• Фото из личного архива
  • Фото из личного архива
  • Фото из личного архива

«Ваш автобус горит!»

— Василий, уже известна причина пожара?

— В то время начались настоящие морозы. А я вообще стараюсь в такие холода уже не работать именно в автобусе, а переходить в помещения. Но школьникам интересен автобус, заявки поступают именно на него. Во-первых, для детей это необычно; во-вторых, я не могу привезти с собой большой фонд для размещения, например, в школьном актовом зале. А в автобусе находится порядка 500 оригинальных экспонатов.

150

тысяч человек всех возрастов посетили за четыре года «Автобус Победы». В нем хранится около 500 экспонатов

И вот дети ушли после экскурсии, а я в автобусе остался. Холодно, замерзли ноги, я включил отопление — к школьной розетке в подвале был проброшен мой кабель. Включаю — мигнул свет. Я — в подвал — нет, всё в порядке, розетка холодная. Выхожу наверх, а ко мне уже бегут: «Ваш автобус горит!» Ну горел, к счастью, не автобус, а сам кабель — толстый, прорезиненный, потому что я — человек, который перестраховывается буквально во всём. Но похоже, что во время постоянных перемещений музея кабель где-то перетёрся или переломился. Я ежедневно разматываю и сматываю его, но внешних повреждений не замечал. Вероятно, поломка произошла внутри, под толстой изоляцией.

Фото из личного архива

В момент возгорания я оттащил кабель от автобуса и начал тушить его снегом. Огромную помощь оказали сотрудники школы, которые оперативно подоспели с огнетушителем, поддержали морально и всячески помогали, за что я их искренне благодарю.

Фото из личного архива

— Экспонаты целы?

— К счастью, в салон автобуса пламя не перекинулось. Но задымление было — от кабелей такая чернота пошла, и её стало в салон тянуть — я почему и испугался, что внутри загорелось. В итоге ни одна реликвия не пострадала. Единственное, весь салон был покрыт порошком от огнетушителя: мы решили перестраховаться и пролить изнутри места возможных возгораний.

— Сам автобус на ходу?

— Конечно! Но после пожара я принял решение не заводить его и вывезти экспонаты в хранилище нашего клуба. А потом и саму машину эвакуировать — там требуется серьезная очистка, обслуживание, ремонт и замена внешней наклейки, пострадавшей от огня.

Старенький — четверть века

— То есть график музея на колесах серьезно изменится?

— Ну случившееся я воспринял как знак свыше, болезненно воспринял, потому что это мое детище. Более того, это, можно сказать, уже легенда Благовещенска и Амурской области. И многие, присылая мне слова поддержки, спрашивали: «Неужели легенда умерла?» И в той же 16-й школе переживали: и что со второй смены ребята не попали на экскурсию, и целы ли экспонаты. И, знаете, это согревало, поддерживало: что всё-таки детям это нужно. Так что нет, легенда в принципе не умирает! Но наш верный друг, служивший передвижным музеем почти четыре года, больше не сможет отправиться в путь. Всё-таки возраст почтенный — 25 лет.

Фото из личного архива

— Машина к вам, по-моему, уже списанной попала?

— Он готовился к списанию. Поэтому после недавнего возгорания были и едкие вопросы: «Если автобус — такое старьё, то когда он последний раз техосмотр проходил?» Да каждый божий день проходил! И я сам ежедневно проводил его обслуживание и тщательную проверку на наличие неисправностей, прекрасно понимая свою ответственность перед учебными заведениями.  Я осознавал, что автобус старенький, зная, сколько ему уже довелось пройти. Он ведь когда два года назад в свое путешествие по России поехал, некоторые даже ставки делали: выйдет ли автобус хотя бы за пределы области? Потом: а доберется ли он хотя бы до Урала? В итоге мы, как и планировали, добрались до Волгограда, а потом дальше проехали и вернулись. Но уже на обратной дороге я понял, что после возвращения точно поставлю машину, так сказать, на прикол.

Но не успел — почти сразу пошли заявки по ДФО на экскурсии. Ну а как своему региону отказать?! Плюс содержать машину всё-таки нужно, и это очень дорого. И я не зря называю автобус народным достоянием, поскольку и существует он, по большому счету, на пожертвования.

Должен не просто жить, а двигаться

Фото из личного архива

— Что будет дальше?

— Мы верим, что этот автобус заслуживает новой жизни (хотя были и такие люди, которые облегченно вздыхали: «Наконец-то сгорел!»). Машина станет стационарным музеем, посвященным своей уникальной истории, и местом хранения ценных подарков, собранных во время наших поездок по стране. Его посетили около 150 тысяч человек всех возрастов, и мы хотим, чтобы эта история продолжалась! Тем более наш автобус уже давно стал каким-то магнитом, который притягивает к себе и новые экспонаты, и воспоминания людей о своих героических родственниках.

«Знаете, как приятно, когда дети после экскурсии говорят: «Дядя Вася, спасибо большое!» — и обниматься идут».

В то же время, я понимаю, что «Автобус Победы» должен не просто жить, а двигаться, продолжать свою миссию передвижного музея. Тем более что практика поездок по школам сёл и городов показывает — детям нужно повторение, им нужно снова рассказывать об этом, потому что сейчас вокруг них и компьютерные игры, и соцсети, и какие-то сомнительные фильмы, и некоторые СМИ — в итоге автомат ППШ они называют «Томпсоном», винтовку Мосина — маузером. Вместе с тем мои детки — те, кто через наш автобус прошел, уже потихоньку разбираются в вопросе.

— А что если попытаться выиграть грант на новый автобус?

— Новый совсем бешеных денег стоит: 16—18 миллионов рублей. Хотелось бы, конечно, и отечественный взять — патриотично, да и заводу-изготовителю рекламу сделать. Мы решили приобрести более свежую машину — уже 2012 года, а не 2000-го. И уже весной «Автобус Победы» в новом формате должен вновь радовать посетителей. Это важно для сохранения преемственности поколений, связи с нашими героическими предками и воспитания молодого поколения. Знаете, как приятно, когда дети после экскурсии говорят: «Дядя Вася, спасибо большое!» — и обниматься идут. Прижмутся — и такой энергией напитываешься, и снова хочется им рассказывать всякие истории.

«Автобус Победы» — проект Василия Семенова, президента военно-патриотического клуба «МотоПатриот» в Благовещенске. Идея создания музея появилась у Семенова еще в детстве, чтобы почтить память своего дедушки, Героя Советского Союза Василия Павлова. Реализовать свой план Семенов смог в 2019 году, а в 2021-м его музей стал передвижным именно на базе автобуса.

Все, кому дорог «Автобус Победы», могут помочь

Фото из личного архива

— Стоимость нового автобуса — 250 тысяч рублей. Кредит одобрен, но это лишь часть расходов. Нам предстоит ремонт, техобслуживание, переоборудование салона под музей (в частности, убрать столы, которые ранее стояли вдоль бортов — оставить максимум экспонатов на стенах, чтобы расширить пространство для удобства посетителей), получение разрешений и регистрация. Для этого нам необходимо собрать около миллиона рублей, — говорит Василий Семенов. — Поэтому мы обращаемся к каждому, кому небезразличен наш проект и его будущее: ваша помощь неоценима — любая сумма станет для нас огромной поддержкой!

8-924-671-14-23, Василий Вадимович С. — номер телефона, по которому можно перевести на Сбербанк средства на приобретение нового автобуса.

Пожалуйста, укажите в сообщении: «Пожертвование на автобус Победы».

 

Возрастная категория материалов: 18+