Увиденное и коробками назвать трудно. Батареи отопления, трубы, санузлы — все раскурочено, выдрано с мясом. У зданий — ни окон, ни дверей, разобраны кирпичные перегородки, а местами и стены, порушена кровля. По сути 22 тысячи квадратных метров жилья приведены в негодность и брошены. Вдохнуть жизнь в десять бывших домов — реконструировать их небезопасно, а если же по новой строить инженерные коммуникации, то и вовсе потребуются серьезные вложения. Мой вывод весьма прост: Завитинскому району их никогда не поднять — слишком велики затраты. Нет свободных денег и у областного бюджета.
Сказанное — часть проблемы. Из бывшего согласованного с военными и гражданскими перечня передаваемых объектов, по заявлению Владимира Мельника, исчезли клуб, баня, столовая, профилакторий, магазины, банно-прачечный комбинат. Их что, заново строить? И это не все. Население Завитинска еще несколько лет назад составляло 26 тысяч человек, сегодня — 15 тысяч. Заселять жилье будет некому. Поэтому наиболее целесообразный и приемлемый путь решения проблемы военного городка N 12, по мнению завитинской администрации, дома снести, территорию рекультивировать. Но оно идет вразрез с решением областного арбитражного суда. Я его не навязываю, но прийти к истине не так трудно. Может, очередное заседание арбитражного суда по проблемам военных городков Завитинска провести в этом городе, предварительно ознакомив заинтересованных лиц с положением дел на месте? Потому что окончательного решения ждет и городок N 3.
В целом он насчитывает 120 тысяч квадратных метров жилья. Районной администрации передается около 80 тысяч квадратов, но они не отвечают элементарным нормам проживания. Из 20 жилых домов городка N 3 полностью заселены десять, в четырех — несколько квартир, пустуют шесть домов. Со времени согласования сторонами перечня прошло шесть лет, затем вышло постановление правительства. Теперь и последнему больше года. Что и говорить — затяжка с передачей объектов не способствует их сохранности. Особенно когда в этой сохранности не заинтересованы те, кому по долгу службы этим заниматься положено.
Поначалу администрация района рьяно взялась защищать будущую собственность, каждый случай хищения рассматривался на уровне ЧП. Но когда военные начали уходить с объектов «на выходные», наступил беспредел. С помощью милиции пришлось останавливать господ красноармейцев, когда они попытались реализовать коммерсантам железобетонный забор, а когда первые начали воровать аэродромные плиты, дошло до мордобоя. Сегодня Владимир Мельник чешет затылок. Бюджет района где-то 260 миллионов рублей, а только для восстановления объектов городка N 3 потребуется 265 миллионов. Завтра цифра может возрасти. В Завитинске поговаривают, что не без ведома Екатеринославкой КЭЧ кое-какие военные объекты реализуются на сторону. Точнее — реализуется то, что от некоторых из них осталось. Люди разбирают кирпичные стены, стену котельной на наших глазах ломали с помощью автомобиля. Баню военные списали. На каком основании? Оборудование понадобилось. Его было здесь предостаточно, государство в свое время не жалело денег на оборону, а где демонтированное оборудование находится сегодня?
Тогда стычки между военными и гражданскими привели к одному — прокуратура области попросила район не вмешиваться в происходящее до тех пор, пока объекты не будут переданы ему в эксплуатацию. Прокурор области, известно, сменился, изменились и требования. Они сводятся к быстрейшей передаче объектов. В самом деле, выполнять распоряжения правительства необходимо. Но опять же — с полной государственной ответственностью. С ответственностью с обеих сторон. Взять такой пример. К городку N 3 проложена неутепленная водопроводная труба. Если мороз опустится до -30-35, жди беды. Военные заверяют гражданские власти: деньги на содержание объектов поступят после их передачи. Какое время ждать? На моих глазах запарила теплотрасса, подходящая к жилым домам военного городка, и глава района распорядился, чтобы неполадку устранили как можно быстрее. Сколько таких неполадок ликвидировали в ноябре и декабре прошлого года слесари и сантехники Завитинска? Бывший прапорщик Николай Васильев, ныне военный пенсионер, заявил без обиняков: «Если бы общественность вместе с главой администрации района не хлопотала, не взывала ко всем инстанциям, сидеть бы нам этой зимой без тепла в квартирах. А так, слава богу, пока что хотя и на пределе, но температура в квартирах нормальная».
Военные присутствие корреспондента АП в городках не приветствовали. Дежурный штаба 35-й армии отчитал меня, что я лезу к нему с вопросами без ведома его пресс-службы, начальник Екатеринославской КЭЧ подполковник Андрей Зеленский — потребовал согласования с пресс-службой Дальневосточного военного округа. Извините, товарищи офицеры, время не терпит. Предшественник Андрея Зеленского подполковник Андрей Наумов столько бед натворил, что разбираться военной прокуратуре. Но только ли он виноват? Начальник КЭЧ на военном небосклоне — величина больше склоняемая, чем заглавная... Владимир Мельник, полковник запаса, был в числе тех, кто строил жилье и объекты соцкультбыта для военных в Завитинске, немало лет возглавляет районную администрацию. Ему больнее, чем другим, видеть разрушаемое. И потому он борется за справедливое решение.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии