«Девушка с характером»: как амурские экологи искали в Поднебесной знаменитого журавля Снежинку
«Живет в более-менее комфортных условиях, от других не отстает и проявляет лидерские качества», — порадовал вестью о японском журавле Снежинке эколог и сотрудник Муравьевского парка Антон Сасин. Вместе с волонтером — фотографом-анималистом Максимом Логуновым он вернулся из Китая, куда ездил для поиска последнего в регионе японца с GPS-трекером. Также специалисты изучили работу заповедника Ляохэкоу и его питомника по разведению японских журавлей.
Известная в Приамурье Снежинка ежегодно улетает зимовать в Китай. В начале 2026-го ученый Антон Сасин последовал за ней, чтобы выяснить, что привлекает там птицу, и найти саму журавлиху — сигнал с её трекера в последнее время поступал редко. Вторая цель поездки — собрать дополнительные кадры для фильма «Японский журавль: история Снежинки». Идея о нем, по словам эколога, родилась осенью прошлого года, когда в видеоматериалах, собранных за несколько лет, начала вырисовываться история жизни самочки. Основные съемки велись с квадрокоптера во время учета гнездящихся пар.
Снежинку Антон и Максим обнаружили сначала на мониторах: в заповеднике Ляохэкоу все места скопления зимующих птиц круглосуточно находятся под видеонаблюдением. Получив координаты, амурчане отправились на место.
На специально выкопанном замерзшем водоеме амурские гости увидели не только «потеряшку» с кольцом 8С3 (Снежинку), но и целое журавлиное сообщество: двух птиц из Хинганского заповедника, двух — из китайского заповедника Джалун и несколько местных реинтродуцированных журавлей. Всего в одном месте собрались сразу пять видов: японские, даурские, серые журавли, стерхи и один черный журавль.
Птицы всю зиму кормятся на кукурузной площадке, которую сотрудники заповедника пополняют каждое утро. Благодаря такой искусственной подкормке число зимующих здесь журавлей растет: если в 2010 году было всего пять японских журавлей, то в 2024-м — уже 112.
— Если кто-то думает, что журавли тихо-мирно клюют зернышки, то сразу скажу, что это далеко не так, — пишет Антон Сасин в своем телеграм-канале. — Японцы — птицы темпераментные, с непростым характером и чувством собственного достоинства. Поэтому здесь царят периодические стычки, выяснения отношений, демонстрация статуса и иерархии в стае. Снежинка тоже показывает свои лидерские качества и в обиду себя не дает.
Рядом с искусственным озером расположены частично скошенные тростниковые луга, на которых журавли отдыхают.
— В целом на небольшой территории китайцы создали все условия для комфортной зимовки, — заключает эколог. — Даже несмотря на морозы до -15 градусов и отсутствие незамерзающих водоемов, журавли предпочитают оставаться здесь, чем лететь еще тысячу километров в устье Хуанхэ и Янченг. Будем надеяться, что в этом году гнездовой сезон у Снежинки пройдет успешно и мы сможем добрать нужные кадры для фильма».
Отдельно Антон Сасин отметил обустройство журавлиного питомника в Ляохэкоу. Как государственная структура, заповедник не испытывает проблем с финансированием. Административные здания, вольеры, туристические зоны, видеонаблюдение и дороги — всё продумано и реализовано. Видны следы эксплуатации, но все работает исправно и постоянно совершенствуется.
Заповедник был создан в 1985 году, а разведением журавлей здесь занялись с 1996-го. Сейчас в питомнике содержится 30 пар, которые ежегодно дают потомство. В 2024 году от них получили 86 птенцов — почти по три на пару, тогда как в дикой природе этот показатель в среднем равен 1,5 птенца — один-два.
— Коллеги отработали методику: они изымают первую кладку у пары, стимулируя ее на вторую, — пояснил Антон Сасин. — Таким образом можно получать до четырех яиц за сезон и выращивать до трех птенцов от одной пары.
Стоит отметить, что похожая история произошла и со Снежинкой: в 2023 году ее кладка погибла в весеннем пожаре, и пара отложила еще одно яйцо.
— Часть птенцов здесь выращивается родителями, часть — персоналом, а к зиме всех переселяют в общие подростковые вольеры под открытым небом, — продолжил сотрудник амурского парка. — Так они с детства адаптируются к холоду. Часть молодняка на следующий год выпускают на волю, но они никуда не мигрируют и постепенно формируют оседлую дикую популяцию как на японском Хоккайдо.
Помимо наблюдений за Снежинкой, амурские экологи обменялись с китайскими коллегами данными, рассказали о своих задачах и показали тизер будущего фильма. Поездка заняла несколько дней. Специалисты Муравьёвского парка благодарят за поддержку амурчан, РОСИП и своих китайских коллег.
Антон Сасин, эколог:
— Во всех журавлиных заповедниках Китая японских журавлей разводят, в том числе, и для туризма. В Ляохэкоу для этого создана особая зона, где в вольере содержатся почти ручные молодые птицы. Они с птенцового возраста привыкают к людям и по поведению напоминают домашних гусей. Их периодически выводят «на прогулку» к туристам: журавли свободно летают, но всегда возвращаются в стаю и на ночлег в вольер. Именно здесь получаются идеальные крупные планы и даже селфи с птицами. Дальнейшая судьба этих журавлей не совсем ясна. Возможно, став взрослыми, они пополнят местную популяцию — мигрировать им не нужно, и шансы адаптироваться к жизни на соседних болотах есть. Мы видели таких взрослых птиц рядом: по привычке они тянулись к вольеру, но их уже не пускали.