Новый год со вкусом салата «Хэйхэ»: как россияне отметили праздник на китайском берегу Амура

Просмотры: 822

Нормальные люди 31 декабря строгают салаты и в сотый раз смотрят «Иронию судьбы…» А непоседливые — уже ранним утром мчатся на таможню, чтобы успеть перебраться на другой берег Амура и встретить Новый год в китайском Хэйхэ. В числе этих непосед оказалась и журналистка «Амурской правды».

Белорус Андрей Кудряшов работает на АГХК и впервые приехал в Хэйхэ. Автор: Анна Азанова

«Пумы» ходят как часы

И таких, как мы — любителей путешествий и небольших авантюр — оказалось немало. Кто-то едет организованными группами с гидами, кто-то — самостоятельно, семьями или большими компаниями. Например, в зале ожидания одной из первых появилась семейная пара пенсионеров из Красноярска.

— Я в октябре в Хэйхэ вставляла зубы, они на гарантии, и сейчас надо кое-что подправить, — объяснила Ольга Николаевна, отвечая на мой вопрос о цели поездки. — Заодно хочу подтяжку сделать и массаж пройти. Едем на все праздники, до 11 января.

А мы с подругой решили просто встретить Новый год в необычной обстановке и присоединились к туристической группе, в которой набралось человек двадцать.

Суда на воздушной подушке через Амур ходят как часы, поэтому до китайской таможни добрались быстро. Уже через час мы распаковывали вещи в гостинице, расположенной буквально в двух шагах от пешеходной улицы и торгового центра «Хуафу». Новогодний ужин (он входил в стоимость тура) был назначен на 19:00 по местному времени, так что до вечера у нас было несколько свободных часов.

Скользкая плитка и машины на тротуарах

Снега в Хэйхэ выпало не меньше, чем в Благовещенске. Хотя тротуары и проезжую часть в центре города коммунальные службы чистят, ходить по-прежнему очень скользко. Приходится передвигаться медленно и осторожно, едва переставляя ноги. Те, кто ранее бывал в Хэйхэ, знают о подводных камнях местного асфальта: в старой части города тротуарная плитка давно изношена и лежит буграми, а новая, ровная плитка на местном «Арбате», зимой становится идеально гладкой и оттого не менее травмоопасной.

К сложностям добавляются и припаркованные прямо на тротуарах автомобили. Чтобы их обойти, приходится выходить на проезжую часть, где машины проезжают буквально в сантиметрах от пешехода. Правда, надо отдать должное местным водителям: даже на зелёный сигнал светофора они терпеливо ждут, пока пешеход медленно перейдет дорогу.

Елка в фотозоне. Фото: Анна Азанова

Чифаньки, полные туристов

Зимой туристам в Хэйхэ развлечься особенно негде. Это подтвердила и наша группа: из 20 человек на обзорную экскурсию по городу поехали только трое — те, кто был здесь впервые. На остальных достопримечательностях вроде каньона со стеклянным мостом, нового автомобильного моста или «Русской деревни» в это время года делать нечего — всё засыпано снегом, а пейзажи вокруг однообразны.

Поэтому у приезжих остается немного вариантов для досуга: магазины, баня, массажные салоны да местные кафе. Последние, кстати, полны соотечественников. «У Юлии», «У Наташи», «У Максима», «Дружба», «Амур» — эти чифаньки с гордым названием «ресторан» стали настоящими точками притяжения для русских туристов. Цены в них практически не отличаются от тех, что в китайских кафе Благовещенска. Дешевым остается разве что местное пиво.

Главный ориентир для всех приезжающих — торговый центр «Хуафу» — по-прежнему полон и местными жителями, и туристами. Удивительно, но в разгар эпидемии гриппа в этом столпотворении маски носят лишь единицы китайцев. О русских и говорить нечего.

Мороз и колючий ветер сводили на нет всякое желание подольше погулять по городу. В такую погоду совсем не хотелось любоваться видами Благовещенска через Амур и снежными фигурами, щедро расставленными на улицах и на китайской набережной. Думалось только о том, как бы поскорее согреться.

Зал красиво украшен цветами. Фото: Анна Азанова

Пустые столы и вечерние платья

Новогодний ужин проходил в ресторане «СиньЮй» на четвертом этаже. Заведение расположено довольно далеко от центра города. Большой зал был обильно украшен бело-розовыми искусственными цветами, а столы разделял длинный подиум, тянувшийся от сцены.

Гостей собралось много: 22 стола, за каждым из которых сидело по 9–10 человек. Оказалось, что сюда привезли своих туристов сразу несколько благовещенских турфирм. Их несогласованность привела к тому, что гости почти час просидели за пустыми столами. Из угощения сразу были только напитки: на каждом столе стояли бутылка шампанского и водки, по две бутылки вина и четыре бутылки пива. Рядом с каждым прибором стояла маленькая бутылочка воды — всё, разумеется, китайского производства.

Однако затянувшееся начало дало возможность рассмотреть наряды гостей. Стили были самыми разными: одни дамы — в длинных вечерних платьях, другие — в сверкающих нарядах из люрекса, популярных лет двадцать назад, третьи — в удобной повседневной одежде. Мужчин в строгих костюмах с галстуками замечено не было. В общем, царила полная стилистическая демократия!

Все флаги в гости к нам 

Новогоднюю программу вел приехавший с нашей группой Роман Козырев — известный в Благовещенске шоумен и ведущий. Чтобы познакомить гостей друг с другом, он в начале вечера спросил, откуда все приехали. Оказалось, самая большая группа была из Хабаровска, также присутствовали туристы из Еврейской автономной области, Якутии, Красноярского края и даже из Саратова и Тюмени.

Отдельно выделялся главный эксперт по производству полимеров Андрей Кудряшов — он оказался родом из белорусского Могилёва.

— Меня пригласили на строительство Амурского газохимического комплекса — самого крупного завода в России и третьего по величине в мире. Сейчас живу в Свободном, поэтому мы с женой Ольгой и решили встретить Новый год в Хэйхэ. Я в Китае впервые, и меня удивило, как много здесь русских туристов и надписей на русском языке, — поделился Андрей.

Он также впервые прокатился на «пуме», о которой раньше только слышал. А вот китайская еда его не удивила — в Свободном он уже бывал в местных азиатских кафе. Работать на строительстве и запуске завода белорусский специалист планирует до осени 2027 года, поэтому в планах у его семьи съездить в Хэйхэ в теплое время года и, возможно, посетить Харбин.

За нашим же столом оказалась очень активная и доброжелательная жительница Благовещенска Светлана Кузьмина. В Китае она была последний раз 16 лет назад и на этот раз приехала в Хэйхэ одна — любит путешествовать в одиночку. Поскольку взрослые дети отмечали праздник отдельно, Светлана решила рискнуть и встретить Новый год в непривычной обстановке — и нисколько об этом не пожалела.

— Мои планы просты: гулять, смотреть, отдыхать! — заявила она.

Китайским юным танцорам было на вид до 5 лет. Фото: Анна Азанова

Малышня на сцене и бой курантов

До боя курантов гости развлекались играми, викторинами и танцами. Перед русскими туристами с танцевальными номерами выступили также китайские дети, младшим из которых было на вид всего 4—5 лет. Получилось немного неуклюже, но очень мило, поэтому юным танцорам бурно аплодировали.

В целом развлекательная программа удалась. Не давал скучать и ведущий, вовлекая в игры и викторины гостей из разных компаний. Однако большинство предпочитало пассивное наблюдение, поэтому на сцене вновь и вновь оказывались практически одни и те же люди.

Когда Новый год вступил в свои права на российском Дальнем Востоке, первыми с праздником поздравили хабаровчан. А в полночь по амурскому времени, выслушав обращение президента Владимира Путина, бокалы дружно подняли уже все вместе. Завершился новогодний ужин фейерверком на улице, который организовали турфирмы для своих туристов.

Замороженные ранетки в глазури стали фаворитом в местном меню. Фото: Анна Азанова

Салат «Хэйхэ», пельмени и ранетки в глазури

Как журналист, пишущий на гастрономические темы, я, разумеется, уделила особое внимание новогоднему меню. Ужин для гостей состоял из двух подач с разницей примерно в два часа. Первая меня, откровенно говоря, разочаровала: салат «Хэйхэ», салат с огурцами и чипсами; мясо в кляре, где мяса почти не было, невкусная курица в сухарях, картофель с побегами чеснока. Это были самые обыденные блюда, которые можно встретить в любом благовещенском кафе китайской кухни. Даже речная рыба оказалась пресной и безвкусной. В голове вертелась одна мысль: «И стоило ехать в Китай, чтобы в Новый год есть все тот же салат «Хэйхэ»?»

Зато вторая подача блюд оказалась куда более удачной: горячие пельмени, простой, но очень свежий овощной салат с интересной заправкой, знакомое всем мясо с ароматом рыбы — но не приторно-сладкое, как часто готовят в Благовещенске, а с легкой остринкой. Однако больше всего покорили замороженные местные ранетки в глазури: казалось бы, несложное блюдо, а вкус — совершенно необычный.

Плата за комфорт и наценка за возраст

Самый частый вопрос, который задавали знакомые в Благовещенске, узнав о нашей поездке на Новый год в Хэйхэ, был: «Сколько это стоит?»

Стоимость трёхдневного тура (двое суток) зависела от выбора гостиницы. Отели подальше от центра были дешевле — в среднем около 22 тысяч рублей. Те, что в центре, новые или после ремонта, обходились дороже, примерно в 25 тысяч. В эту сумму входил новогодний ужин. К обязательным затратам добавлялись 720 рублей (60 юаней) портового сбора — эти деньги нужно было обменять еще в Благовещенске и отдать гиду. Оплачивать туры следовало уже в ноябре, так как дешевые путевки разбирали мгновенно. Наш новогодний тур в итоге стоил 25 620 рублей с учетом торгового сбора.

Правда, нам рассказали и о неприятном случае. В одной из турфирм две женщины пенсионного возраста внесли в ноябре аванс, а при окончательном расчете с них запросили сумму, превышающую указанную в договоре. В турфирме объяснили это сбором страховой компании: чем старше человек, тем выше коэффициент страховки. Одной путешественнице было 66 лет, другой — 71, но они были заядлыми туристками и раньше нигде не переплачивали за возраст.

Зато на китайском пограничном контроле, когда у всех россиян брали отпечатки пальцев, 70-летней амурчанке пограничник просто махнул рукой: «Вам не надо». Мы в группе пошутили, что в Китае так уважают старость.

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью