Помните об этом и относитесь благодушно к срывам и непредсказуемым поступкам. Так проявляется нарастающее напряжение малыша, и вы должны умело и спокойно гасить, смягчать его. Поиграем вместе По словам психологов, основная проблема, которую переживают дети в первый год школьной жизни, - расставание с играми. Еще вчера «вольный казак» часами возился с конструктором, играл «в магазин» или гонял мяч под одобрительные возгласы взрослых, а сегодня те же взрослые недовольно хмурятся: зачем он тратит драгоценное время на бестолковые забавы? Вот тут опасный момент. Оказывается, первокласснику игра необходима ничуть не меньше, чем дошколенку. - Не пытайтесь строго внушать малышу, что учеба - дело серьезное и к ней надо относиться очень ответственно: он вас не поймет, только перепугается и затаится, - предостерегает учитель начальных классов благовещенской школы N 11 Наталья Горская. - Лучше научите ребенка играть в новую увлекательную игру под названием «школа». Практически все первоклашки приходят в класс с большим желанием стать настоящими учениками. Но как это делается, они не знают. Они не умеют учиться, зато изо всех сил хотят хорошо «играть» в ученика. Вот и поиграйте с ребенком «в школу». Пусть любимые игрушки - мишка, кукла Синди, солдатики и роботы - станут его учениками. Наталья Геннадьевна предлагает: пусть сначала кто-то из взрослых прочитает ребенку и его «ученикам» сказку, а потом будущий школьник проверит домашнее задание. Игрушки, которых озвучивают мама, папа или бабушка, перескажут сказку - со смешными, глупыми, грубыми ошибками, а малыш со знанием дела исправит их. Заодно в игре познакомьте сына или дочь со школьными правилами - не вставать с места без разрешения, не выкрикивать ответ, входить и выходить из класса по звонку. Пусть ребенок сам расскажет об этих правилах ученикам-игрушкам и следит, чтобы они их выполняли, а не своевольничали. Оцени себя сам Тяжелым испытанием для всех учеников начальной школы становятся первые отметки. Пусть даже вместо баллов учитель рисует цветные звездочки и флажки. До поступления в школу работу малыша никто всерьез не оценивал. За любые каляки-маляки, стишок из двух слов или элементарнейшую помощь по дому им восхищались, ахали и охали... Ребенок попросту не готов к тому, что далеко не все у него получается на «отлично» и что учитель оценивает не только сам факт выполнения задания, но еще и качество работы. - Чтобы такое положение вещей не стало причиной стресса, приучите малыша к мысли, что его действия можно оценивать. Например, введите в жизнь ребенка «волшебные линеечки» - вертикальные полоски на листах бумаги, - советует Наталья Горская. - Пусть ребенок ставит красный крестик на вершине полоски, если, по его мнению, он справился с заданием хорошо. Если работа вышла не очень удачно - крестик посередине, а уж если поручение осталось невыполненным - крестик должен стоять внизу. После того как малыш сам оценит свои действия, обсудите вместе, почему он так считает. Выскажите свое мнение, посоветуйте, как лучше выполнить задание в следующий раз. Используйте линеечки для оценки самых разных действий ребенка: как он почистил зубы, как разговаривал с бабушкой, как помог маме убрать со стола, сходить в магазин, протереть пыль или полить цветы. Но! Никогда не оценивайте умение дошкольника читать, писать и считать. Этими навыками ему еще только предстоит овладеть. - Наталья Геннадьевна, многие дети сегодня идут в школу уже подготовленными - умеют читать и даже писать. Это хорошо? - Действительно, большинство родителей стремятся к тому, чтобы ребенок пришел в первый класс уже хорошо читающим. Кто-то занимается с ним сам, кто-то отдает малыша в школы раннего развития - таких несколько в Благовещенске, некоторые нанимают репетиторов. Словом, каждый учит ребенка по-своему, у каждого свои методики и техника. Например, в прогимназии детей учат плавному «поющему» чтению. Сейчас в моем классе учится такой мальчик. Уже два года и я, и мама бьемся, а он до сих пор не читает слова и слоги, а поет. При подготовке малыша к школе родители должны обращать внимание не на чтение и письмо - этому учителя сами научат, а на развитие памяти, усидчивости, умения слушать взрослого и друг друга. Важное задание - составить расписание За оставшееся время перед школой постарайтесь ввести в жизнь ребенка важнейшую из категорий, с которыми ему отныне придется сталкиваться постоянно, - категорию времени. Научите малыша организовывать и планировать свои действия, выполнять их, соотнося со временем. Для тренировки составляйте сообща расписание совместных дел на следующий день, проговаривая вслух, сколько времени вы можете уделить каждому, чтобы успеть все намеченное. До начала школьных занятий приучите ребенка к режиму дня. Подъем в семь утра станет настоящей пыткой для маленького лежебоки, которому все лето давали возможность отсыпаться всласть. Все занятия - рисование, лепку, чтение книжек, упражнения в счете - проводите в то время, в какое будут проходить уроки в школе. При этом не увлекайтесь письмом и математикой. Школьные программы постоянно совершенствуются и дополняются, к детям предъявляют теперь иные требования, чем к нам. Скорее всего, после домашних уроков малышу придется переучиваться писать и считать, а это, как известно, сложнее, чем учиться заново. Кроме того, ребенок, который к первому классу знает таблицу умножения и пишет под диктовку родителей диктанты письменными буквами, скорее всего в школе заскучает и быстро потеряет интерес к учебе. - Один из моих нынешних учеников пришел в первый класс уже хорошо и правильно читающим, - привела пример Наталья Геннадьевна. - Но на уроках мы учим со всеми буквы, слова... Ребенку было неинтересно, в итоге к концу года мальчик стал читать хуже, чем остальные дети, которые пришли в школу не читающими. Гораздо полезнее тренировать память ребенка, развивать его наблюдательность, учить концентрировать внимание. И последнее: сами не бойтесь школы, не бойтесь перемен, входящих в вашу жизнь! Малыши - большие мудрецы, они, может, не все понимают, но все чувствуют. Если мама весело входит в долгое испытание, именуемое школьной жизнью, малышу куда легче вступить вслед за нею в эту все-таки «холодную воду».
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии