Ни-хао булы Осколок новой китайской России огорожен невысоким забором, у ворот трое молодых "омоновцев". Русские парни одеты в камуфляж, они выполняют роль контролеров - проверяют входные билеты. Импровизированная улица переделана из терренкура бывшего санатория, на месте которого и расположилась деревня. "Магазин самобытных русских товаров" - кричит вывеска на одном из домов. Заходим. - Ни-хао! - приветствует меня блондинистая продавщица. - Здравствуйте, - отвечаю я. - Ой, вы русский, а то по привычке "ни-хао" да "ни-хао", весь день с китайцами общаюсь... - бойко поясняет соотечественница. Из разговора с Юлей (так зовут продавщицу) становится понятно, что русских тут работает человек шестьдесят, все из Владивостока. Ассортимент самобытного магазина невелик. Водка, бальзамы, кофе, матрешки с шоколадками... Покупателей, по словам Юли, бывает "по-разному" - от нескольких человек до нескольких сотен в день. В основном это туристы из центральных и южных районов Китая, которым наряду со снежной харбинской зимой показывают "кусок России". Рядом с лавкой примостился "Домик тети Наташи". Хозяйка его - дама лет шестидесяти с бюстом "зависть Сердючки". Домик внутри небольшой - две комнаты и крошечная прихожая. В комнатах по две кровати, на стенах веером - репродукции старых фотографий русского Харбина. Суковатая полка на крестовине в углу выполняет роль вешалки. Заплатит турист трудовой юань и поспит на русской перине. Колорит! Удобства, как и полагается в деревне, находятся во дворе. Театр начинается с... камуфляжа Апофеозом российской глубинки в китайском интерьере является "Русский золотой театр". Это бывший кинозал санатория. У входа стоит румяная улыбающаяся россиянка, одетая зачем-то в камуфлированный костюм, шапку-ушанку с огромной кокардой и высокие шнурованные американские ботинки. Этакий солдат удачи. На мое недоумение - как-то не очень сочетаются театр и камуфляж - Ольга Ивановна спокойно замечает: - Черт его знает, так решил китайский хозяин, а мне что - как поставили, так и стою... Зрительный зал театра после недавней "русификации" похож на лубочную шкатулку. Расписные стены и потолок в один "флакон" собрали все - от ангелов до малопохожих копий полотен русских живописцев. Сцена отгорожена кроваво-красным занавесом. Два раза в день дается представление силами владивостокского ансамбля "Метелица" и других очень самодеятельных артистов, собранных от Находки до Читы. На послеполуденное прикосновение к великому русскому искусству собралось десятка два китайских туристов. Конферансье через переводчика объявил начало концерта. Стартовали с фольклора. Голосисто выдавали "Субботею", в программе были обязательные китайские хиты типа "Катюши" и "Подмосковных вечеров". "Гвоздем" русского концерта оказался канкан в исполнении девиц явно трудной судьбы. Танцовщицы были далеко не в лучшей форме, на лицах - максимум вульгарности. В такт музыке задницы у них болтались, как у гусара сумка. Стыд заливал щеки, пока мы глядели на это русское "искусство". После танцевального номера вышла вокалистка в мини-юбке на уровне аппендицита. Дама была явной ровесницей Китайской Народной Республики, поэтому наряд ей подобрали весьма опрометчиво. Пела она якобы на китайском языке, причем откровенно старалась погромче. Сидящий со мной рядом знакомый китаец удивленно пожал плечами. - Из ее песни я понял всего несколько слов... Концерт мастеров искусств государства Российского длился не больше часа. Спасибо хотя бы за это... Товалиси, к столу, пожалуйста После пищи духовной туристский люд зовут на русскую трапезу в огромный зал, где за большущим, как Россия, столом вам русско-китайские куни (девушки) предложат, так сказать, национальную кухню. Вернее, обслуживают гостей шустрые китаянки, наши девушки статуями стоят у стены с видом, как будто им должны все в округе. Яства - что-то между очень российским общепитом и захудалой китайской "чифанькой" - все холодное и явно несвежее. Руководит в русской деревне русскими работниками усталый мужик, назвавшийся Анатолием. На вопрос, что ж так все убого и низкопробно, он равнодушно заметил: - А, китайцы деньги экономят... Приличные работники дороже стоят, а тут набрали всякий сброд. Работать не хотят, водку жрут, да наши бабы, напившись, к китайцам пристают, а те мне жалуются... Далее Анатолий поделился, что "одну б...щу вчера выгнал" и еще собирается двоих уволить. Зарплата у русских жителей искусственной деревни - от полутора до трех тысяч юаней в месяц плюс бесплатное трехразовое питание и проживание в двухместных гостиничных номерах. Если в России не иметь никакой работы, то такие условия явно неплохие. О хлебе насущном думать не нужно, все заработанное можно тратить только на себя. Но "приличные работники" за такие деньги работать не хотят... Мы голодные, но гордые. Юань китайский, а имя русское Вот такая деревня и ее обитатели. Русский староста Анатолий приехал в Харбин из "города нашенского" - Владивостока. Он долго жаловался мне, как трудно было открыть эту деревню. Как трудно было набрать для работы нормальных людей. ("Помогал сам Пуликовский!" - горд староста.) Что китайцы на всем экономят и качественный состав русского населения оставляет желать лучшего. ...Все бы ничего, дело коммерческое. Да только скудным юанем оплачивается русское имя. И залетный китайский турист через эту горе-Ивановку оценивает целую страну с гордым именем Русь. Нашу страну. Ему-то, Вану заезжему с южных окраин Китая, и дела никакого нет, что трясут бедрами и прокуренно горланят песни далеко не лучшие представители соседней державы, критерием отбора которых было магическое словосочетание "подесевле мозно!" Классик, задавший риторический до гениального вопрос "Русь, куда несешься ты?", не получил на него ответа до сих пор. А может, и вовсе не из экономии представил нас в "русской деревне" чернявый сосед эдакими вульгарно-пьяными, с суховатыми клюками вместо вешалок?.. Может, так оно более привычно для их раскосого взгляда? Эх, Иван, запахни душу...

Возрастная категория материалов: 18+