Шиндлер, Моисей или дезертир?
Об удивительной истории спасения Киселевым более чем двух сотен беженцев — в большинстве своем стариков, женщин и детей — никто не вспоминал, пока рапорт о походе Киселева не обнаружила директор Музея истории и культуры евреев Беларуси и не предала гласности случившееся.
В 2005 году Николай Киселев был причислен в Израиле к числу праведников народов мира, а в 2008-м о нем сняли документальный фильм «Список Киселева» — по аналогии со «Списком Шиндлера». Он и вдохновил режиссера Сергея Урсуляка на создание «Праведника».
В первых кадрах фильма мы видим тот самый побег из плена, когда политрук Киселев (Александр Яценко) проявляет себя смелым, расчетливым и способным убедить товарища в успехе побега. А дальше мы встречаем его уже в партизанском отряде в лесах Белоруссии.
Вокруг отряда собираются евреи, случайно уцелевшие после карательных операций, и их становится все больше. Они тянутся за отрядом как ненужный и опасный шлейф. Они оттягивают на себя и без того истощенные ресурсы партизан, кроме того, есть риск, что по наличию прибывающей человеческой массы противник обнаружит расположение отряда.
Комиссар (Федор Добронравов) принимает решение вывести гражданское население за линию фронта через «Суражские ворота» — небольшой разрыв между флангами гитлеровской армии. Но до него — 800 километров по карте, или все 1 500 км по лесной болотистой местности. Выбор падает на Киселева, которому, подобно Моисею, выводящему евреев из египетского плена, предстоит долгий и опасный путь.
Не сберег ни сестру, ни реликвию
Кадр из фильма / kinopoisk.ru
Второй временной пласт военной драмы переносит нас в 2005 год в Израиль, в клинику, где находится на лечении несговорчивый и вредный старик Моше Таль. Ему постоянно звонят из общественной организации, сохраняющей память о Холокосте, и просят засвидетельствовать подвиг Николая Киселева, чтобы объявить его праведником мира. Но Моше категорически отказывается.
Моше — один из тех, кому Киселев спас жизнь. Но почему он против? Что между ними произошло во время того сложного перехода по полесским болотам? Почему он всю свою жизнь таит обиду на Киселева?
17-летнего Моше (его сыграл молодой, но быстро набирающий популярность артист Марк Эйдельштейн, которого уже называют российским Тимати Шаламе) родители отправили из занимаемого немцами города вместе с сестренкой Мириам, чтобы они единственные из семьи спаслись от гибели. Его задача — сберечь сестру и сохранить древнюю семейную реликвию. Но он теряет и ту и другую.
Моше по молодости лет не знал, что пути Господни неисповедимы, и порой то, что мы считаем неправильным, спустя десятилетия оказывается нам во благо. Именно так и случилось. В финале, когда проясняются все обстоятельства, сдержать слезы невозможно.
Правильный и нефальшивый
Кадр из фильма / kinopoisk.ru
Не удивлюсь, если эта работа станет лучшей ролью Александра Яценко. Его Киселев — смелый и расчетливый прагматик, он способен сказать так, что его послушают люди, легко впадающие в панику в этих жутких условиях. И при этом скромный, не шумный, не выпячивающий себя, но наполненный внутренней правотой. Он командир, и он всегда знает, как надо.
«Никогда не делил людей на нации», — говорит Киселев в отличие от других лидеров отряда, рассуждающих, что «как потомственный казак, евреев не люблю, но спасать их все равно придется».
Это военный человек, хладнокровно выполняющий свою работу — перевести вверенное ему население из пункта А в пункт Б, прячась от карателей и отражая их нападения. По профессии Киселев бухгалтер — его дело просчитать, чтобы все сошлось и не было недостачи. Если надо рисковать собой, чтобы «дебет с кредитом сошлись» — рискует, не задумываясь.
Он — настоящий герой, которым хочется гордиться. Последние даже не годы, а десятилетия идут сетования, что из кино исчезли настоящие герои, на которых не стыдно равняться. И вот такой правильный и нефальшивый герой у нас наконец появился.
«Мазлтов» под соснами
Кадр из фильма / kinopoisk.ru
В фильме много еврейского колорита, всевозможного «таки-да». Если вам в свое время понравился фильм «Ликвидация» (16+) Сергея Урсуляка, думаю, что и этот не разочарует.
Спасаемые, несмотря на голод, категорически отказываются есть свиную тушенку, полученную как довольствие, и соблюдают шабат — следовательно, в субботу никто никуда не идет. Понимая, что приказы бессмысленны, Киселев ведет разъяснительные беседы с раввином, и такие юмористические моменты снимают напряжение военной драмы.
Есть в фильме и любовная история с военно-полевой свадьбой между отчаянно фартовым партизаном по кличке Ферзь (Евгений Ткачук) и иудейкой Товой (Мария Золотухина, внучка Валерия Золотухина). Все прошло, как полагается — с разбитием стакана женихом и криками «Мазлтов».
Казалось бы, какие молодожены, когда в спину дышат каратели? Простим этот перебор режиссеру, которому захотелось показать народный обычай во всей красе. Тем более что сама по себе лирическая линия получилась очень трогательная.
Есть в фильме и еще одна история взаимоотношений — между связной отряда Анной, знающей идиш, и Николаем Киселевым. Она только намечается. Но мы знаем, что в реальности Киселев женился на Анне и у них родились двое детей.
«Умею стрелять из всего. Только покажите, как!»
Беженцы — не безликая масса. Каждый со своим характером, одни вызывают сочувствие, другие — удивление, третьи — жалость. Теряющие присутствие духа и помогающие его обрести, желающие выжить и готовые на жертву ради других.
Кадр из фильма / kinopoisk.ru
Сергею Маковецкому досталась эпизодическая, но запоминающаяся роль мудрого хромого еврея Рувима. У него мало слов, но в глазах — вся гамма чувств, от страха до удивления, в них — все его жизнелюбие и ежеминутная готовность быть полезным.
«Нужны те, кто умеет стрелять!» — говорит Киселев, попросивший вызваться добровольцев для обороны.
«Умею стрелять из всего», — глазом не моргнув, заявляет герой Маковецкого и добавляет чуть смущенно: — Только покажите, как!»
Фашисты показаны безжалостными. Олицетворение зла в этом фильме — цитирующий Пушкина жестокий гестаповец Шмюкер (Дитмар Кениг), открывший фотоохоту на евреев, перерастающую в реальную охоту, до полного уничтожения всех и вся. Шмюкер артистичен, харизматичен и по-настоящему страшен.
Визуально фильм показался соответствующим эпохе. И белорусские леса, и Минск военного времени, и деревни, и гетто показаны очень достоверно. Кульминация — сцена в замедленной съемке, когда беженцы штурмуют мост с горящим танком. Музыка в нужные моменты акцентировала происходящее на экране.
Достоинств у фильма Сергея Урсуляка много, но самое удивительное в этой истории — то, что она полностью основана на реальных событиях. Потому что даже самая смелая фантазия не вытянет таких сюжетов, которые рождает жизнь.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии