60-70 % учеников автошкол идут на пересдачу.60-70 % учеников автошкол идут на пересдачу.

В связи с этим в средствах массовой информации периодически поднимается вопрос о качестве подготовки водителей. К сожалению, все сводится к тому, что необходимо увеличить срок обучения, построить суперавтодромы, ужесточить прием экзаменов и тому подобное. Могу сказать как человек, занимающийся непосредственно обучением практическому вождению, что сроки подготовки и так достаточно большие. Трех месяцев вполне хватает для того, чтобы вызубрить тоненькую книжку ПДД и экзаменационные вопросы-ответы. Увеличение сроков приведет лишь к подорожанию учебы, которая станет недоступной для людей со средним достатком. И суперавтодромы тоже не нужны. Тех упражнений, которые сейчас имеются на площадках, тоже достаточно, чтобы получить первоначальный опыт управления автомобилем.

 Думаю, ответ кроется в простом утверждении: некачественное количество не может перейти в хорошее качество. И надо имеющееся количество сделать качественным. А для этого решить три проблемы — это кадры, методика, воспитание будущих водителей.

 Кто такой «мастер производственного обучения вождению», или, проще говоря, инструктор? Это человек, который имеет определенный стаж и опыт вождения автомобиля, но этого не достаточно, чтобы быть именно мастером обучения. К нему не предъявляются требования иметь педагогическое образование или опыт индивидуальной работы с людьми. У него нет статуса учителя со всеми вытекающими льготами. С ним не проводится курс специальной подготовки по методике обучения вождению автомобиля. 

Он варится в собственном соку своих знаний и умений и руководствуется тем, как учили его (если помнит) такие же инструкторы-самоучки. Его заработная плата низкая, поэтому нет, образно говоря, очереди желающих трудиться на этой должности. Поэтому надо в корне менять кадровую политику автошкол.  А начинать следует с увеличения заработной платы, как сейчас говорят, до достойной. Тогда среди претендентов на эту должность можно будет отобрать мастеров, действительно способных обучить качественному вождению.

 Еще один существенный недостаток подготовки — отсутствие в автошколах какой-либо научной методики и учебных пособий, в соответствии с которыми инструктор должен обучать правильному выполнению всех элементов маневрирования на дорогах. Как у нас учат некоторые инструкторы: «Ну-ка сюда поверни. Поняла? Так и делай все время». И это вина не водителя. Просто нет человека, который обобщил бы все методики и научил учить. Так, чтобы было понятно любому человеку — и молодому парню, и женщине в возрасте. Этот недостаток мог бы устранить опытный методист, который, к сожалению, не предусмотрен в штатном расписании этих школ. Я в своей работе использую пособие, которое сам написал, — раздаю его своим ученикам, чтобы они закрепляли полученные знания. Потому что с первого раза человек может и не запомнить, находясь в стрессовой ситуации. Я неоднократно обращался и к руководству автошколы, и сам пытался опубликовать эту методичку — пока безуспешно.

Геннадий Рвенский, инструктор по вождению Благовещенской автошколы ДОСААФ.

ОТ РЕДАКЦИИ

А какой автоинструктор был у вас?

Живые примеры некачественного обучения вождению можно встретить за каждым поворотом. Одного водителя научили ориентироваться не по боковым зеркалам, а по зеркалу заднего вида, другому не объяснили, как правильно сдавать назад, третий не понимает, что такое равнозначный перекресток. Все это ежедневно порождает десятки ДТП. А каким ошибкам «научил» вас ваш автоинспектор? Оставляйте комментарии на нашем сайте www.ampravda.ru или пишите на info@.ampravda.ru.