Положил в банк больше миллиона — заплати налог: как амурчанам начисляют налоги на проценты и взыскивают долги

Просмотры: 136

В личных кабинетах на портале «Госуслуги» у амурчан появились уведомления об уплате налогов на имущество и НДФЛ с процентов по вкладам. Семьи участников СВО и пенсионеры оказались не готовы к тому, что с процентов по сбережениям нужно платить НДФЛ. Почему налог пришел именно сейчас, суммируются ли вклады в разных банках и что будет, если не заплатить до 1 декабря, — на вопросы «Амурской правды» отвечает начальник отдела камерального контроля налога на доходы физических лиц УФНС России по Амурской области Елена Корышева.

Фото: Марина Москалюк

«Уведомления — не сбой в программе»

— Елена Ивановна, амурчане получили уведомления на «Госуслугах» и удивились: оказывается, они должны заплатить налог на личный банковский вклад. Это ошибка или сбой системы?

— Нет, это не ошибка. Налог начислен верно. Главное, что нужно понимать: у нас не облагается сам вклад, облагаются только проценты, которые получены по этому вкладу. Человек положил деньги, банк начислил доход — вот этот процентный доход и подлежит обложению. Но только в том случае, если он превышает необлагаемый минимум.

— Как рассчитывается этот минимум?

— Он напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка на 1 декабря. В 2025 году она составила 21 %. Алгоритм простой: 1 миллион рублей умножается на 21 %, получается 210 тысяч рублей. Это сумма процентов, которая налогом не облагается. Если за год вы получили, к примеру, 250 тысяч рублей процентов, то к обложению идет разница — 40 тысяч рублей. С этих 40 тысяч нужно заплатить 13 %. Для сравнения, в 2024 году минимум был 150 тысяч (ставка была ниже), а на 2026 год прогнозируют 160 тысяч.

— А если разложить деньги по разным банкам — по 500 тысяч рублей в каждый, то налога не будет?

— Схитрить не получится. Банки предоставляют данные обо всех открытых счетах, и сведения аккумулируются у нас в налоговом органе. Доход гражданина считается в совокупности. Если у вас 3 миллиона рублей в пяти разных банках, то мы увидим общую сумму начисленных процентов по всем счетам, вычтем те же 210 тысяч и доначислим налог на остаток. Это работает так же, как и налоги с зарплаты: если вы работаете в двух местах, работодатели передают сведения о полученных доходах, мы их суммируем и смотрим на общую налоговую базу.

«Льгот на доходы не предусмотрено»

Фото: Василий Артемчук

— Налог на банковские проценты ввели еще в 2021 году, но массово уведомления рассылают только сейчас. Почему?

— С доходов за 2020, 2021 и 2022 годы налог не исчислялся из-за действовавшего моратория. Банки сведения передавали, но мы их не обрабатывали. Первые реальные начисления за 2023 год люди увидели в 2024-м. А резкий скачок произошел сейчас, за 2024 и 2025 годы.

«Вся цепочка налогоначисления видна в личном кабинете налогоплательщика. Во вкладке «Сводный расчет» указаны сумма дохода, процентная ставка и какой вычет применен», — говорит начальник отдела камерального контроля НДФЛ Елена Корышева.

Во-первых, выросли ставки по вкладам, люди стали доверять банкам и вкладывать свои накопления. Например, если за 2023 год платили налог с процентов по вкладам около 8 тысяч амурчан, за 2024 год — 14 тысяч, то за 2025-й мы ожидаем уже около 29 тысяч плательщиков только по нашему региону.

Во-вторых, с 2025 года в налоговую базу включили проценты, полученные индивидуальными предпринимателями на общей системе налогообложения. Раньше они сами указывали их в декларациях, а теперь это идет в общее уведомление.

— Кто имеет право на льготы? Многих возмутило, что налог пришел, например, вдовам участников СВО, которые положили на счет компенсацию за погибшего супруга.

— В Налоговом кодексе РФ нет льгот по НДФЛ ни для пенсионеров, ни для инвалидов, ни для участников СВО — именно по процентам на банковские вклады. Льготы есть только по имущественным налогам — на землю, транспорт, жилье. По доходам — нет. Банк не знает, какие это деньги: компенсация за погибшего мужа или ваши личные накопления. Для банка это просто сумма на вкладе, сведения о которой он передает в налоговые органы.

«Гражданин вправе обратиться за перерасчетом дохода»

Фото: Василий Артемчук

— Если гражданин не согласен с суммой, которую насчитала налоговая, куда ему обращаться?

Цифры
210
тысяч рублей составляет необлагаемый налогом минимум по процентным доходам за 2025 год

— Обращаться следует в банк, где гражданин делал вклад. Если банк ошибся, то нужно написать заявление на перерасчет. Банк обязан его принять, проверить и прислать нам уточненные сведения. Только после этого мы сделаем перерасчет. Налоговая служба — пользователь информации. Сведения нам приходят в электронном виде, размер вклада — это банковская тайна. Мы не имеем права корректировать сумму налога со слов гражданина или по его заявлению — это может сделать только банк.

— Можно ли как-то уменьшить этот налог?

— До 2025 года это было возможно. Граждане подавали декларации и уменьшали налог на банковские проценты за счет вычетов — социального или имущественного. Но с 1 января 2025 года эту норму отменили. Теперь к процентному доходу по вкладам никакие вычеты не применяются.

— Как быть с долгосрочными вкладами, которым более 15 месяцев?

— По долгосрочным вкладам налог на проценты рассчитывается по завершению вклада и разбивается по годам. Например, вклад на 15 месяцев: три месяца пришлись на 2024 год и 12 месяцев — на 2025-й. Соответственно, процентная ставка будет считаться именно по этим периодам и с нее рассчитываться налог. Далее части будут складываться, и вы заплатите единую сумму налога.

«Забыл заплатить — налоговая взыщет самостоятельно»

— В какой срок нужно заплатить налог на банковские проценты? И что будет, если опоздал?

— Срок уплаты — не позднее 1 декабря 2026 года. Если опоздали, начисляется пеня. Она составляет 1/300 от ключевой ставки Центробанка за каждый день просрочки. Ставка эта может меняться в течение года — соответственно меняется и размер пени.

Если у человека нет личного кабинета, налоговое уведомление придет по почте бумажным письмом по месту прописки.

Отмечу, что процедура взыскания долгов ужесточилась. С 1 июня 2026 года мы ушли от судов и судебных приставов в автоматическое списание. После выставления требования, если оно не исполнено, налоговый орган направляет решение напрямую во все банки. Банки приостанавливают операции по счетам гражданина и списывают нужную сумму. Если денег не хватает, счет блокируется до полного погашения.

— Как быть пожилым людям, которые не пользуются смартфонами и «Госуслугами»?

— Если у человека нет личного кабинета, уведомление придет по почте бумажным письмом на адрес регистрации. Если человек не может самостоятельно передвигаться, налог за него может заплатить любое третье лицо — сын, дочь, сосед. Им достаточно отсканировать QR-код из бумажного уведомления через свой мобильный банк. Главное, чтобы в назначении платежа был указан ИНН того, за кого платят. Сумма попадет на единый налоговый счет (ЕНС) именно владельца вклада.

Почему важно завести личный кабинет налогоплательщика

Елена Корышева, начальник отдела камерального контроля налога на доходы физических лиц:

Фото: Василий Артемчук

— Каждому налогоплательщику я советую создать личный кабинет на сайте налогового органа. В личном кабинете есть вкладка «Сводный расчет». Там видна вся цепочка налогоначисления: какая сумма дохода, какая ставка, какой вычет применен. Если вы с чем-то не согласны, там же, не выходя из дома, можно написать обращение в свободной форме. Плюс через кабинет можно получать имущественные и социальные вычеты в упрощенном порядке — буквально в два клика. В этом году количество людей, оформляющих вычеты онлайн, выросло почти в три раза. Это экономит время, ведь мы давно не работаем по субботам, а отпроситься с работы в будни не всегда возможно.

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью