Но беда наших ток-шоу в том, что они никогда ничего не решают. Даже задача такая не ставится. Ведь это не спор, в котором иногда что-то рождается, не мозговая атака, не диспут специалистов. Это — шоу. Эстрадный спектакль. Здесь не ищут истину — здесь обмениваются мнениями. Вроде пинг-понга: шарик туда — шарик сюда. Вот только счет никто не ведет. Главное, чтобы каждый помахал ракеткой. Все равно в итоге победит дружба. Ну ладно, о нудизм или коллективный секс не грех почесать языки. Но ведь темы бывают и куда серьезнее. Так называемые судьбоносные проблемы тоже выносятся на ток-шоу. И тоже ложатся в основу эстрадных спектаклей. В дело идет все. Даже трагедия башен-близнецов. Даже наводнение в Якутии. Даже взрыв в Московском метро. Даже эпидемия «птичьего гриппа». Даже подростковая проституция. Даже геноцид сербов в Косове. Что, темы пустые? Да нет, темы самые горячие, самые неотложные. Беда лишь в том, что о массовом терроре говорят не более серьезно, чем о проблемах знакомства или постельного разнообразия. И ведущий — всего лишь конферансье, озабоченный одним: чтобы представление вызвало реакцию публики и на следующий спектакль все билеты были проданы. Show must go on! Уходим на рекламу, но вы не переключайтесь! Что там — средство от перхоти, прокладки, бульонные кубики? Не важно, это всего на три минуты. Оставайтесь с нами!
Повторяю — в политических ток-шоу выбор тем, как правило, вполне оправдан. Другое дело — подбор почетных гостей — тех, кто не нажимает на разноцветные кнопки в амфитеатре, а витийствует на авансцене. Тут чаще всего смесь шаблона и нелепости. Уже сложился свой трафарет, одинаковый на всех каналах. Штук пять депутатов в дорогих галстуках, которым все равно, о чем говорить, лишь бы лишний раз засветиться, причем законодателей выбирают не тех, кто поумней, а тех, кто посмешней: «звезды» Митрофанов, Харитонов или Рогозин, «суперзвезда» Владимир Вольфович. Затем — госчиновник, который вяло отдувается за все власти разом и призывает дождаться результатов расследования. Затем — эстрадный певец, который исполняет песню на тему, а можно и не на тему, и престарелая актриса, которая говорит, что в ее время все было иначе и потому лучше. Затем — директор профильного института, приводящий несколько цифр, которые никто из присутствующих не может ни подтвердить, ни опровергнуть. Затем — безумец из публики, утверждающий, что если каждого третьего (все равно из какой шеренги) расстрелять, то все наладится само собой. Ну и, естественно, ведущий, который благодарит всех собравшихся за интересную и откровенную дискуссию.
Впрочем, бог с ним, с телевидением: это бизнес, там дерутся за рейтинг, то есть за рекламу, то есть за деньги. А когда на кону деньги, говорить о совести просто несерьезно. В коммерции уважают лишь тот товар, который нарасхват на массовом рынке. Беда в ином. Сама наша политическая жизнь, даже не вынесенная на домашние экраны, тоже идет в формате ток-шоу. И это уже опасно. Много ли времени судьба отпустила России на решение неизбежных острейших проблем? А их уже который год забалтывают второсортные актеры политической сцены, жестко нацеленные не на благо страны, а на кассу.
Вот уже почти двадцать лет все ветви власти обсуждают рыночные реформы. Давно всем все ясно. Все аргументы лежат на столе. А результат? До сих пор как не было, так и нет реально действующего рынка земли. До сих пор современный помещик Харитонов (50 гектаров в загашнике!) долдонит, что в России землей торговать нельзя. До сих пор Россия за миллиарды долларов покупает мясо и масло в странах, где свободные фермеры свободно покупают и продают принадлежащую им землю. Почему же до сих пор у нас правит бал этот корыстный чиновничий идиотизм? А потому, что еще не кончилось ток-шоу. Еще не кончился обмен мнениями. Еще не все клоуны покувыркались на ковре. Когда заговорили о военной реформе, о необходимости и, более того, о неизбежности профессиональной армии? Да, наверное, уж лет пятнадцать назад. Ну и что, идет реформа? Увы, и тут идет не столько реформа, сколько ток-шоу.
Ну-ка, кто еще не высказался из трех тысяч наших генералов? Сейчас, сейчас, всем дадим слово — только не переключайтесь, оставайтесь с нами! Никуда не денемся — останемся. Нет у нас такого пульта, чтобы уйти на другой канал, где не болтают, а решают... Реформа ЖКХ? А как же, в самом разгаре — только не сама реформа, а ток-шоу о ней. Лопаются трубы, замерзают целые города. И слава богу: чем больше драм, тем живее дискуссия. ...На рубеже девяностых годов прошлого века пресловутый соцлагерь развалился на множество частей. Но жесткая линия разделила освободившиеся страны по единственному признаку: на те, где решительно и быстро провели демократические рыночные реформы, и на те, где до сих пор тянутся разной степени скандальности ток-шоу. Результаты видны невооруженным глазом: нынче по уровню жизни при всех наших фантастических недрах мы отстаем не только от Венгрии, Чехии и Польши, но даже от Эстонии. Ничего не поделаешь — смотреть ток-шоу порой забавно, но благосостояния оно не прибавляет никому, кроме чиновных участников бесконечной говорильни.
А в самом деле, сколько у нас времени? Ведь мало. Года два, наверное, ну два с половиной. У Путина мощная поддержка снизу, дающая действующему президенту редкий шанс делать не то, что ласкает слух аудитории, а то, что позарез необходимо стране. Но как долго будет у него эта возможность? Успеет ли Россия уложиться в отведенный судьбой срок? Успеет ли президент? Успеем ли все мы?
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии