• Фото: kinofanat.net
  • Фото: ruskino.ru
  • Фото: kino-teatr.net

Качество проекта уже оценили зрители: за первый уикенд он собрал денег больше, чем было потрачено на производство и этот факт гарантирует продюсерам какую-никакую прибыль. «Кухня в Париже» три года назад на волне популярности сериала заработала очень даже неплохо: полмиллиарда рублей, половину из которых — за первые выходные. Нынешние показатели не такие радужные, хотя альтернатив у зрителя не сказать чтобы очень много: апрель громкими премьерами не радует, «Форсаж» номер восемь при желании можно было уже посмотреть не один раз, а прямыми конкурентами «Последней битвы» были заведомо провальное «Наваждение» и анимационный фильм про Урфина Джюса и деревянных солдат, который обошелся вдвое дороже «Кухни» и вдвое меньше пока собрал. Телевизионная жизнь шеф-повара Виктора Баринова и его разномастных коллег благополучно завершилась, часть героев перекочевала в следующий сериал (слегка засветившийся в этом фильме). Не хватало финального аккорда. Занимался им режиссер последних двух сезонов «Кухни» Антон Федотов, сценарий, понятное дело, тоже писали хорошо знакомые с темой специалисты, и все же картину они старались пустить в максимально автономное плавание. 

Расчет был, в том числе, и на аудиторию, которая про шесть сезонов «вкусной комедии» и предыдущий фильм ничего не знает. Для этого «Последней битве» придумали полностью новую «драму» (местами, безусловно, скопированную с уже пройденного материала), а на сложившиеся между героями отношения предпочли не обращать особенного внимания. Часть хорошо знакомых зрителю персонажей появляется в картине на минуточку, чтобы мы за них не сильно беспокоились, других и вовсе удостоили исключительно словесного упоминания. Некоторыми героями пришлось безжалостно пожертвовать, чтобы не вносить излишней сумятицы. Получившийся спин-офф приправили ощущением развития (мол, герои стремятся к тому, чего еще никогда не достигали) — вот вам и весь рецепт финала. В смещенный из-за линии с Дмитрием Нагиевым центр «Последней битвы» и вовсе поставили двух абсолютных новичков: старая гвардия, конечно, вежливо делает вид, что им тут необычайно рады, но по сути это, конечно, совсем другое кино. Комическая составляющая фильма работает на прежнем топливе, от которого регулярно глохнет и буксует, но все же добирается до конечной точки маршрута, где безо всякого сопротивления уступает место наспех собранному по многократно использованным лекалам драматизму, от которого плакать не хочется, а хочется, чтобы присутствующие в кадре люди поскорее снова начали шутить.

Создатели фильма пытаются, как положено, усидеть на всех стульях, до которых могут дотянуться: поэтому шутки на злобу дня у них в фильме соседствуют с ортодоксальным юмором на тему кавказского быта (который вообще бы никого не насмешил, кабы не Нагиев, еще не совсем растерявший нужные навыки). Но злоба дня — штука такая, что пока вы монтируете отснятый материал, она преспокойно уступает место следующей повестке. И вот зритель в 2017 году вежливо хихикает над вполне себе смелыми, но все же ретроградными шутками про разработки Сколково или президента Белоруссии с сыном Колей. Одним из персонажей «Последней битвы» (прямо как в КВН) становится непосредственно глава российского государства: впрочем, камера опасливо топчется у него за спиной, разговаривает гарант конституции так, будто читает текст с листочка (наверное, чтобы мы точно поняли, о ком речь), а шутить над ним сценаристы себе не позволяют. Он сам у них шутит, если надо — несмешно, но идеологически верно. Есть еще безымянный чиновник из администрации, которого за отсутствие чувства юмора и постоянное стремление контролировать всех вокруг прямым текстом окунают в компост, есть спецслужбы, которые в касках и с автоматами гоняются за придурковатыми хакерами. Еще есть тупоголовые работники телевидения, неспособные самостоятельно принимать решения: этот ход, впрочем, позаимствован у «Очень страшного кино» в надежде, что о нем все давно забыли. 

Все остальное — очаровательный и местами действительно смешной междусобойчик, который в реалиях какого-то там невнятного всемирного конкурса (с Нагиевым-ведущим, ага) ни капельки не прибавляет в пафосе. «Кухонным» героям по-прежнему постоянно плевать на чувства друг друга и окружающих, они способны жестоко шутить и делать гадости, потом не меньшие гадости высказывать вслух, бросать общее дело, чтобы, в конце концов, выехать туда, куда обычно выносят кривая да нелегкая. Обычно — и это хорошо известно — в этой же точке маршрута обретается хэппи-энд. Те персонажи, что успели решить разногласия между собой на сериальном этапе, старательно изображают значимость, но определяющим становится момент, когда их скопом отправляют за решетку. Оказывается, что для сюжета наличие этих мальчиков и девочек не имеет особенного смысла — настолько, что их возвращение представляет собой традиционный театральный общий выход на сцену. Чтобы, значит, откланяться. Шеф-повар Баринов, которому все никак не удается выйти на пенсию, всю дорогу решает очередную семейную проблему, которую, как понятно с самого начала, решить невозможно. Парочка влюбленных приклеивает друг друга суперклеем к чему только можно — брачные игры земных обитателей. По округе носится Нагиев в бурке и орет благим матом, за ним вяло гоняются хрестоматийно-потешные горцы с автоматами. 

Пересказывать основную сюжетную линию не хочется: даже удивительно, что при всем своем однообразии она не позволяет зрительному залу скучать и жаловаться на почти двухчасовой хронометраж. «Последняя битва» успешно совмещает в себе подлинное остроумие с сексистскими шуточками, не очень старательно завуалированной пропагандой того, чего так опасаются российские депутаты и прочим расизмом-шовинизмом. На заднем плане маячит Большой Брат, который нарочито действует вопреки им же установленным законам: кого надо — отпустим, а вот второй хакер (зачем он вообще был?), очевидно, отправился за все отвечать. Счастье здесь и рядом, говорят нам с экрана явно неплохо обеспеченные люди. И они же бегут сломя голову от простого, не оборудованного удобствами счастья других, не очень столичных граждан России. В кадре появляется Андрей Малахов и мямлит. Кулинарные блюда и процесс их приготовления, как и всегда, поданы с особым вкусом, приятно посмотреть. Но наибольшее впечатление в этом фильме производят начальные титры, сделанные как-то уж слишком качественно для российского кинематографа — вот это в «Последней битве» действительно завораживает. Тем не менее, как говорится, спасибо нашим поварам.

Возрастная категория материалов: 18+