• Варвара Ковалевская, руководитель по развитию бизнеса на массовом рынке отделения «МегаФон»
  • Иван Марков, генеральный директор компании «Капитал»
  • Наталья Горячева, заместитель руководителя амурского УФАС России
  • Оксана Гаврилова, руководитель туристического агентства Sunmar
  • Ольга Еланцева, менеджер по связям с общественностью амурского отделения «МегаФон»
  • Татьяна Гудзовская, вице-президент Гильдии рестораторов Приамурья
  • Евгения Манакова, телеведущая

Сезон пустующих столиков

Экономический кризис заставил более 70 процентов россиян покупать менее дорогие продукты и товары. По данным социологических исследований, две трети жителей России ежедневно задумывается о том, куда уходит каждый рубль из кошелька. Статьи экономии бюджетов наших земляков пока не подсчитаны, однако те, чей бизнес напрямую связан с потребителем, в один голос заявляют: масштабы экономии амурчан в этом году впечатляют.

— Руководители заведений, которые представляют разные сегменты общепита, отмечают существенное снижение количества посетителей, — говорит вице-президент Гильдии рестораторов Приамурья Татьяна Гудзовская. — Люди стали реже ходить и в дорогие рестораны, пообедать или поужинать в которых стоит не одну тысячу рублей, и в демократичные кофейни, где средний чек составляет 500—600 рублей с человека. Большая часть заявляет о снижении спроса на 20—30 процентов, но есть и те, у кого доходы упали на 50%, и их немало.

Повысить цены на блюда, по словам Татьяны Юрьевны, большинству рестораторов пришлось в начале года. Причина — подорожавшее сырье, ведь рынок продуктов отреагировал на снижение курса рубля в первую очередь. С тех пор поднимать ценник большинство предприятий не спешит. Клиентов стало меньше, и чтобы окончательно не растерять посетителей, «питательный» бизнес серьезно сократил свою собственную прибыль и усиленно ищет пути минимизации расходов и затрат на производство. 

Влюбленных в ремонт стало меньше

О том, что клиентов стало почти вдвое меньше, заявляют и организации, занимающиеся ремонтными работами. Отсутствие очередей в магазинах стройматериалов, которые наблюдались еще два-три года назад, — не просто видимость. Сделать ремонт в своем жилище в первый кризисный год пожелало гораздо меньше амурчан, чем обычно. В фирмах, специализирующихся на изготовлении корпусной мебели, отделочных работах также говорят о снижении количества заказов.

— У нас уменьшилось количество обращений примерно на 50 процентов, — рассказывает генеральный директор компании «Капитал» Иван Марков. — Особенно остро почувствовали это летом, в разгар сезона ремонтов. Любопытно, что самый большой спад обращений отмечается даже не от частных лиц, а от различных предприятий и организаций. При этом большинство из тех корпоративных клиентов, что остались, заказывали меньший объем услуг, чем раньше. Что касается жителей, то здесь наметилась другая интересная тенденция. Раньше был вал обращений, но после того как производились расчеты, был большой отсев. А сейчас людей приходит гораздо меньше, но процент согласившихся — больше. Это говорит о том, что ремонт становится очень обдуманным шагом. Люди боятся рисковать, тщательно обдумывают, куда потратить свои деньги.

Если человек может позволить себе только экономремонт, то он его и делает. Я не заметил, чтобы состоятельные горожане вдруг начали делать экономремонты

Стоимость ремонта за этот год, как отмечает Иван Викторович, также серьезно повысилась, в основном подорожали стройматериалы. Особенно дорогие отделочные — декоративная штукатурка, обои производства европейских стран, элитное полотно для натяжных потолков. Цены на материалы в экономсегменте пока высоко не скачут, за исключением тех, что везутся из Китая. На них рост цены составил не менее 30%, как и на труд китайских рабочих, который всегда оплачивался с учетом курса юаня.  А вот на вид ремонта, который делают в своих квартирах амурчане, кризис не повлиял.

— Если человек по своим финансовым возможностям может позволить себе только экономремонт, то он его и делает, — комментирует Иван Марков. — Если же он ориентирован на более дорогостоящий ремонт и решился на него, то он старается взять все по максимуму. Это ведь тоже своего рода вложение средств, и за этот год я не заметил, чтобы состоятельные горожане вдруг начали делать экономремонты.

Меньше звонков, больше интернета

Расходы на сотовую связь — статья в семейном бюджете, пренебречь которой даже в кризис не сможет, пожалуй, никто. Однако стремление потребителя экономить прослеживается и здесь.

— Непростая экономическая ситуация отразилась на среднемесячном счете нашего абонента. Он снизился по сравнению с прошлым годом примерно на 10 %, — делится подробностями руководитель по развитию бизнеса на массовом рынке Амурского регионального отделения ДВФ ПАО «МегаФон» Варвара Ковалевская. — Но это связано скорее с тем, что сейчас очень много абонентов пользуются инстант-сервисами, такими как, например, WhatsApp. Поэтому произошла подмена структуры выручки: голосовые услуги стали замещаться интернет-услугами. Кроме того, оператор понимает, что многие люди оказались в сложной ситуации, и пересматривает тарифную политику. Произошли изменения в тарифных предложениях, они стали более гибкими, оператор делает упор на предоставление пакетных услуг. По принципу: минуты, интернет, SMS и ММS —  в одном пакете.

Наряду с тарифами оператор связи пересматривает и предложения на рынке оборудования. В последнее время кастомизированное оборудование (фирменные смартфоны, планшеты, модемы) значительно снизило свою стоимость. К примеру, смартфон от оператора сегодня можно приобрести не дороже 2000 рублей, в то время как обычная оргтехника и электроника в магазинах продолжает дорожать.

Туристы, которые привыкли отдыхать в 5-звездочных отелях, выбирают более дешевые, но отдыхать люди стараются все равно

Отельеры уменьшают аппетиты

Ограничить поездки в отпуск — еще один способ экономии семейного бюджета, однако туроператоры констатируют: ездить амурчане стали не меньше, просто в других направлениях. В начале года, когда цены на путевки за границу взлетели, на туристическом рынке, конечно, произошло небольшое затишье. Однако продлилось оно недолго. Зарубежные туроператоры поняли, что, взвинчивая ценник для российских туристов, они теряют хлеб, и стоимость туров начала снижаться, достигнув минимума уже к началу осени. Ставшие заоблачно дорогими Таиланд и Вьетнам снова можно навестить за 20—30 тысяч рублей.

— У наших туристов за границей прежде всего выросли личные расходы, — комментирует руководитель туристического агентства Sunmar Оксана Гаврилова. — Ведь раньше 1000 долларов стоила 30000 рублей, а сейчас — 60 000—70 000. Но при этом стоимость проживания во многих видах недорогих гостиниц понизилась, и туристы, которые привыкли отдыхать в 5-звездочных отелях, выбирают более дешевые, но отдыхать люди стараются все равно. Даже когда первые несколько месяцев никто не хотел лететь в подорожавшую Азию, произошло резкое переориентирование на Египет. Зимой билеты до Москвы можно было купить за 10 тысяч рублей, и в то время как путевка в Таиланд или Вьетнам стоила 90 000—100 000 и выше, за эти же деньги можно было бы роскошно отдохнуть в Египте, и люди предпочитали Египет.

А вот требования к качеству отдыха у амурчан в связи с кризисом возросли. Если раньше клиенты просто покупали тур и не особо беспокоились по поводу деталей предстоящего отдыха, то сейчас, как утверждает директор турагентства, готовы сражаться за каждую мелочь. С ними приходится работать очень тщательно, пытаясь найти то самое максимальное качество за минимальную цену. Кроме того, снизилось количество туров, бронируемых по телефону или через интернет. Даже находясь где-нибудь в районе, человек предпочитает приехать и лично поговорить с работниками агентства, заручиться гарантиями того, что все пройдет хорошо.

Импортозамещение не всем по карману

Переориентироваться на свое, российское, — один из способов поддержать свой бизнес в кризис. Идею импортозамещения вот уже год пытаются реализовать на государственном уровне, и для кого-то это не пустой звук.  В «Мегафоне», к примеру, утверждают, что именно переориентация на отечественный продукт в непростой год стала хорошим подспорьем.

Российский туризм может быть актуальным для центральной части нашей Родины, где расстояния до популярных курортов Краснодарского края или Крыма невелики. Для Дальнего Востока загранпоездки еще долго не потеряют своей актуальности

— В этом году территории, где можно работать только по спутнику, мы перевели на Российский спутник, за счет этого нам  удается не повышать тарифы для наших абонентов, —  рассказывает менеджер по связям с общественностью Амурского регионального отделения ДВФ ПАО «МегаФон» Ольга Еланцева. — Кроме того, мы поменяли фокус в роуминге. Если раньше у абонентов были популярны азиатские страны, то сейчас предпочтение отдается отдыху в России. У нас есть много выгодных предложений для путешествий по России, снижающих стоимость звонков внутри страны, внутри региона. Люди активно ими пользуются.

Между тем таким позитивным опытом поделиться могут не все. Российский туризм, к примеру, может быть актуальным для центральной части нашей Родины, где расстояния до популярных курортов Краснодарского края или Крыма невелики. Для Дальнего же Востока, откуда добраться до Черного моря можно только на самолете, загранпоездки еще долго не потеряют своей актуальности, уверены специалисты.

— Отдых на российских курортах для наших жителей всегда был довольно дорогим удовольствием, — отмечает Оксана Гаврилова. — Так и сейчас в среднем проживание в российских гостиницах с питанием обходится 10 тысяч рублей на семью из 2-3 человек в сутки. Если цены на авиабилеты не будут снижены, то курорты Крыма и Краснодарского края отодвигаются от нас все дальше и дальше. На данный момент это выход в основном для так называемых «невыездных» семей, где кто-то из членов работает в органах и не имеет права выезжать из страны.

О невозможности полного импортозамещения в их бизнесе говорят и амурские рестораторы.

— Мы, конечно, пытаемся снизить стоимость наших услуг, в меню появились блюда из папоротника, редьки, — раскрывает секреты Татьяна Гудзовская. — Однако есть такой сегмент, как японская кухня, где российские продукты не могут использоваться просто по причине того, что нужных не существует в природе. Например, чем можно заменить угря? Какой-нибудь рыбкой-желтопузиком? Проэкспериментировали — вкус не тот. Кроме того, цены на российское сырье растут еще быстрее, чем на импортное. Недавно получили партию камчатского краба, от которого хотели отказаться, — за год в полтора раза подорожал. Сыр камембер российского производства стоит так же, как импортный пармезан. Даже местное растительное масло стало намного дороже. По каким причинам? В такой ситуации иногда даже руки опускаются. Ведь мы продаем не деньги, а продукты, и люди должны позволить себе их купить.

Отмечают предприниматели и подорожание отечественных стройматериалов. Несмотря на то что доллар уже не растет, ценники на свое, российское, переписываются чуть ли не каждую неделю. Удержаться на плаву в такой ситуации можно будет, только если количество заказов на ремонты не продолжит снижаться. Однако и в этом отношении у предпринимателей не самые оптимистичные ожидания.

Сыр камембер российского производства стоит так же, как импортный пармезан. Даже местное растительное масло стало намного дороже. В такой ситуации иногда даже руки опускаются

— Раньше людям для того, чтобы сделать ремонт, можно было привлечь кредитные продукты, — вспоминает Иван Марков. — Сейчас с кредитами очень сложно. Когда отсеялись такие клиенты, стало видно, что это был большой пласт. Если в ближайшее время нормальное кредитование не возобновится, то бизнесу будет еще тяжелее.

«Кризис сделал из меня стратега»

Амурская телеведущая Евгения Манакова — заботливая мама и жена. В ее семье, как и в большинстве других, в кризис пришлось пересмотреть финансовую политику. В течение этого года, как признается сама Евгения, она стала настоящим стратегом в вопросах жесткого планирования бюджета и в принципе изменила отношение к понятию «необходимые расходы».

— Мне, как маме двоих детей, планировать семейные расходы приходилось всегда. Однако раньше это были краткосрочные планы, так как была уверенность в том, что завтра наша жизнь будет такой же стабильной, как и всегда. В этом году все изменилось. Былой стабильности нет, поэтому я научилась не только считать, но и просчитывать далеко наперед все наши траты, все скрупулезно планировать. Первым делом я пересмотрела нашу семейную «корзину». Конечно, мы не стали менять наш привычный рацион, но стали более тщательно выбирать продукты. К примеру, безумно подорожавшие, но, на мой взгляд, не очень полезные китайские фрукты покупаю поштучно, чтобы все съедалось сразу, не лежало, не портилось. Мы реже ходим в рестораны, и стараемся делать это днем. Поездку в отпуск отложили на следующий год, чтобы отдых получился более качественным. Ремонт, который был необходим в нашем жилье, сделали минимальный.

Я стала склоняться к тому, что человек должен быть экспертом в любом вопросе, который требует от него затрат и связан с его здоровьем и благополучием. Если затеваю ремонт, то тщательно изучаю всю информацию о материалах и работах, которые предстоят в моей квартире. Выбираю то, что будет оптимально по цене и качеству, долго прослужит. Если врач выписывает лекарства, я, прежде чем их купить, выясняю все об этих лекарствах, убеждаюсь, что они подойдут мне или моим близким, чтобы потом не бежать в аптеку за совершенно другими, и так далее. Кризис учит нас думать, анализировать и избегать ненужных расходов, которые время от времени случаются в жизни каждого человека.

МНЕНИЕ

Наталья Горячева, заместитель руководителя Амурского УФАС России:

— Повышение цен на товары и услуги в Приамурье в течение этого года не оставило безучастными жителей области.  Граждане обращаются в различные инстанции, в том числе и в УФАС, пишут жалобы, требуют проверить обоснованность того или иного повышения —  и мы это делаем. Если жалоба составлена правильно, есть документы, подтверждающие факт оплаты товара, указан хозяйствующий субъект, который продал этот товар, и сам товар принадлежит к группе тех товаров и услуг, цены на которые регулируются государством (это электроэнергия, транспортные  перевозки, лекарственные средства, нефтепродукты, социально значимые продукты), то мы проводим проверку хозяйствующего субъекта, в отношении которого поступила жалоба.

Большинство обращений в первую очередь касается цен на продукты питания.

Вот уже больше года мы ведем еженедельный мониторинг цен на 12 продуктов питания, производством и реализацией которых занимаются 20 крупных предприятий в Приамурье. Если фиксируется отклонение цены более чем на 5%, то мы запрашиваем  документы, которые должны обосновать новую цену. Цена на тот или иной товар складывается из разных показателей. Это  закупка сырья, издержки производства, транспортная составляющая. Как правило, анализ запрашиваемой документации показывает, что цены устанавливаются оправданно. Один из ярких примеров — ситуация с «Амурским бройлером», который повысили цену на свою продукцию, и к нам поступило много обращений по этому поводу. Когда мы провели проверку на предприятии, выяснили, что повышение цены произошло по объективным причинам: резко выросли цены на корма для птицы, и это не могло не отразиться на стоимости готовой продукции.

Также не выявлено ценовых сговоров между хозяйствующими субъектами.

Стоит отметить, что проведение антимонопольным органом мониторингов и разъяснительной работы в данном случае срабатывает как сдерживающий фактор.

В августе прошлого года в ФАС России и во всех территориальных органах были организованы «горячие линии» по приему обращений о фактах повышения цен на продовольствие. Горячая линия работает и сейчас. В сравнении с прошлым годом количество обращений в антимонопольный орган значительно уменьшилось.

Телефон «горячей линии» Амурского УФАС России: (4162) 53-50-71.

Возрастная категория материалов: 18+