И внешне, и по характеру она больше смахивает на мужичка. Именную приставку "Ваня" ей поэтому и дали. А еще потому, что мужскую работу саскальская активистка знает получше бабьей.

Кем только ни работала: плотником, ветеринаром, стеклорезом, столяром... Кому стекла вставить, кому грядки вскопать, сараюшку отремонтировать, капусту посолить — всегда зовут ее. Без нее в селе не обходится ни одно собрание, ни одно застолье, ни одно мероприятие. Вот и идея сделать свой приход тоже Тани-Ванина.

- У нас много ребятишек в Шимановске учится, а там, говорят, много сект, — рассказывает Аскульникова. — Они детей по ресторанам водят, дорогие вещи покупают, а потом "кодируют" — в секту свою заманивают. А надо, чтоб молодежь по божеским законам жила.

И Таня-Ваня, вооружившись согласием батюшки, собрала бригаду из шести собутыльников. Место определили сразу: заброшенный старый дом, владелец которого давно умер. Сами стеклили окна, вешали решетки, белили, красили. В перерывах — по сто граммов.

- Трезвых — никого! — вспоминает Татьяна. — Ох и намаялись мы. Дом был в таком ужасном состоянии. Никто даже гвоздем не помог... Еще и участковый выписал нам триста рублей штрафа. За то, что выпили прямо у прихода за удачный рабочий день.

Здание освятили, батюшка привез иконы. Местный умелец Олег Рябошапко вырезал оклады и деревянные украшения. Глава Шимановского района Станислав Пасюк выделил тысячу рублей на оформление документов, и приход ожил. Заведующей Таня-Ваня поставила свою мать Надежду Федоровну.

- Я ей говорю: "Ответственной будешь, потому что я пью. А ты педагог, люди тебе доверяют".

Сейчас приход пользуется в поселке большой популярностью не только у взрослых. Частенько забегают ребятишки, приходят подростки.

- Сами-то ходите?

- Через раз, — закуривая "Приму", отвечает Таня-Ваня. — У меня дома есть камень Саровского. Когда я в состоянии, молюсь на него. Конечно, это не настоящий камень преподобного старца. Взяла наподобие, чтобы чувствовать, что Саровскому молишься. Боюсь к приходу его принести. Опять батюшка даст по башке, скажет: хулиганишь.

- Часто хулиганите?

- Да бывает. В церковь забегу в фуражке — все хохочут. Но если на меня платок надеть? Все ж со смеху умрут.

Татьяна Аскульникова — человек, можно сказать, многообразованный. Училась на киномеханика и на простого механика, на зоотехника и ветеринара. Имеет все категории вождения.

- В дипломах у меня всего одна "тройка" — по физкультуре. Физрука обматерила, — признается Таня-Ваня. — Да... Поведение у меня всегда хромало. В Саскаль она приехала случайно. Попутчик в поезде обмолвился, что в селе нужен ветеринар.

Она и помчалась. Однако, обосновавшись, стала работать водителем К-700. Ей это занятие больше по душе.

- Сейчас меня уволили по сокращению. Пойду работать к сыну: он тут столовую открыл. Хороший парень — не пьет, не курит. Я буду у него под контролем. Люблю людям помогать. Здесь, ежели что сделать надо, всегда меня зовут. И днем, и ночью.

- Как работу оплачивают?

- Где продуктами, где деньгами, где добрым словом.

- А пьете частенько?

- Людям некоторым нечем рассчитаться, вот и наливают самогоночки... А что? Да, мы — отбросы общества, но мы работаем! Вот, видите, приход соорудили. Теперь он для меня — самая главная забота, чтоб всегда в порядке был.

Сейчас у неформального лидера Саскаля на реализации следующая идея — освятить школу.

- Уже три года эту тему пробиваю. Батюшка добро дал, но сказал, чтоб к нему пришел сам директор. А освятить нужно обязательно! Школу ведь тоже пьяницы строили.

Возрастная категория материалов: 18+