- Татьяна Ивановна, новый кодекс, вероятно, будет более жестко подходить к нарушителям антимонопольного законодательства? - Безусловно. Предполагается расширить перечень нарушений антимонопольного законодательства, за которые предусмотрены наказания в административном порядке, а также увеличить размеры административных санкций за них. Дополнительно предлагается в качестве новой величины для определения размера административного штрафа ввести выручку от реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующего субъекта-нарушителя. В настоящее время административная ответственность для юридических лиц в размере, не превышающем 5 тысяч МРОТ, предусматривается только за неисполнение законных решений и предписаний антимонопольного органа, а также за непредставление ходатайств или уведомлений, сведений или информации. В других странах размер санкций значительно превышает наши цифры. Так, например, в США сумма штрафа за нарушение антимонопольного законодательства в зависимости от вида нарушений может достигать 10 миллионов долларов США, в Германии - 500 тысяч евро, во Франции - 1,5 миллиона евро. - С вступлением в силу нового закона мы приблизимся к американским и европейским антимонопольным стандартам? - В некоторой степени. В проект закона о КОАП внесена глава «Административные правонарушения в области конкуренции». Перечень правонарушений в области конкуренции по сравнению с ныне действующими нормами существенно расширен. Введены конкретные виды предписаний антимонопольного органа, за невыполнение которых предусмотрена мера ответственности в виде штрафа и новая мера ответственности - дисквалификация должностных лиц до трех лет. В зависимости от вида правонарушения штраф устанавливается в размере от 15 до 25 МРОТ для граждан, от 80 до 200 МРОТ либо дисквалификация на срок до трех лет - для должностных лиц, от 3 до 5 тысяч МРОТ - для юридических лиц. Введена еще одна новая статья - «Злоупотребление доминирующим положением на рынке», в которой предусмотрены меры ответственности как в виде установленного размера административного штрафа и дисквалификации на определенный срок должностных лиц, так и в виде установленного процента выручки от реализации товаров, работ, услуг. Злоупотребление доминирующим положением на рынке влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц от 150 до 200 МРОТ либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в размере от 0,5 процента до 2 процентов выручки от реализации товаров, работ, услуг за календарный год, предшествующий году, в котором выявлено данное правонарушение. Для банков, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг считается доход от реализации, определяемый в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Введены еще две статьи, касающиеся правонарушений в области конкуренции, которых ранее не было в кодексе: «Участие в ограничивающих конкуренцию соглашениях или согласованных действиях» и «Недобросовестная конкуренция». - Чем была вызвана необходимость усовершенствовать законодательные нормы? - Ростом числа неисполненных предписаний антимонопольного органа, направленных на устранение монопольных нарушений, на восстановление нарушенных прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Наметилась еще одна тенденция - хозяйствующие субъекты, нарушившие антимонопольные требования, обращаются в суды с требованиями отмены решений и предписаний антимонопольных органов в целях затягивания сроков исполнения предписаний. При этом вынесенные в итоге длительных судебных разбирательств решения о привлечении нарушителя к ответственности также зачастую оказываются неэффективными, поскольку размер административных санкций несопоставим с масштабами убытков, причиняемых их деятельностью государству, хозяйствующим субъектам и потребителям. - В чем новизна изменений, вносимых в Кодекс об административных правонарушениях? - Они предусматривают дифференцированный подход к нарушителям антимонопольного законодательства, дают возможность применять меры ответственности к нарушителям адресно, носят точечный характер в целях повышения ответственности конкретных лиц и органов, используется и репутационный фактор. Кроме того, принятие данного законопроекта создаст необходимые стимулы для соблюдения антимонопольного законодательства у хозяйствующих субъектов, а также условия для добросовестного развития конкуренции.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии