комплексный подход к работе каждого органа власти». Второе — законодательства всеми контролирующими органами.
18
процентов — не только выше потребление алкоголя в Амурской области, чем в среднем по России. В Приамурье на душу населения приходится 9,3 этанола в год, тогда как по стране этот показатель в среднем равен 7,7 литра
— Все это позволило сформировать правильное потребительское поведение наших граждан: покупать алкоголь в легальных точках продаж и, конечно же, в установленное время, — подчеркнула замминистра. — Но до 2030 года перед нами стоит большая задача — снизить потребление спиртного до 7,78 литра этанола на душу населения. Эта задача требует дополнительных ограничений.
«Противоалкогольные» ограничения в Приамурья вводят не первый раз. Так, с 2023 года продавать спиртное в многоквартирных домах имеют право только те «наливайки», площадь которых от 60 квадратных метров. При этом федеральное законодательство несколько лет назад закрепило минимальную площадь зала для общепита, находящегося в многоквартирных домах и предлагающего алкоголь, в размере 20 «квадратов». Регион сначала поднял ее до сорока, затем до 60 «квадратов».
Два года назад ограничения стали действовать и для алкомаркетов: продавать спиртное в многоквартирных домах с 2023 года можно только в магазинах площадью от 130 квадратных метров. Но здесь речь шла не обо всей области, как в случае с «псевдобарами», а о Благовещенске.
Меньше пьяных преступников, но еще много алкоголиков
— Если говорить об эффективности уже действующих ограничений, обращу внимание на показатель, который заслуживает гордости в нашей работе: количество преступлений в состоянии алкогольного опьянения снизилось за последние пять лет в Приамурье на 40 процентов, — отметила Татьяна Величко. — Вообще большинство показателей, которые мы отслеживаем, постепенно снижаются. Но два — делают это слишком медленно. Это число умерших от причин, связанных с алкоголь-ассоциированными заболеваниями, и общая заболеваемость алкоголизмом.
По словам замминистра, существует прямая зависимость между плотностью размещения алкомагазинов и уровнем потребления спиртного.
Если нововведения примут, они начнут действовать с октября 2026-го.
— Мы считаем своевременным сделать еще один шаг и сформировать среду, способствующую сокращению потребления алкоголя. Конкретно — сокращении алкомаркетов в жилых домах, — подчеркнула спикер. — Почему именно многоквартирных МКД? Во-первых, такое соседство снижает качество жизни амурчан. О проблемах тех, кто живет в доме с «пивнушкой», знают многие.
Вторая и основная проблема, по мнению властей — избыточное предложение. Ограничения нужны не для того, чтобы помешать купить алкоголь тому, кто хочет выпить спиртное. Но из-за того, что алкомаркеты сегодня практически на каждом углу, тот, кто не планировал выпить, решает зайти в один из таких магазинов. По сути алкомаркеты своим существованием являются рекламой спиртного. А чем больше рекламы — тем чаще люди решают выпить.

— Мы предлагаем запретить продавать алкоголь в многоквартирных жилых домах в магазинах площадью менее 200 квадратных метров в Благовещенске, менее 130 квадратных метров в Свободном. А в Шимановске, Зее Новобурейский полностью запретить продажу алкоголя в торговых объектах, размещенных в МКД, — отметила замминистра. — Также Зея также инициировала внесение изменений в закон, а именно запрет продажи алкоголя в объектах культурного наследия и в торговых объектах с площадью менее 200 «квадратов», независимо от места размещения.
Что станет с работниками бывших алкомаркетов
На сколько из-за таких нововведений сократится количество торговых точек? Сколько человек потеряет рабочие места? Эти вопросы интересовали депутата заксобрания Кирилл Зимина. «Ведь в каждом таком магазине — от трех до шести сотрудников», — отметил он. Также парламентарий спросил, вернут ли госпошлину лицензиатам, которые не смогут продолжить работу после вступления изменений в силу с 1 октября 2026 года.
По словам Татьяны Величко, в Благовещенске после изменений не смогут работать 121 магазин, в Зее — 44.
— Конечно, мы проводили анализ. В целом по области, если магазин будет закрыт, а мы говорим о том, что некоторые магазины торгуют не только алкоголем и могут просто исключить его из ассортимента и работать дальше, так вот максимальная цифра — 678 человек, — ответила замминистра. — Также мы проанализировали рынок труда. В настоящее время уровень безработицы составляет в регионе 0,4 процента. Больше трех тысяч вакансий есть только в тех муниципальных образованиях, о которых мы сегодня говорим, по области — более четырех тысяч. Соответственно, говорить о том, что эти люди не найдут работу, не стоит. И никаких выпадающих доходов, опережаю ваши вопросы, не будет.
88
процентов депутатов проголосовали за ужесточение розничной продажи алкоголя
На вопрос о лицензиатах у Татьяны Величко тоже был готов ответ. Лицензиаты — это магазины, которые имеет лицензию на продажу алкоголя. Без лицензии продавать можно только пиво, сидр и медовуху — некрепкий алкоголь. А вот алкомаркеты являются юридическими лицами и продают спиртное только по лицензии.
— Сегодня у нас действует ограничение для магазинов в 130 квадратных метров, — напомнила Татьяна Величко. — Магазины меньшей площади, которые получили лицензию до нововведений 2023 года, продолжают работать до конца ее действия (она выдается на 5 лет. — Прим. авт.). Но сегодня недопустимо ждать еще 3 года и наблюдать, какими низкими темпами снижаются ключевые показатели в области здравоохранения. Всего лишь три лицензиата с 5 магазинами не смогут доработать из-за изменений в законодательстве. У других лицензиатов есть другие лицензии, соответственно, лицензия продолжит действовать.

Возврат госпошлины, по словам замминистра, не предусмотрен. «Но мы рассматриваем варианты в случае перепрофилирования таких объектов», — отметила она. Например, если владелец алкомагазина решит превратить свой магазин в кофейню или булочную, область готова поддержать их кредитом по льготной ставке — от восьми процентов.
Ограничить по всей области или сократить время продажи алкоголя?
Вопрос ограничений продажи алкоголя очень сложный, и всегда находит как сторонников, так и критиков. Противники регулирования считают, что запреты лишь играют на руку теневому рынку спиртного. Сторонники же, как правило, сетуют, что ограничения должны быть еще жесче.
— Нововведения коснутся нескольких муниципалитетов. А как же остальные? Например, в Магдагачах часто встречаются алкомаркеты, в Сковородине, в Тынде, я долго могу перечислять, — взял слово депутат Роман Кобызов. — Там что, муниципалы к вам не обращаются? Или вы считаете, что там этой проблемы нет?
Татьяна Величко рассказала, что представители министерства регулярно встречаются с главами муниципалитетов и профильными специалистами, предлагают главам высказать свои предложения.
Татьяна Величко: «Наша задача — снизить навязчивое предложение. Оно порождает спрос алкогольной продукции».
— Один закон не может охватить все особенности застройки каждой территории, — подчеркнула замминистра. — Это было бы неправильно, ведь важно обеспечить доступ к легальным точкам продаж. Когда главы к нам обращаются, рассказывают о ситуации на своих территориях, мы выезжаем на место, оцениваем, насколько предлагаемые решения будут уместны. В результате инициативы мы поддержали.
Время для всех
Депутат Ольга Лазаренко попросила объяснить, зачем закрывать часть алкомаркетов, когда можно просто ограничить время продажи для всех.
— Мне непонятно, почему вы пошли по статье именно сокращение «квадратов». Если мы сократим время, то все предприятия, которые занимаются розничной продажей алкоголя, будут в одинаковых условиях, — озвучила она свою точку зрения. — А здесь мы своими действиями направляем покупателей приобретать спиртное в крупных магазинах, а не в мелких. Моя позиция — кто хочет, он купит в отведенное время, и будет сам решать, в каком именно магазине.
Татьяна Величко отметила, что эта позиция понятна, однако напомнила о прямой зависимости между частотой размещения торговых объектов и потреблением.
— Наша задача — снизить навязчивое предложение. Время продаж показало себя правильным, пока мы его не трогаем, — подчеркнула она. — При этом мы видим, какие неудобства приносят магазины, которые располагаются в многоквартирных домах, местным жителям. Сегодня у нас предложение порождает спрос алкогольной продукции, а вот время, на наш взгляд, сбалансировано.
Быть жестким, но думать о бизнесе
Депутат Анатолий Фесенко заявил, что, по его мнению, к продаже алкоголя нужно подходить еще жестче. И в качестве того, что алкомаркеты стали частью жизни россиян, процитировал анекдот про одну из сетей, куда люди советуют друг другу обращаться вместо кабинета психолога.
Роман Кобызов коллегу поддержал: рассказал, как, по версии народа, расшифровывается «КБ» — «коллективное бессознательное». Но затем напомнил, что необходимо учитывать и интересы бизнеса, а также постараться сделать так, чтобы предприниматели были в регионе на равных условиях.
— У нас есть муниципалитеты, где алкомаркеты в шаговой доступности. Я сам живу в Чигирях. И получается, для Благовещенска мы вводим запреты, в Чигирях их нет. А разделяет их один перекресток! — поделился наблюдениями он. — Получается, некоторые муниципалитеты почему-то не бьют в колокол, но мы знаем, что там эти проблемы тоже есть. И с такими администрациями тоже нужно работать.

После обсуждения Татьяна Величко подчеркнула, что главное — обеспечить сохранение легальных продаж и при этом оптимальную доступность.
«Мы делаем важные шаги. 121 один магазин для Благовещенска — это немало. У нас будет время оценить, как все работать, и что важно — обеспечить соблюдение этой нормы. И мы уверены, что наша политика грамотная», — резюмировала замминистр перед тем, как депутаты приступили к голосованию. В итоге из 25 депутатов 22 проголосовали за, двое — против, еще один не проголосовал. Законопроект приняли в первом чтении.
Тех, кто решит перепрофилировать свой бизнес, область готова поддержать финансово
Если владелец алкомагазина решит превратить свой магазин в кофейню или булочную, область предложит ему кредит по льготной ставке — от восьми процентов.
Какие нововведения ждут регион:
Свободный — магазины площадью меньше 130 квадратов в многоквартирных домах не смогут продавать алкоголь (это коснется и пристроенный, встроенных в МКД помещений).
Шимановск и Новобурейский — полный запрет на продажу алкоголя магазинах, которые находятся в многоквартирных домах и общежитиях, в том числе — в пристроенных и встроенных помещениях.
Благовещенск — увеличивается минимальная торговая площадь магазинов с алкоголем с 130 до 200 квадратных метров. Речь идет об объектах в многоквартирных домах и общежитиях.
Сколько пьют амурчане
9,3 литра этанола в год на душу населения — такой показатель у Приамурья. «Амурская правда» перевела сухие цифры в конкретный алкоголь.
Итак, 9,3 литра этанола это:
- 213 литров пива
- 62 литра вина
- 23 литра водки
- 23 литра коньяка
- 77 литров шампанского







Педагоги и врачи Приамурья стали чаще брать льготную ипотеку
Добавить комментарий
Комментарии