Ребятам о зверятах: журналист АП — о жестоком избиении школьницы в Зее и наказании для подростков
Дети начинают драться рано. Порой еще сами на ногах добром не стоят, а уже толкают оппонента, пытаясь забрать всё что понравилось: от соски до игрушки. При этом оглушают округу громким плачем. Спроси любого из многодетной семьи: вы дрались в детстве? Чаще всего взрослые улыбаются и признаются, что да. Но тут же добавляют, что эти драчки были несерьезными. Так, до первых слез. Делили обязанности по дому, любимые игрушки…
Публично избивать друг друга — никогда в жизни
Чаще всего братья защищали сестер, сестры стояли насмерть, не выдавая родителям проказы братанов. Детская солидарность порой доходит до фантастической преданности. Обычно все эти конфликты проходят к середине школы, потом всё переходит во взрослую привязанность, в безмерное тепло души, которое не остывает никогда.
В нашем сельском классе было под тридцать человек. Совершенно разных. Я не помню, что бы кто-то кого-то избивал, травил и унижал месяцами или годами. Задраться могли, подраться нет. Публично избивать друг друга — никогда в жизни. Моя жизнь подходит к 60 годам, но тот деревенский мальчишка во мне не умер. Слава Богу, что не умер.
«Наташ, Наташ, по спине…»
Вот этот самый мальчишка во все глаза смотрел и пересматривал видео, как в городе Зея одна девчонка затаптывает в снегу ногами другую. За этим смотрят, улюлюкают и подливают масла в бессмысленный огонь жестокости еще с десяток мальчишек и девчонок. Самый здравый окрик в этой чудовищной короткометражке такой: «Натаха, ты чо, по почкам, Натаха…»
Девчонка лет 14 пинала, рвала за волосы, осыпала бессчетными тумаками другую девочку. Более скромных габаритов. Физически слабей. Следователи пишут, что избиение происходило 10 февраля: «На размещенных в соцсетях кадрах видно, что пострадавшая лежит в снегу, пытаясь закрыть голову от ударов. Нападавшая девушка хватает ее за волосы и бьет о землю, пинает ногами по спине, наносит удары в живот».
Еще фразы с того «кино», которые впились в сердце. «Наташ, Наташ, по спине», «Сдохни, тварь», «Они обе цистит заработают». Всё это глумление сопровождалось конским ржанием.
«Возбуждено уголовное дело о хулиганстве. Дома у подозреваемой проведен обыск. Председатель СК РФ Александр Бастрыкин взял ход расследования на личный контроль» — это сухие строки из релиза силовиков.
Еще фразы с того «кино», которые впились в сердце. «Наташ, Наташ, по спине…», «Сдохни, тварь…», «Они обе цистит заработают…» Всё это глумление сопровождалось конским ржанием. Жертва лежала на земле, сжавшись в комочек, изо всех сил пыталась прикрывать руками голову.
Натаха, раскрасневшись, вспотев и тяжело дыша, поправляла прическу. Под дружное, поддерживающее улюлюканье толпы…
Никто не попытался разнять
…Знаете, весь мой жизненный и журналистский опыт, мой внутренний сторожок говорит мне, что с большей долей вероятности Натахина жизнь пойдет под горочку. От приговора до приговора… Она, не успев повзрослеть, насквозь пропиталась злом, цинизмом, отборными матами. Избавить ее от этого крайне трудно. Считаю, что наша действующая система исправления на это не способна. Она только усугубит всю это безмерно больную патологию. Больше всего зацепила и ранила реакция толпы на весь этот ужас. Смех, гоготание, подбадривание «победительницы», глумление над побежденной.
По закону их называют заботливым словом «дети». Они все живут в маленьком северном городке, прекрасно знают друг друга — с самого «мелкого». А детского, человеческого, мальчишеского ни у кого не прозвучало. Никто не попытался разнять, остановить и заступиться. Никто! Все хохотали и снимали на телефоны.
Что-то существенно важное из нас уходит. Вернее — ушло. Куда меньше стало сострадания, заботы, искренности.
Убило человека в человеке
Не так давно записывал интервью с заслуженным учителем России, преподавателем литературы благовещенской школы № 2 Ириной Корольковой. Она больше 45 лет работает учителем. На вопрос, что сегодня для вас самое трудное в профессии, авторитетный педагог ответила не раздумывая: «Самое трудное — общаться с родителями, которые были детьми в 90-е годы…» То страшное время максимально убило человека в человеке. Те расчеловеченные дети давно выросли и наплодили себе подобных.
В России растет детская преступность. Это не мои эмоции, это статистика. Сухая и официальная. 3а 2025 год выявлено более 22 тысяч малолетних преступников — это на 5 процентов больше, чем годом ранее. Специалисты советуют для полной картины официальные цифры умножать минимум на три. Минимум! Это целый город…
Всё хорошее и всё плохое идет из семьи, от мамы, от печки. И сколько таких разрушенных, не дающих тепло «печек»? Боюсь, что очень и очень много.
Нет дня, чтобы информационные ленты нам не сообщали об этом: издевались над пожилой пенсионеркой, избили бомжа, сбиваются в стаи и нападают на взрослых, поджигают волосы. В преступлениях детей и подростков часто много запредельной жестокости, стремления унизить, растоптать свою жертву. Всё хорошее и всё плохое идет из семьи, от мамы, от печки. И сколько таких разрушенных, не дающих тепло «печек»? Боюсь, что очень и очень много.
Как снизить планку этой мерзости? Честно, не знаю. Знаю, что каждое преступление, каждое правонарушение должно жестко наказываться. Жестко и справедливо. И с максимальный общественным резонансом. Иначе захлебнемся кровью невинных.